Прочитала подборку статей под общим названием "Мы не убогие", котоые были ответом на публичное выскзывание российского министра культуры Мединского в адрес любителей комиксов. От всей своей широкой и безусловно культурной души он назвал их "дебилами", а весь жанр отправил в младшую группу детского сада. Это не могло не вызвать ответной реакции. И, как это часто бывает, волна возмущения вынесла на берег много любопытного и полезного. Мне оставалось только пройти вдоль прибоя и собрать жемчужины.
До этого я комиксами не интересовалась, а тут как будто целый мир открылся. Ну как не сказать за это министру слова благодарности!
По поводу разнообразных граней жанра, о его плюсах и минусах писать не буду. Обо всем этом есть в тех самых статьях. Хотелось бы о немного другом, о своем.
Так совпало, что я в очередной раз копалась в "архивах" и меня вдруг осенило: да ведь я сама комиксы рисовала! С самого раннего детства! Может, такая заявка будет слишком смелой, надо быть скромнее. Скажу так: делала попытки. Вот как они выглядели:
На рисунке - эпизод триллера "Гроза". Действующие лица: Котенок, застрявший в ботинке (это игрушка такая была, нажимаешь на котенка, он прячется в ботинке и издает мяуканье), куколка (пластмассовая, вся целиком оранжевая) и резиновый Утенок (с дырочкой в правом боку). Краткое содержание: Котенок просит девочку достать его из ботинка, чтобы убежать от грозы. Маленькая негодница отказывается помочь, что вызывает язвительный смех у Утенка. Утенок говорит именно ха-ха-ха, а не ах-ах-ах, как можно было бы подумать. Если я рисовала лицо повернутым влево, то и текст писала улетающим изо рта влево. При этом буквы и всю фразу зеркально переворачивала.
Примечательно то, что в этой сцене даром речи обладает даже Гроза. Как и положено грозе, она говорит свое сакраментальное "Бу Бух"!
Чтобы в рисунках каждый из персонажей мог высказаться в манере, заложенной в нем природой, я наводила справки - пытала родителей вопросами: как говорит зайчик? а лиса? а как медведь? Родители не знали и придумывали на ходу. В результате, зайчик на моем рисунке говорит "пи-пи-пи". Это запи-писано со слов взрослых. Ну а то, что курочка говорит "кукареку", то это лично мой косяк.
А вот как говорят медведи, никто мне ответа не дал, поэтому все мои нарисованные игрушечные медведи молчат. Но выглядят они при этом очень выразительно и красноречиво.
(Этого чудесного белого мишку мне привезли из Прибалтики. Он был из поролона и поэтому быстро пожелтел, а потом и вовсе развалился.)
Я росла и вместе со мной рос и развивался любимый мной жанр. Этому немало способствовал журнал "Веселые картинки", откуда я срисовывала истории. Они, правда, редко бывали длинными, 5-10 эпизодов, не больше. Потом я стала свои придумывать. В школе, на уроках рисовала шариковой ручкой, дома, как и в дошкольном детстве - цветными карандашами.
В результате у меня собралась целая стопка "самиздатовских книг". Последние из них рисовала уже в достаточно сознательном возрасте, в 6-7 классе. (К этому времени я не писала реплики на самом рисунке, считая, что они его портят, выносила их на поля).
Тогда же я пережила "минуту славы". Обычно я никому, кроме домашних, не показывала свои "труды", но как-то, оказавшись в больнице, вынуждена была их рассекретить: рисовала при всех в палате, чтобы не умереть со скуки. И произвела фурор своими картинками. Все мои соседки были в таком восторге, что стали срисовывать их для себя. Особой популярностью пользовалась вот эта, самая яркая и простая для копирования :
Карандаш уже кое-где стерся и потускнел, но воспоминания о всеобщем почитании моих "талантов" по-прежнему яркие.
Потом я переключилась на "издание" рисованных газет и журналов и "комиксы" отошли на второй план.
Они напомнили о себе уже совсем в другом контексте, когда я стала интересоваться историей искусств. Черты жанра иллюстрированных историй я стала замечать в произведениях художников разных времен и народов. Ну чем не комиксы русские лубочные картинки или житийные иконы?
Мыши кота погребают. 1760
Святой Николай Чудотворец и Святые Косьма и Дамиан, с житием Святого Николая. Первая половина 14 века, Новгород.
Близки к ним и работы мастеров Возрождения, которые в одном произведении могли уместить ряд последовательных эпизодов одного события. Отличие лишь в том, что эпизоды не разделяются на отдельные "клеймы", как в иконах.
Лоренцо Монако. Пир Ирода.
Ганс Мемлинг. Страсти Христовы.
Разделение какое-то все-таки есть - колоннами, арками, комнатами, а иногда планами (более позднее событие находится вдали, на заднем плане)
Подобных примеров можно было бы привести не одну сотню. И все они говорят о том, что всегда существовала потребность в визуализации сюжетов, ведь любая история от этого становится более яркой, понятной и запоминающейся.
С появлением возможностей снимать в любой момент все подряд возник и другой вариант рассказа в картинках (особенно ценный для тех, кто рисовать не умеет или ленится) И я с удовольствием такой вариант освоила. Свои фотоальбомы про путешествия я старалась формировать, как иллюстрированные повествования. Краткие подписи под фотографиями я связывала в единый последовательный текст. Таких альбомов настрогала в ОК с полторы сотни. Про себя я их так всегда и называла - мои комиксы (!) Кстати, я даже делала попытки придать им классический "комиксовый" вид, но как-то не прижилось.
Амстердам. Школьники ждут водный автобус.
Теперь вот в ЖЖ продолжаю фоторассказы о путешествиях , только с немного большим нажимом на текст.
Но иногда легкое беспокойство посещает: тем ли я занимаюсь, чем надо, на то ли время трачу?..
И тут вдруг товарищ Мединский со своими высказываниями, побудившими меня заинтересоваться темой и заодно прошлое вспомнить.. Это помогло мне (еще раз спасибо министру) понять причины моего беспокойства - просто где-то в глубине души еще живет до конца не реализованное детское желание фантазировать, сочинять, рисовать.