Небольшая прогулка по Москве-реке. 1937 год

Jul 06, 2019 08:58






          Начальный пункт движения речных катеров «водных трамваев» - с. Крылатское, живописно расположенное на возвышенном правом берегу Москвы-реки. Здесь дачное место, хорошее купанье, прекрасный пляж.
          В одном километре от Крылатского вверх по реке расположена Карамышевская плотина.
          Ниже Крылатского - Кунцевский пляж.
          Далее по течению реки, в полутора километрах от Крылатского, Кунцево - районный город Московской области, прекрасное дачное место.







Кунцево расположено на правом берегу Москвы-реки, соединяется с Москвой Западной ж. д. (11 км - 18 мин. езды), автобусами № 2 и «Рублево» с площ. Свердлова (35 мин. езды) и водными трамваями с Киевским вокзалом (езды около 45 мин.).
          От Кунцева ж.-д. ветка на Усово, идущая через расположенное на берегу реки село Барвиха к одному из красивых мест пригородной Москвы - Усово. От ст. Ромашково линия имеет ветку на Рублево (водопроводная станция).
          Кунцево имеет свыше 40 тыс. жителей. Здесь ряд заводов и фабрик (фабрика им. Ногина, кожевенный завод, текстильная фабрика, игольная и др.).
          Около пристани водных трамваев - красиво расположенный вдоль крутого берега Москвы-реки.
          В парке усадебный дом конца XVIII века, памятники и остатки скульптуры (мраморные статуи). Почти напротив пристани однодневный дом отдыха, рядом с пристанью купальня и лодочная станция. В выходные дни река и берег у Кунцева переполнены купающимися и отдыхающими на пляжах.







Кунцевская пристань водных трамваев от ж.-д. вокзала и линии автобуса № 2 в 2,5 км от Рублевскоого автобуса в 2 км. Около ж.-д. вокзала ряд магазинов, кафе-ресторан.
          За ж.-д. вокзалом идет асфальтированное Можайское шоссе - одна из лучших автотрасс в Союзе. По Можайскому шоссе за Кунцевым село Сетунь - конечная станция автобуса № 2.
          В ближайшие годы эту автобусную линию продолжать далее по шоссе, до Одинцова.

Напротив Кунцева расположено село Мневники, Здесь весь берег реки почти до дер. Шелепиха (Студеный овраг) состоит из черных юрских глин. Самое лучшее обнажение у Студеного оврага. Юрские обнажения здесь состоят из ряда ярусов, в которых залегают остатки ископаемых морских животных. Мневниковские обнажения считаются лучшими обнажениями юрского периода в Московском крае.

Вторая после Кунцева остановка катеров - Шелепиха (левый берег). Здесь находится мельничный комбинат.
          Почти напротив Шелепихи Фили - станция Моск. Бел.-Балт. жел. дор. По линии железной дороги до Москвы 7 км, по Москве-реке 5,5 км до Дорогомилова.
          Фили также соединяются с Москвой трамвайной линией (№ 31, 42).
          Фили входят в состав г. Москвы. Здесь толевая фабрика. Дачное место. В Филях закапчивается строительством западная гавань Московского порта.




Следующая пристань - Краснопресненский парк культуры и отдыха. Здесь внимание туриста привлечет парашютная вышка, расположенная на самом берегу Москвы-реки. Рядом Трехгорная мануфактура, немного ниже новый мост метро, за ним Бородинский мост - один из лучших москворецких мостов, построенный в 1912 г.
          За мостом находится конечная пристань водных трамваев линии Кунцево - Киевский вокзал и начальная пристань линии Киевский вокзал - Новоспасский мост.

От пристани Киевский вокзал идет наиболее оживленный и интересный участок Москвы-реки - Ленинские горы, Нескучный сад, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького.
          С реки открывается изумительная панорама на правый горный берег, покрытый садами и парками.
          По красоте это лучший участок Москвы-реки.







С Ленинских гор открывается новая исключительной красоты картина - вид на Москву. Ажурным силуэтом вырисовываются новые постройки города, видны Кремль, жилой дом правительства, корпуса фабрик и заводов.
          Ленинские горы и Центральный парк культуры и отдыха излюбленные места гулянья москвичей.
          Приезжающие в пролетарскую столицу, хотя бы на несколько дней, также включают в свою «программу» осмотра Москвы и эти места.
          На этом участке Москвы-реки следующие остановки водных трамваев: Потылиха (ф-ка Союзкино, кислотный з-д, рабочий поселок), Ленинские горы, Музей, Лужники, Центральный парк культуры и отдыха.




Москву-реку здесь пересекают два моста Окружной ж. д. (у Потылихи и Центрального парка культуры и отдыха) и городской Крымский мост.
          Мосты Окружной железной дороги красивы и изящны. Габариты их вполне соответствуют габаритам мостов канала Москва - Волга.
          Крымский мост, не удовлетворяющий требованиям городского движения Москвы, к тому же имеющий недостаточный габарит для прохода судов, в настоящее время перенесен на временные устои, на старом месте приступлено к сооружению нового моста.
          От Крымского моста начинается водоотводный канал, по которому в текущую навигацию в связи с облицовкой канала и строительством мостов движения водных трамваев не будет.




На стрелке водоотводного канала после сноса мелких построек будет воздвигнут монумент в память полярного похода «Челюскина». Но эскизу монумент представляет собой пятидесятиметровую пятигранную колонну из мрамора, заканчивающуюся вверху большим светящим маяком.
          В колонну будут врезаны металлические изображения самолетов, на которых были спасены челюскинцы.

От Потылихи до Центрального парка культуры и отдыха и от последнего до с. Н. Котлы Москва-река делает еще две петли, которые будут спрямлены Лужнецким и Андреевским каналами. Андреевский канал, длиной в 4,5 км, обойдя центральную петлю Москвы-реки в черте города, даст возможность крупным судам проходить прямо в южную гавань, которая сооружается на территории бывшего Суркина болота, у выхода восточной ветви канала Москва - Волга.










Участок Москвы-реки от Бол. Каменного моста проходит мимо Кремля. Здесь остановка катеров и теплоходов на левом берегу у Дворца Труда. Вблизи Новомосковская гостиница «Интуриста» (на правом берегу).
          Ниже, у Устинского моста, в Москву-реку впадает р. Яуза. Напротив устья Яузы кожевенный институт. Далее водный трамвай минует строительство Краснохолмского моста. Следующая пристань будет Новоспасский мост (левый берег). Мост этот намечено также реконструировать.

Далее Речной вокзал Московско-Окского речного пароходства, от него идут пароходы транзитных линий Москва - Горький, Москва - Уфа, Отсюда начинают рейсы экскурсионные пароходы.
          Ниже речного вокзала - Даниловский мост, деревянный - один из крупнейших деревянных мостов в СССР.
          Далее - с. Кожухово (лев. берег). Здесь подстанция МОГЭС, огороды.
          Ниже Кожухова - Нагатино (затон, судоремонтные мастерские).
          Здесь развернуто строительство Нагатинских мастерских.
          Нагатинские мастерские в дальнейшем будут превращены в южный судоремонтный завод, занятый ремонтом катеров коммерческого и технического флота.




От речного вокзала до Коломенского и ниже - экскурсионная линия, обслуживаемая пятью комфортабельно отделанными пароходами (типа «Динамовец»).
          Пароходы двухэтажные, отделанные с большим изяществом, широкая верхняя палуба, столовая с рестораном, салоны.
          Для массовок на пароходах организуются художественные выступления, а также предоставляется оркестр.
          По желанию проводится на верхней палубе специальная беседа-экскурсия на тему: «Промышленная и социально-бытовая реконструкция Москвы».
          Материалом для этой беседы служат встречаемые по пути об'екты нового строительства и сама Москва-река.

В пределах города на левом берегу туристы увидят гиганты индустрии - завод «Динамо», з-д им. Сталина, з-д «Шарикоподшипник» им. Кагановича. Далее - Алексеевский мост Окружной железной дороги, Ниж. и Вер. Котлы, Кожухово и Нагатино.
          Ниже - территория б. Сукина болота. Здесь будет выход восточной ветви канала Москва - Волга. К навигации 1939 г. в этом месте будет построена гавань канала Москва - Волга.
          Немного ниже у Перервы намечено построить временную нефтегавань, которая впоследствии будет перенесена к Пироговской плотине на Клязьме (к 1942 г.).
          Перед Перервой экскурсанты увидят необ'ятное море воды.
          Новая плотина дает здесь подпор уровня Москвы-реки на 2,8 м выше прежнего.
          Перервинской плотиной и шлюзом заканчиваются сооружения канала Москва-Волга.
          С борта парохода шлюз, обсаженный липами, желтой акацией, окруженный цветниками, производит исключительно сильное впечатление, особенно в сравнении со старым.
          По мысли строителей канала Москва - Волга у начала его на Волге будет поставлена колоссальная статуя Сталина, у Перервы в конце канала будет воздвигнут обелиск В. И. Ленина. Перервинскому шлюзу присвоено имя В. И. Ленина. Здесь первая остановка после Москвы транзитных пароходов.




Ниже Перервы - с. Коломенское (правый берег), бывш. царская усадьба XVI-XVII вв. Здесь имеется ряд ценных памятников архитектуры, подлинные вещи XVII в. В Коломенском отделении Московского исторического музея находится перевезенный из Архангельска домик Петра I.
          В Коломенском сохранилась церковная терраса с царским сиденьем. С этой террасы Иоанн Грозный любовался дикими забавами, устраиваемыми здесь на Москве-реке.

На Перервинском шлюзе можно сойти с парохода и дойти до Коломенского пешком (1,5 км), оттуда через с. Котлы можно доехать трамваем № 18 до Москвы. Также можно, переехав на лодке на левый берег реки, приехать в Москву дачным поездом со ст. Перерва (1 км от шлюза).




Текст и картинки из книги:
Москва-река пригородная : Справочник-путеводитель по Москве-реке в пределах города и его окрестностей : Навигация 1937 года. - Москва : Наркомвод, 1937.

Москва-река, 30-е годы

Previous post Next post
Up