Оригинал взят у
yosha_orlow в
Москва порт пяти морей и планы обводнения Москвы Когда-то давно я обнаружил на Ретрокартах
план 1935 года, который меня удивил обиием каналов. Сейчас я нашел книгу, к которой эта карта была приложена. Это Генеральный план реконструкции Москвы 1936 года издания. Книга черезвычайно интересная. Хорошо что всем планам из не суждено было сбыться, но часть все же реализовалось.
В частности были построены Северный и Южный речные Вокзалы. Восточную гавань в районе Новогиреева и восточный и северные каналы не построили.Они должны бли пройти через Тимирязевский парк, Останкино и Кусково. На месте Погоно-Лосиного острова должно было быть Ичкинское водохранилище. На месте современных Золотых Ключей за Поклонной горой должно было разлится Сетуньское водохранилище. А на юге вдоль Окружной дороги должны быть построены спрямления для разгрузки центра от транзита судов. Все это делалось что бы превратить Москву в Порт Пяти Морей - фраза ровно из генплана. К Моменту написания был готов болько канал Москвы.
Надо сказать что Москва-река и Яуза какой мы его знаем это собственно реализация этого плана. Да и этот план в целом влияет на нашу жизнь до сих пор.
Ниже цитата из книги про проект обводнения Москвы. Иллюстрации оттуда же
Совершенно изменит весь облик Москвы осуществление намеченного в перспективе грандиозного плана обводнения города.
Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга - Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москва-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся.
Предусмотрено сооружение:
- Химкинского водохранилища в северо-западной части города вдоль Ленинградского шоссе от села Химки до села Никольское;
- Хорошевского канала, спрямляющего Москва-реку у Хорошевского Серебряного Бора;
- Андреевского и Дорогомиловского каналов, спрямляющих Москва- реку у Дорогомиловской луки и в Замоскворечьи;
- Карамышевского спрямления;
- канала от Химкинского водохранилища до реки Яузы, проходящего по северным районам города (через Тимирязеве - Останкино).
Одновременно предусмотрено реконструировать реку Яузу, проходящую по территории города на протяжении 10 км и представляющую в настоящее время открытую сточную канаву глубиной в 10-40 см, где количество сточной жидкости в 6 раз превышает количество проточной воды. В результате обводнения из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза превратится в чистую реку, проходящую через цепь парков и доступную для мелких речных катеров.
На восточном берегу Химкинского водохранилища намечено устроить северный порт, а в районе Хожухова- южный порт.
Система канала Волга - Москва будет также широко использована для создания обширных водных бассейнов в районах пригородных парков и превращения их в районы отдыха для трудящихся Москвы.
Схемой планировки предусмотрены также большие работы по обводнению Москвы.
Основой обводнения города служит осуществляемый канал Москва - Волга. Влиять на планировку Москвы и пригородной зоны этот канал начинает уже с Клязьминского водохранилища, большая водная поверхность которого (1490 га) дает широкие возможности для развития водного спорта.
В восточной части Клязьминского водохранилища, на расстоянии одного километра от плотины, берет начало восточный судоходный канал, откры-
вающий судам, преимущественно грузовым, прямой путь с севера к основным юго-восточным промышленным районам, без прохождения их по Москва-реке в городской ее части. Это сокращает пробег флота, а Москва- река в черте города предохраняется от загрязнения и загромождения грузовыми судами. Канал выходит на Москва-реку к Южной гавани, проектируемой на месте Сукина болота. Общая длина канала - 40 км.
Основной судоходный канал начинается в западной части Клязьминского водохранилища и образует у города громадное Химкинское водохранилище с площадью водной поверхности в 320 га. На этом водохранилище вдоль Ленинградского шоссе устраивается северный водный пассажирский вокзал города и располагаются грузовые пристани. В южной части водохранилища организуется обширная водная спортивная база, примыкающая к парку Покровское-Стрешнево.
Из Химкинского водохранилища судоходный канал посредством двух шлюзов спускается к Москва-реке на отметку 126 м. Для создания этого уровня воды и для прохода судов сооружается Карамышевская плотина, и Москва-река спрямляется у Хорошева и Карамышева.
В пределах центральной части города создается один уровень воды на отметке 120 м, позволяющий установить сквозное движение от Перервы до Карамышева. Этот уровень воды получается в результате сооружения Перервинской плотины и одновременной ликвидации Бабьегородской плотины.
На участке водного пути с отметкой 120 м для обеспечения прохода высокогабаритных судов запроектированы два спрямления: Андреевский канал длиной в 4,6 км, отводящий движение от центральной луки Москва- реки в Замоскворечье, и Дорогомиловский канал длиной в 2,2 км, спрямляющий реку у Дорогомиловской луки.
Эта система каналов вокруг Москвы образует большое водное кольцо, пригодное для прохода больших по высоте, длине и осадке речных судов.
Одновременно создается второе внутригородское водное кольцо для мелкого судоходства и обводнения города. Это кольцо охватывает город с севера. От Химкинского водохранилища по северным участкам города прокладывается до Яузы канал длиной в 10,5 км. Продолжением этого кольцевого пути на протяжении 10 км служит реконструируемая Яуза. Кольцо замыкается Москва-рекой выше Карамышевской плотины, шлюзованным участком канала Москва - Волга и Химкинским водохранилищем.
Река Яуза расширяется до 20-25 м (существующая ширина ее водной поверхности колеблется от 8 до 16 м), и минимальная ее глубина доводится до 2 м вместо теперешних 10-40 см.
На всем протяжении берегов Москва-рекп, Яузы и водоотводного канала устраиваются асфальтированные и озелененные набережные шириной в 40-50 м для Москва-реки и в 25-30 м для Яузы и канала.
Берега облицовываются гранитом и камнем.
Из 64 км берегов Москва-реки между Шелепихой и Кожуховым до революции облицовано песчаником 4,5 км. За 1932-1934 гг. облицовано гранитом 6,5 км, 12 км покрываются гранитом в 1935 г. Таким образом на Москва-реке остается построить около 46 км набережных, включая перестройку старых набережных из песчаника.
Берега Яузы нуждаются в облицовке на протяжении 20 км от устья до Сокольников, а берега водоотводного канала - на протяжении 8 км.
Все эти работы на набережных намечено осуществить в ближайшие три года.
Превращение Москва-реки путем обводнения в судоходную требует перестройки части существующих мостов для пропуска больших судов. Городские мосты должны допускать проход судов высотой до 8,6 м от уровня реки. Переустройству подлежат мосты Устьинский, Новоспасский и мост Московско-белорусско-балтийской железной дороги. Они будут подняты. Заново будут перестроены Каменный, Крымский, Москворецкий и Краснохолмский мосты и соответствующие мосты через водоотводный канал. Эти работы предусмотрено выполнить в ближайшие три года.
Кроме того для новых магистралей города запроектировано построить за десятилетие новые городские мосты: от Лужников на Ленинские горы в новый юго-западный район, два моста через Москва-реку и водоотводный канал на продолжении Бульварного кольца в Замоскворечье и мост для соединения Пролетарского района с Кировским. Намечено также перестроить деревянный Даниловский мост.
После реконструкции Яузы и проведения спрямляющих каналов намечено в дальнейшем переустроить и построить вновь ряд мостов на Яузе и на новых каналах.