Как я сторожила зиму

Jan 18, 2021 02:30

Я сторожила зиму не в смысле "караулила-поджидала" (ну где она там, заждались мы ее!), а  самым натуральным образом - охраняла.
В молодые свои годы, в студенчестве, страдая от постоянного безденежья, я нашла себе работу - устроилась  ночным сторожем!
Не знаю, посчитает ли кто-то эту историю смешной, но мне самой вспоминать ее весело!



Кадр из фильма "Операция "Ы" (мой скриншот)

Мне необычайно повезло, что удалось заполучить такую должность. Это была настоящая синекура. По сравнению с работой уборщицы (или с разгрузкой вагонов - наши парни-однокурсники иногда этим занимались), работа сторожа была - не бей лежачего. Единственной сложностью был график - ночные дежурства... хотя для меня, совы по жизни, это не составляло особой проблемы. Я набирала с собой кучу учебников, чертежей и проводила рабочее время с двойной пользой (готовилась к занятиям, а в это время денежка капала)

Как-нибудь я расскажу про свое сторожевство подробнее - про то, как я сначала работала на подмене, как потом получила постоянный участок и как на соседнем устроилась на такую же должность моя сестра, про головастиков... ах да! про головастиков я уже писала!...

А сейчас я просто сделаю несколько зимних зарисовок своей "профессиональной деятельности"

Зима, надо сказать,  была самым трудным сезоном в моей работе сторожа. И дело тут было не в холоде. От холода мне страдать не приходилось.
Может быть, у кого-то при упоминании двух образов - "ночной сторож" и "зима" - сразу возникнут в памяти в кадры из фильма "Операция "Ы", но они  совсем не похожи на то, как выглядела моя рабочая смена. Я не ходила всю ночь напролет вокруг объекта с ружьем в руках.   99%  дежурства я проводила в своей жарко натопленной сторожке, занимаясь куда более важными делами, чем бессмысленное хождение по вверенной мне территормии.



Кадр из фильма "Операция "Ы" (мой скриншот)

А то, что хождение было бессмысленным (и может даже где-то опасным) долго объяснять, я думаю, не надо.
Во-первых, у меня не было никакого ружья! Во-вторых, отсутствовали средства для подачи сигналов тревоги, не было даже элементарного свистка. А в-третьих... я бы хотела посмотреть на тех "проклятых расхитителей социалистической собственности", которые бы надумали под покровом ночи утащить... например, бетонное кольцо полутораметрового диаметра или фундаментный блок. У меня под охраной был не мелкооптовый склад, а база УПТК - управления производственно-технологической комплектации.



фото из интернета

Единственное, что реально могли спереть - соляру из бензобаков оставленных на участке машин. Но бросать на ночь свою кормилицу на дикой окраине города (а база находилась именно в таком месте) да еще с полным выменем, желающих было немного. Если такое вдруг случалось, меня заранее предупреждали - просили бдить. Чтобы мне легче было это делать, машины ставили прямо у дверей сторожки и я каждые сколько-то минут (часов) выглядывала - проверяла, не доит ли не покушается ли какой-нибудь мерзкий ворюга на чужое добро.
Тут я хотела бы отметить некоторые особенности моего места работы : сторожка находилась на границе охраняемой зоны, у ворот. Она имела одно маленькое оконце у земли, выходящее в сторону улицы. Рассмотреть из него можно было только небольшой участок внешней дороги. Даже ворота не были видны. Вход в домик был один, со стороны участка. От него на расстоянии метров 30 находилась котельная с единственным на всю зону телефоном. Работники котельной запирались на ночь, чтобы никто не мешал им спать и достучаться до них  (представьте, какой шум в котельной) не было никакой возможности.



фото из интернета

Рядом со сторожкой у ворот был большой свободный пятак - что-то вроде стоянки. Это было самое освещенное место. Если не считать нескольких тусклых ламп над рампами складов, остальная территория тонула во мраке. Да, склады тоже имелись, но как-то мне довелось в них заглянуть при свете дня... и я была в шоке от увиденного - в них хранилась какая-то древняя ветошь и прочий невнятный хлам, судя по виду - со времен доисторических . Пахло там соответственно - раскопками и тленом.

Помните советскую поговорку: одни делают вид, что работают, другие делают вид, что они им платят. Что-то похожее было и тут: одни делали вид, что у них хранится что-то ценное, другие (я и остальные сторожа) делали вид, что это охраняют. В системе взаимного притворства была еще и третья сторона, но о ней чуть ниже.

По соседству проходила железная дорога. Вот там всё было серьезно. Пути контролировала вооруженная охрана. Иногда какой-нибудь вохровец мог (скорее всего, в нарушение устава!) заглянуть ко мне на огонек - погреться. А заодно похвастаться "стволом". Ружей у них тоже не было, только пистолеты. Увесистые, опасно сверкающие черным блеском "пушки".



фото из интернета

Железная дорога была отделена от промзоны не забором с "колючкой", а рельефом - пути проходили по впадине. С возвышенности, я могла их обозревать. Правда, я старалась пореже шастать по окраине - мало ли что померещится в моей одинокой фигуре полусонному, но ответственному охраннику  - еще ненароком пальнет! (и получится, как в фильме "Обыкновенное чудо": "пальнул я в девушку, пальнул в хорошую, по обстоятельствам, а не со зла")...
Однако приходилось иногда там бывать - навещать одно важное заведение. Ну, вы поняли... Именно там, на отшибе, находился туалет.



фото из интернета

Если бы это  было не старое деревянное сооружение типа нужник, а что-то чуть более основательное и привлекательное, то я, как натура впечатлительная и романтичная, могла бы назвать его домом, сияющим на холме.  "Ласточкино гнездо" местного пошиба было установлено на самой высокой точке, на обрыве.  Никаких нормальных дорожек к нему проложено не было, да и само оно  на кочковатой почве держалось исключительно на честном слове. Это особенно становилось заметно при определенном взгляде изнутри: через очко внизу открывался вид на склон и на отрезок путей. Картина выглядела необычно, но созерцать ее желания не было. В любую минуту могли заглянуть "гости" - кто-нибудь из своих, из УПТК, или те же вохровцы (это было и их отхожее место тоже), а крючка на двери, по сложившимся правилам эксплуатации подобных заведений,  не было. (Не знаю, что мне тогда казалось более стрёмным - быть застигнутой врасплох или сверзнуться с обрыва, находясь внутри деревянной коробчонки - тот бы еще получился зорбинг!)



Самый экстремальный туалет в горах (фото из интернета)

Но вернусь к своим профессиональным обязанностям. Главная из них заключалась в... закрывании и открывании ворот.  Дождавшись часа Х (конца дневной смены сотрудников УПТК) я  закрывала тяжелые решетчатые створки, а утром, к началу рабочего дня, открывала. Иногда машины приезжали в неурочное время, сигналили, требуя их впустить. Я выходила из сторожки... и тут начиналась настоящая пытка...
За время работы сторожем я столкнулась с еще одним неизбывным советским обычаем (стоящим в одном ряду с отсутствием крючков в уличных сортирах), который соблюдался неукоснительно: ни одна контора не позволяла себе роскошь иметь полностью исправные навесные замки. Все они были с "секретом", но это было не специально заложенное в них свойство, а следствие их нелегкой судьбы (ржавой и поломатой). Мне каждый раз надо было узнавать что-то новое об их проблемах, учится в них разбираться и налаживать с каджым контакт... как врачу с психами в лечебнице. Если в теплый сезон можно было подолгу, без риска для здоровья, решать головоломки, то зимой, на морозе держать в одеревеневшей руке ледяной замок и ковыряться в нем ледяным ключом... а потом разматывать смерзшиеся цепи (а как же без цепей - ворота без цепей не устоят, рухнут!) - было равносильно смертельному цирковому номеру... только вместо восхищенной публики за моими действиями наблюдали  матерящиеся водилы, ожидающие завершения трюка.

Во всей этой суровой драме был один гротескный штрих. Дело в том, что мой участок был соединен в одно безраздельное целое с участком базы УМ (управления механизации). Оба участка имели общее ограждение и транспортные коммуникации, граница между ними была условная. А вот въездов было два.  Второй въезд находился на той же улице в паре десятков метров от моего... И по каким-то причинам створки ворот там отсутствовали... совсем!
(До сих пор три вещи вызывают мое удивление: звездное небо над головой, моральный закон в человеке... и то, что работники УПТК не позволяли себе проезжать через ворота УМа. Интересно, на каких небесных скрижалях был написан этот запрет? Откуда взялась эта моральная норма?

Если бы не периодическая мучительная возня с замками и цепями, мои ночные бдения в сторожке были бы мало отличимы от домашних -  на посту у меня имелся удобный (почти чертежный!) стол с яркой настольной лампой и лавка, на которой можно было когда-никогда прикорнуть...
Но была еще одна проблема, сезонная, зимняя: снег. Свежнвыпавший снег. Вернее даже не сам снег, а бригадир, который (случайно ли?) всегда появлялся вместе с ним.
Затем и щука в море, чтобы карась не дремал!
Бригадир предпочитал именно в это время обходить участки. Заглядывал он и ко мне - проверял, как я выполняю предписания.
Бригадир и был той самой третьей стороной. Я знала, что он знает, что толку от моей работы - ноль. И мы оба знали, что от его работы проверяющего - тоже ноль.
Но мы не показывали вида и выполняли положенные ритуалы.

Ритуалом, между прочим, было предписано каждые пол-часа делать круг по всей территории... Но ведь можно было и соврать, что я вот только что совершила рейд...
Можно, да, но не в том случае, когда на земле лежал свежий снег. Он выдавал меня с головой!

Приходилось тогда браться за работу - следить... не в смысле наблюдать, а в смысле, ходить, оставляя следы, натаптывать дорожки.
Это было ужасно скучно! Поэтому я позволяла себе развлекаться: оставляла замыслоавтые узоры из следов, лепила снеговиков - своих гвардейцев, которых награждала именным оружием - сосульками...
Но самым интересным было забраться на козловой кран по лесенке на опоре!
Сверху можно было рассматривать окрестности... Ну, как рассматривать... Скорее, угадывать: большая темная зона вокруг - база, большое темное пространство рядом - Парк... за ним - огоньки города, а по другую сторону - четкий и понятный ориентир, освещенный Штык Мемориала Брестской Крепости. (Летом, в сумерках или при свете луны виды были намного лучше. Можно было даже заграницу рассмотреть!))



фото из интернета

Я чувствовала себя Королевой бензоколонки Повелительницей Крана, Владычицей Темного Мира...

Но однажды случилось неожиданное: я вышла, чтобы протоптать первую дорожку на свежем снежном полотне, как вдруг увидела, что в ту сторону, куда я собиралась направиться, уходят в темноту четкие следы. Их оставили какие-то нереально большие подошвы...
Я откровенно струхнула. Быстренько вернулась в сторожку, заперлась на ключ и в эту ночь больше не выходила. Я решила - если нагрянет бригадир и начнет предъявлять, я попрошу его  самого сходить и выяснить, что это за Большая Подошва бродит по участку в морозную зимнюю ночь.

Лично я на такие подвиги не подписывалась!..



картинка из интернета

смешная зимняя история, #наулицезима, вспоминалки, #47, СССР

Previous post Next post
Up