"Голоса воображаемого музея Андре Мальро". Часть V "Многоликая древность. Скульптура"

Jul 06, 2017 17:25

В общей картине мирового искусства древность, как его начальный этап, отмечена особой печатью. Ведь это она явилась создательницей мировой художественной традиции; она учредила понятие стиля, художественной школы, мастеров и мастерских.




Каменные сосуды предшествовали керамическим. Они известны с XI тыс. до н.э.. В Египте Древнего царства был особенно популярен алебастр с его светящейся полупрозрачной поверхностью, ассоциирующейся с лунным светом. Среди погребальных даров одного только фараона Джосера обнаружено около 30 тысяч таких ваз. Ритуальная роль алебастра возросла в Амарнский период ( XIV век до н.э.) к которой принадлежал царский сосуд из Ашшура с двумя надписями на древнеегипетском и аккадском языках. На его плечиках вырезан клинописный текст: «Дворец Асархаддона, царя великого, царя могучего, царя множеств, царя Ассирии, правителя Вавилона, царя Шумера и Аккада, искусного в битве и войне, того, кто уничтожил своих врагов, сына (Син)аххериба, царя множеств, царя Ассирии, сына Саргона (II), царя Ассирии, правителя Вавилона, царя Шумера и Аккада, - амфора наполненная маслом для князей, которая была среди многочисленного имущества (и) вещей без числа, сокровищ Абди-Милькути, царя Сидона, который с помощью богов Ашшура, Сина, Шамаша, Бела, Набу, Иштар Ниневийской, Иштар Арбельской захватили великие руки мои.»



Алебастровый сосуд с надписями из Ашшура. Ашшур XIV в до н.э. лебастр Музей Передней Азии Берлин.

В город Ашшур сосуд мог попасть в интервале между 679 и676 годах до н.э., так как Асорхаддон был вынужден после побед над Киммерийцами (679гдо н.э.) до похода в Центральную Аравию (676 г до н.э.) усмирять восставшего сидонского царя.



Алебастровый сосуд с надписями из Ашшура. Ашшур XIV в до н.э. лебастр Музей Передней Азии Берлин

На верхней части тулова сохранилась и более ранняя иероглифическая надпись, относящаяся, вероятно, к середине VII в до н.э., времен правления Осоркона III ( 23 Династии).:: «Добро пожаловать ко мне, (о) пришедший (из оазиса) Бахария со всяким добрым виноградом от виноградников. Да дашь ты его (виноград) неимущему, обеспокоенному, опечаленному для Ка жреца (бога) Хершишеда, царя обеих земель, вождя (крепости) Персехемхеперра (в окрестностях Гераклеополя, у входа в Фаюм), царевича Рамсеса, военачальника и предводителя Такехоша мать его, Старшую в (храмовом_ «гареме», Тенетса правогласная».
Из двух картушей читается только один: «Херишеф, Царь Обеих Земель»,



Алебастровый сосуд с надписями из Ашшура. Ашшур XIV в до н.э. лебастр Музей Передней Азии Берлин

Особое место принадлежит фаюмским портретам, созданным греками в Египте в римское время. Таким образом «фаюмы» синтезировали достижения трех великих культур. Они традиционно связаны с темой смерти - дощечки с портретами клали на мумии погребенных, но их незабываемые черты настолько мастерски передавались в технике энкаустики, использовавшей восковые краски, что эта портретная галерея так и осталась непревзойденной в Древности.



Портрет мужчины с пышной шевелюрой Египед Фаюм середина II в. Дерево, энкаустическая темпера. Черная, белая, лиловая, розовато-оранжевая, коричневая краски. Из коллекции В.С. Голенищева приобретен в Луксоре. В ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1911 г




Образ человека, доминирующий в искусстве Нового времени, стал интенсивно развиваться только с эпохи неолита. В палеолите известен ряд изображений, с доминантой палеолитических венер (дошло около полусотни фигурок). Палеолитические венеры оставались практически безликими, их головы шарики не детализировались чертами лица. Редкое исключение - фигурка из Сибирской Мальты.




Обе фигурки из Мальты интересны еще тем, что они утратили массивность и одна из них приобретает мужские пропорции тела - узкий таз и широкие плечи. Фигурки подчиняются воцарявшемуся идеалу Отца - патриарха, оттеснявшего древнюю Мать на периферию культуры.



Женские статуэтки (палеолитическая Венера) Сибирь, Иркутская обл, позднепалеолитическая стоянка Мальта XXIII - XVIII тыс. до н.э. Бивень мамонта, резьба, шлифовка Государственный исторический музей Москва

В Шумере и Египте с III тысячелетия до н.э. утверждается странный тип женской фигуры с пустым узким лоном, не способным вынашивать плод, потому что родителем теперь выступает Отец. А женщина, Детопитательница-Куротрофа, только выкармливающая младенца.



Статуэтка женщины с зооморфной головой Египет Додинастический период (?) IV тыс до н.э. глина ГМИИ им. А.С. Пушкина

Портрет в искусстве - позднее явление. Древнейшие портреты представляют собой моделированные черепа людей (наиболее известны из Иерихона). Это явление стадиально близко замечательным таштыкским маскам из Хакасии V-Vi века.






Мужская погребальная маска республика Хакасия, могильник Уйбат II Таштыкская культурв V-VI в Глина, лепка. Охра киноварь Государственный исторический музей Москвы



Женская погребальная маска республика Хакасия, могильник Уйбат II Таштыкская культурв V-VI в Глина, лепка. Охра киноварь Государственный исторический музей Москвы

Скульптурный портрет, не связанный прямо со сферой смерти, возник в Шумере и Египте в III тыс до н.э., но лики долго оставались не индивидуальными, словно типическими.



Голова жреца Египет раннептолемеевский период 30е годы IV в до н.э. Диорит Египетский музей Берлин



Голова жреца Египет раннептолемеевский период 30е годы IV в до н.э. Диорит Египетский музей Берлин



Голова жреца Египет поздний период VII в до н.э. габбро ГМИИ им. А.С. Пушкина

В эпоху Амарны, связанную с именем фараона-реформатора Эхматона, правившего в Египте в 1351-1334гг до н.э., портрет временно отошел от традиции, приобретя не только новую выразительность и изыск, но и отпечаток «светскости».



Голова царевны Египет период Амарны (около 1350г до н.э.) кварцит Египетский музей Берлин



Голова царевны Египет период Амарны (около 1350г до н.э.) кварцит Египетский музей Берлин






Позолоченная голова мальчика-ливийца. Египет, Александрия первая половина I в. Белый мрамор с коричневатой патиной, левкас, позолота, ГМИИ им. А.С.Пушкина

Дальневосточные образы, в частности, индийский лики Будды (Гандхара), с их безмятежной самопогруженностью, возникли, как переработка идеала греческих богов - первая «метафора Аполлона» (Мальро).



Голова статуи Будды Северо-западная Индия Гандхара IV-V вв ганч (природная смесь гипса с глиной), штамповка, подрезка, доработка, роспись Государственный музей искусства народов Востока Москва.

Самые развитые формы портретного образа возникли в древнем Риме, который Мальро мало ценил, считая его «фотографическим», но в римском портрете - единственном в Древности, есть не только физическое сходство с натурой, но и духовность и психологизм.



Юноша Ланге Римская империя начало I в Паросский мрамор ГМИИ им А.С. Пушкина



Фрагмент рельефа саркофага с портретом умершего в клипеусе Рим около середины IIIв мрамор ГМИИ им.А.С. Пушкина



Фрагмент рельефа саркофага с портретом умершего в клипеусе Рим около середины IIIв мрамор ГМИИ им.А.С. Пушкина



Фрагмент рельефа саркофага с портретом умершего в клипеусе Рим около середины IIIв мрамор ГМИИ им.А.С. Пушкина

У греков «пропустивших» портрет, как считает Мальро, лица богов и героев были имперсональные. Величайшим открытием эллинов он считает улыбку, отражение «лучезарного жизнелюбия греков», хотя изображение улыбки появилось уже в Шумере.



Голова бородатого мужчины середина III тыс до н.э. Алебастр ГМИИ им А.С.Пушкина



Голова бородатого мужчины середина III тыс до н.э. Алебастр ГМИИ им А.С.Пушкина




«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть I «От сакрального к идеальному» http://vittasim.livejournal.com/207292.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть II «От идеального к реальному» http://vittasim.livejournal.com/207955.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть III «От романтического к историческому» http://vittasim.livejournal.com/208698.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть IV «На пути к модернизму». http://vittasim.livejournal.com/210159.html

Москва, культура, выставка, скульптура

Previous post Next post
Up