Дом с кошками

Jul 31, 2019 18:37



В узком Козихинском переулке можно пройти мимо длинного четырехэтажного жилого строения № 10, не обратив внимание на любопытный декор. Но можно остановиться и попытаться расшифровать символический язык модерна. Ведь каждая постройка эпохи модерна, в том числе и доходные дома, обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна.
По сравнению с большими доходными домами Москвы, которые получили широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, дом выглядит, конечно, скромнее. Однако в архитектурном оформлении парадного фасада присутствуют оригинальные элементы модерна. Фасад здания покрыт лепным растительным и животным орнаментом и маскаронами в форме женских головок.

Считается, что в XVI-XVII веках этот уголок Москвы служил местом выпаса коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Отсюда название - Козихинский переулок. В XVIII веке участок входил в состав обширной усадьбы. В 1902 году купец Казимир Станиславович Клингсланд выкупил здесь землю и начал застраивать её доходными домами для среднего класса с пяти- и шестикомнатными квартирами. Архитектором стал Гавриила Николаевич Иванов (1861-1935). Получив в 1887 году свидетельство на право ведения строительных работ, проектировщик занимался объектами самолетостроительного акционерного общества "Дукс". В 1910-х годах Гавриил Иванов имел должность архитектора сразу на нескольких объектах - Средних торговых рядов, Пассажа, театра Г.Г. Солодовникова, Московского бегового общества.
В 1908 году владение Клингсланда перешло в руки страхового общества "Россия", лидера добровольного страхования, значительные суммы переводившего на покупку недвижимости. В том же году помещения в доходном доме арендует Товарищество просвещения и редакция художественного сатирического журнала "На распутье" С.П. Серебровского. Здание и после революции не утратило функции жилища. Известно, к примеру, что с 1928 года квартиру №11 занимал Василий Шкваркин, советский драматург, автор комедий и водевилей.



Что же можно увидеть на фасаде? Внимание привлекает прежде всего декор над окнами третьего этажа под прямоугольным карнизом - выгнувшие спину кошки, может быть породы мейн-кун, их иногда называют мини-рыси. Кошки окружены извивающимся плющом.



Кошки отвоевали свое место в архитектуре того времени. Правда, существует мнение, что это не кошки, а рыси. Но у рыси значительно короче хвост, длиннее и острее ушки.



Над окнами первого этажа можно увидеть оскаленные пасти волков в обрамлении растительных стеблей.



По сторонам от входа в подъезд - наверное, это лисьи морды и виноградные гроздья, как подсказали в комментарии.



Второй этаж украшает растительный орнамент из узких длинных листьев и цветов. Возможно, это чертополох.



А эти растения напоминают подсолнух.



Большие окна подъезда со стрельчатым завершением обрамлены капителями с традиционными элементами из арсенала стиля модерн - женскими головками в средневековых шлемах и со стилизованными локонами.









Над подъездом - горельеф богини Ники с крыльями и пятиконечной звездой "во лбу".



Сам дверной проём завершен замковым камнем с гротескной маской.



В доме Клингсланда есть пара ризалитов, выделяющих лестничные клетки, и проездная арка, ведущая во внутренний двор. Прежде и там стоял доходный дом, построенный Ивановым, но он был снесён в 1970-е годы.



Дом с кошками в Большом Козихинском переулке недавно стараниями движения «Архнадзор» был признан выявленным объектом культурного наследия. Несмотря на это кто-то из жителей решил увеличить свою жилплощадь за счет чердачных помещений. Налицо явная несогласованная реконструкция исторического здания.



Источник информации: moskvichmag.ru

модерн, краеведение, цао, центр, достопримечательности

Previous post Next post
Up