Экскурсия 3 в 1: «Винзавод» глазами инженера, художника и сомелье

Dec 17, 2018 22:04



Как городская усадьба превратилась в пивную фабрику, пивзавод - в винзавод, а винзавод - в центр современного искусства? Где разливали легендарный портвейн «Три семерки»? И как выглядят расположенные практически в центре Москвы подземные винохранилища, по которым можно перемещаться на грузовике? Все это можно узнать и увидеть на экскурсии «Тайны бывшего винохранилища» проекта «Москва глазами инженера», на которой мне удалось побывать на днях благодаря приглашению сообщества блогеров moskva_lublu.
Под катом рассказываю, как это было, почему у нас оказалось целых три экскурсовода вместо одного и чем «Винзавод» напомнил мне крепость Сан Ферран в испанском Фигерасе.


За развитием проекта «Москва глазами инженера» я слежу чуть ли не с момента его создания - запуска их первой, по-моему, экскурсии с подъемом на часовую башню Киевского вокзала. Увы, до минувших выходных наблюдение это было дистанционным. Когда ты живешь в Зеленограде и у тебя маленький ребенок, непросто в выходные вырваться на полдня в центр Москвы. И приглашение на экскурсию по «Винзаводу» стало отличным поводом для того, чтобы, наконец, найти время и познакомиться с инженерами-экскурсоводами.



История винзаводовского квартала в Сыромятниках - историческом районе Москвы, получившего свое название благодаря ремесленникам, которые занимались выделкой сыромятных кож, - началась, как ни странно, вот с этого совсем непромышленного вида здания, обычно называемого усадьбой княгини Екатерины Волконской, хотя достоверно и неизвестно, при ком из владельцев имения оно было построено. Как бы то ни было в начале 19-го века прямо в этом здании и пристроенном к нему помещениях было организовано производство пива. Да-да, подобное перепрофилирование жилых площадей в производственные было распространенной историей для первых частных российских предприятий, рассказал наш гид Андрей Клюев.



В дальнейшем разросшийся пивной заводик неоднократно менял владельцев, но пивная специализация укрепилась тут практически на весь 19-й век. К середине столетия этот пивзавод был вторым по объему производства во всей Москве, уступая только знаменитой Трехгорке. Но в 1889 году предприятие сменило профиль - на площадях бывшей пивной фабрики «Московская Бавария» купцами Травниковыми был основан Московский комбинат виноградных и десертных вин. Винная специализация укоренилась здесь еще сильнее - пережила советское время и продержалась до конца 20-го века. Ну, а в 2007 году это место получило новую жизнь, превратившись в Центр современного искусства «Винзавод». (Разумеется, на экскурсии историю места вам расскажут значительно подробнее, но, если вкратце, то вот так.)



К этому моменту площадь комплекса достигала двух гектаров, а территория была застроена разномастными зданиями разных времен и (отчасти) стилей. Взять хотя бы здание бывшей конторы предприятия. Вот так оно выглядит с главного фасада...



А вот так - с бокового. Именно здесь, кстати, расположен вход в офис администрации «Винзавода» - как видим, люди, вдохнувшие вторую жизнь в этот комплекс, блюдут традиции места.



Внутри такая же эклектика. Вот первый этаж (когда-то это была проездная уличная арка)...



А вот, собственно, конторские помещения на втором этаже. Мебель и техника, конечно, современные, но в остальном офис администрации выглядит примерно так же, как и в 19-м веке - в позапрошлом столетии здесь тоже был такой «оупенсейс» со столами и перегородками.



Более-менее общий вид внутреннего двора «Винзавода».



А вот и стоящий в офисе макет комплекса.



Рядовому посетителю, пришедшему на выставки, сюда, конечно, не попасть, а, значит, и макет не увидеть.



Самая нарядная часть архитектурного комплекса «Винзавода» - вот этот терем, являющийся торцом здания, в котором расположены Цех белого и Цех красного.



Но о них чуть позже, а пока - в небольшое подземелье.



Раньше здесь располагался Малый бродильный цех, а теперь чего только нет! Магазин, выставочный зал, комната для квестов... Даже студия Гоши Куценко имеется (это не она на фото, если что).



Мы же спустились сюда для того, чтобы узнать историю изобретения железобетона (пересказывать не буду) и... заглянуть в винный бар Barrel.



Фишка этого заведения в том, что оно расположено в помещениях-«цистернах» (присмотритесь к форме стен и потолков), где раньше бродило вино, заливавшееся через проемы в потолке, которые теперь заняты плафонами. В советское время для этого, конечно, уже использовались стоявшие здесь металлические емкости-танки, но все равно невозможно, по-моему, придумать более концептуальное место для винного бара.



Кстати, управляющий баром Дмитрий неожиданно включился в нашу экскурсию, дополнив ее некоторыми штрихами, касающимися процесса производства вина в разных в регионах мира. В какой-то момент они даже немного поспорили с нашим гидом-иженером, но в итоге пришли к консенсусу. Получилось очень интересно и атмосферно. Еще одним соавтором экскурсии стала представитель администрации «Винзавода» Светлана, которая дополняла рассказ информацией о сегодняшнем дне комплекса (к современному искусству мы обратимся в конце поста). В общем, экскурсия получилась очень многогранной и только выиграла от этого.



Винный бар, кстати, оформлен под стать тому месту, в котором находится (это я уже про Центр современного искусства). Некоторые художественные произведения как минимум забавны (вглядитесь в надписи на бутылках на этой картине).



Эту картину я бы назвал «Планы на вечер». :) Забегая вперед скажу, что в этот бар мы еще вернемся.



Ну, а пока - в Цех белого (сохранить эти обозначения в «топонимике» современного «Винзавода» было крутой идеей!).



Цех белого - самый большой выставочный зал комплекса. Назван он так, конечно, не из-за цвета стен, а потому что здесь разливали белое вино.



Этажом ниже находится Цех красного. Такое распределение по цветам продукции было сделано неслучайно: белое вино гораздо терпимее к дневному свету, а в этом цехе (в отличие от второго, полуподземного) есть окна.



Крышу в этом зале построили заново - к моменту открытия Центра современного искусства старые перекрытия практически развалились, и первая выставка проходила здесь фактически на свежем воздухе. Это было очень символично для уличного, по сути, искусства: с одной стороны оно демонстрировалось в помещении, с другой - все еще под открытым небом.



Сейчас в Цехе белого проходит выставка «Все палитры попадают в рай».



Цех красного, который в данный момент свободен от выставочных проектов (а значит, побывать здесь без экскурсии не удастся), удивляет совершенно другой архитектурой. Здесь применен довольно необычный прием, сочетающий использование арок и колонн.



Причина же его использования в увеличении площади полезного пространства (речь же о производственном помещении - тут денежки считать надо!).



Из Цеха красного можно вот по этому подземному ходу попасть в Большой бродильный цех (мы-то пока только в малом были), или Большое винохранилище. Тоннель здесь тоже проложен не из романтических соображений, а для того, чтобы было проще перемещать продукцию между помещениями, не поднимая ее на поверхность земли. Стоит отодвинуть щит, которым прикрыт вход в подземный ход, и оттуда ощутимо веет холодом.



Ну, а мы отправляемся в Большое винохранилище. Нам вот в ту деревянную дверь.



А потом несколько пролетов вниз по металлической лестнице.



И вот мы в огромном подземном царстве вина (пусть и бывшем)! Чтоб был понятен масштаб, поясню, как устроено винохранилище: есть два параллельных коридора (мы в одном из них, в кадре около половины его длины), которые соединены между собой цистерноподобными секциями для хранения вина.



Вот как они выглядят. Всего таких секций с десяток.



Обратите внимание на круглые дырки в потолке. Помните, подобные (закрытые плафонами) были в винном баре? Здесь все то же самое, только в гораздо большем масштабе.



Кстати, построено это подземное хранилище было в 1856 году, то есть еще для пивных, а не винных нужд предприятия. И, между прочим, несмотря на сугубо производственное назначение помещений, здесь нашлось место нарядному плиточному «орнаменту».



Вот так эти помещения выглядели во второй половине прошлого столетия - привезенный из Крыма, Кавказа, Молдавии виноматериал бродил в металлических танках (автоклавах).



В советское время на винзаводе производилось около 170 наименований вин и, если можно так выразиться, винных напитков - всяких ягодных, сливовых и т.п. вин. Здесь же изготавливали и легендарный портвейн «Три семерки».



Масштаб реально впечатляет. Вот в этот коридор в советское время построили пандус, чтобы сюда с улицы могли заезжать грузовики, привозившие виноматериал.



Мне эти помещения неожиданно напомнили грандиозные каменные конюшни в крепости Сан Ферран в испанском Фигерасе (да, Фигерас - это не только музей-театр Дали). Они (конюшни), конечно, не подземные, но дневной свет туда едва проникает, а масштаб сопоставимый, поэтому ассоциации неслучайны.



В надземной части Большого винохранилища сейчас расположены частные галереи, снимающие площади на «Винзаводе». Некоторые из них имеют отдельный вход с улицы...



Другие находятся внутри крытой галереи.



Вход во все эти галереи - свободный.



В этом же здании расположены так называемые Открытые студии - помещение, которое «Винзавод» по конкурсу бесплатно предоставляет под студию начинающим художникам.



Концепция такова, что любой посетитель «Винзавода» также может зайти сюда и не только посмотреть на готовые работы, но и понаблюдать за процессом создания новых произведений. Как вам, кстати, новый прикид Пушкина, Гоголя и других классиков? :)



Я мало чего понимаю в искусстве вообще, а в современном - тем более, но разрисованная таким образом парта - это прям попадание в «яблочко» для тех, кто пошел в школу в начале 90-х. Такое современное искусство мне нравится. :)



Еще несколько произведений. Вот это называется «Душевный патриотизм».



А тут вот шезлонг с колючей проволокой. :)



Вообще же, чтобы увидеть современное искусство на «Винзаводе», необязательно заходить в какие-то помещения - достаточно смотреть по сторонам на улице.



Вот, например, как выглядет здесь крытая парковка.



Крутое сочетание современных граффити и промышленной архитектуры позапрошлого столетия.



А эту стену, по словам Светланы, вообще раз в месяц отдают под создание нового произведения. Мы как раз стали свидетелями того, как творится уличное искусство.



Собственно, на этом наша программа закончилась, и мы с супругой посчитали, что самым логичным продолжением эксурсии по винзаводу (пусть и бывшему) станет посещение винного бара. :)



И вернулись в Barrel, да-да. :) Я знал, что еженедельные просмотры «Парфенона», в котором мой любимый Леонид Парфенов рассуждает о событиях недели под бокальчик бургундского или кахетинского, заодно просвещая массы по винной части, до добра не доведут. :))) Вообще, мы не великие ценители вина, но до чего ж аутентичное место этот барчик! К тому же, было здорово еще немного пообщаться с Дмитрием, который подобрал нам вино по вкусу, бюджету и интересу, и в результате весь этот вечер оставил очень приятное послевкусие.



В общем, смело рекомендую и «Винзавод» (если не любите современное искусство, то хотя бы как архитектурно-исторический комплекс), и Barrel, и, конечно, «Москву глазами инженерами». Следить за их проектами можно не только с помощью сайта, но и через ВК, ФБ, Инстаграм и YouTube. Гуляйте по Москве, открывайте для себя новые места и получайте удовольствие!

Читайте также:
Экскурсия на московский завод «Водоприбор»
Музей завода «Ангстрем» в Зеленограде
Завод «Микрон»: как производят билеты на метро
Сухих рукавов! Как устроена пожарная часть
В музей метро, не выходя из метро
Как люди управляют светофорами, а светофоры - людьми. Ситуационный центр ЦОДД

Мои страницы в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram
Страница в Instagram «Журналист из Зеленограда»

музеи, экскурсии, архитектура

Previous post Next post
Up