Между Остоженкой и Москвой-рекой, между 1-м, 2-м и 3-м Зачатьевским переулком с середины 14 века стоял Зачатьевский монастырь. В советские времена он был основательно порушен и от него осталась лишь надвратная церковь 17 века. В 1990-е годы монастырь был возобновлён.
Столкнувшись много лет назад с названием Зачатьевский, я думал, что речь идёт о зачатии Богородицей Христа. Но потом выяснил, что речь идёт о зачатии святой Анной дочери Богородицы. Т.е. святая Анна - это бабушка Христа по материнской линии. Ни в одном из канонических Евангелий Анна не упоминается. Все истории о ней взяты из апокрифических (сомнительных, неканонизированных) текстов. Но, несмотря на это, её почитают и православные и католики. Только православные, ссылаясь на одни тексты, считают, что она умерла, когда Богородица была ещё маленькой девочкой (по нашим меркам - младшего школьного возраста). А католики, доверяя другим текстам, считают, что бабушка Аня успела даже понянчить маленького Иисуса.
Восстановленный на прежнем месте собор Рождества Богородицы - работа современного архитектора А.Оболенского. Обеими руками поддерживаю решение не восстанавливать прежний собор начала 19 века. Строение было довольно страшное и неудачное. Многие считают, что архитектурных уродцев возводили только в советские времена. Но их возводили всегда. Даже в Древней Греции строили безобразных монстров. Другое дело, что, когда они уж слишком успевали намозолить всем глаза - их переделывали. И до наших времён дошли только самые лучшие, самые удачные строения прежних тысячелетий.
Мне очень нравится фигура трубящего ангела под паникадилом.
Собор стилизован под русскую постройку 15-16 веков. Внутри огромный тябловый (без лишних украшений) иконостас в духе того времени.
На хорах пел хор из монахинь. Монастырь-то женский.
А это - приделы.