Jun 11, 2011 20:15
Практика показывает, что дети очень легко воспринимают принципы гармоничного поведения. То, к чему взрослому приходится идти годами, ребёнок может понять и мгновенно принять как руководство к действию.
Так, замечая, что детям, для того, чтобы не ссориться, не обижаться по пустякам, выполнять требования взрослых, необходимо просто научиться больше понимать себя.
Чтобы управлять вместе с детьми возникающими проблемными ситуациями, а по возможности научить их самих разобраться в происходящем, можно рассказать им такую метафору:
"Представь, что ты - рыбка, которая живёт в море. У моря есть три слоя. Верхний слой - «пена». Это слой, в котором рыбка не может плыть, куда ей вздумается, порой она не может там даже легко дышать. Море и случай управляют жизнью рыбки и ей очень трудно опуститься на дно морское." Хорошо бы обсудить жизненные ситуации, соответствующие этой метафоре. "Второй слой - средняя часть моря - вода, бегущие волны. Рыбка хоть и дышит спокойно и иногда плывёт, куда захочет, однако, со стихией не поспоришь. Только до определённой степени рыбка свободна выбирать, что ей делать, куда плыть. И наступает момент, когда могучая стихия того и гляди, подхватит её и унесёт в "пену". Преимущество перед верхним слоем здесь в том, что рыбке гораздо легче опуститься на дно морское и приплыть в свой домик." Можно привести примеры из жизни, когда человека выбрасывало "в пену" и когда он находил в себе силы "вернуться в домик". Здесь будет уместно рассмотреть, что лучше и полезнее было бы и для этого человека и для окружающих. "И есть третий слой - дно. Там домик рыбки. Туда не доходят волны стихии, и там рыбка действительно может плавать, куда ей заблагорассудится, познавать красоту и совершенство мира, играть с друзьями, творить."
Вот мы и узнали, что "морские глубины" присущи и нашей жизни. Бывает, эмоции захлёстывают нас, мы порой, даже задыхаемся от их избытка, в такие моменты не слышим никого вокруг! В этом состоянии очень трудно управлять собой и ситуацией. Хорошо, если при этом дети вспомнят такого рода состояния из своего опыта.
Бывает так же, что можно увлечься игрой или компьютером, или другим интересным занятием на столько, что эти дела захватывают тебя и, как бы уносят тебя от себя. В такие моменты легче "вернуться в домик" и исправить ситуацию, но важно успеть понять, почувствовать, что «стихия эмоций готова тебя поглотить». Как это случается с вами, в какие моменты вы подвластны волнам, хоть и не замечаете этого? Пусть дети вспоминают. Помогите им, припомнив подходящие случаи.
И когда вы чувствуете себя на дне? Как понять, что вы сейчас «в домике», в безопасности? Есть совершенно определённые признаки: ваше дыхание спокойно. Вы примерно знаете, сколько сейчас времени. Вы своим поведением, поступками поддерживаете правила вашей семьи, помните про обязанности и с лёгкостью включаетесь в назначенные взрослыми дела. У каждого из вас найдутся и свои признаки, по которым вы сразу поймёте, где вы находитесь: в пене, в волнах или на дне (дети могут высказать свои мысли и вы узнаете, понятна ли им данная метафора и над чем нужно будет ещё поработать).
После этой беседы в течение некоторого времени дружелюбно обращайте внимание ребёнка на его состояния и спрашивайте, где сейчас, по его мнению, находится его «рыбка»? и может ли она опуститься "на дно". Если нет - узнайте, как ребёнок может помочь ей, что ему надо сделать. Обсуждайте и делитесь опытом. Пройдёт совсем немного времени и ребёнку легко будет после вопроса «Где рыбка»? сразу «опуститься на дно». Это упражнение научит ребёнка понимать свои состояния и управлять ими быстрее, чем вам может показаться. Со временем он начнёт легко понимать себя и без подсказок устремляться «на дно». Занимайтесь с детьми, уделяйте им немного времени каждый день, поддерживайте их старания. Ведь вы для них - источник жизненного опыта ! Удачи вам и вашим детям!
Пробуждение внутреннего Учителя