Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки

Feb 08, 2017 17:32

Оригинал взят у galik_123 в Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки


Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Церковь изначально строилась как первый в России храм-памятник Первой мировой войны. В советское время церковь была снесена и воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте - в 300 метрах от старого, на окраине парка "Дубки".
Название этой местности на севере Москвы звучит как-то совсем не по-городскому. Интересна история его возникновения. Оказывается, проезд Соломенной сторожки получил своё название по сторожевому домику, у которого были глинобитные (с соломой) стены. В этом доме жил сторож, который охранял территории первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения - Петровской лесной и земледельческой академии (сейчас - Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева).

1. Здесь и построил Фёдор Иванович Шехтель церковь в неорусском стиле, венчает которую высокий шатёр с небольшой главкой.



В 1925 году на обратной стороне открытки с изображением этой церкви, отправленной исследователю древнерусского зодчества и реставратору И.П. Машкову, архитектор написал: "По-моему, лучшая из моих построек". Такую же открытку он подарил настоятелю церкви В.Ф. Надеждину.



Фото из Википедии

В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской академии. К сожалению, Соломенная сторожка - небольшой глинобитный дом, напоминавший южнорусскую избу, с четырьмя комнатами и сквозным коридором в центре, не сохранилась, но память о ней осталась в названии проезда и храма.



Соломенная сторожка, в которой проживали сторожа Петровской сельскохозяйственной академии

Родившийся в Соломенной сторожке выдающийся архитектор Константин Мельников в своих воспоминаниях подробно описал сторожку: её окружал глухой забор, во дворе находились дровяной сарай, стойло для лошадей и колодец. Свои воспоминания о Соломенной сторожке в рассказе "Прохор и студенты" оставил и учившийся в 1870-х годах в Петровской академии писатель Владимир Галактионович Короленко.



На фотографии слева направо: сидит известный лесовод Лохвицкий (двоюродный брат поэтессы Миры Лохвицкой и писательницы Н.Теффи, его супруга, кормилица и кухарка семьи, две дочери и студент (судя по форме МСХИ). Семья временно заняла сторожку во время ремонта собственного дома.

В 1905 году из-за частых студенческих волнений Петровско-Разумовское было передано в ведение городской полиции, а в сторожке разместилась квартира пристава. После 1918 года здесь находилось отделение милиции. Дом был разобран в послевоенные годы. В 1955 году перестроенную сторожку снесли и выстроили вскоре новый жилой дом №10 по ул. Вишневского.




По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей.



Фото 1916 года из Википедии

2. Строительство храма заняло около месяца. Это был небольшой деревянный храм, вмещавший 100 человек, выполненный в стиле шатровых церквей Вологодского края. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали этих церквей. Исключение составила звонница: на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной: она каркасная, а не бревенчатая, поэтому церковь была неотапливаемой. Шатровый храм крестообразный в плане, к нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест.



Образцами для храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI-XVIII веков: Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в селе Уне.



Успенская церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области



Климентовская церковь в деревне Уна 1501 года постройки сгорела в 1892 году. Рис. из журнала "Нива"



Храм Покрова Божией Матери в Заостровье,1900-1917 год. Открытка с сайта https://pastvu.com/p/245745

Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Ферапонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI - XVII веков. Причем наиболее ценные из них украсили царские врата, которые были точной копией царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Роспись храма производили дети архитектора - профессиональные живописцы Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.





Фрагмент иконостаса



3. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм. Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: "Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий".



4. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм,  и его техническое состояние вызывало беспокойство архитектора. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Однако его предложение о реконструкции храма было оставлено без внимания.



5.



6. После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось.
В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).



7. Идея восстановления храма возникла в 1995 году, а 19 ноября 1996 года Правительством Москвы было принято распоряжение о выделении участка и воссоздании памятника русского деревянного зодчества.



8. Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени.



9. В 1997 году вновь был освящён деревянный храм, полностью восстановленный по чертежам Федора Осиповича Шехтеля.



10. Воссоздание Никольского храма поблизости от того месте, где он стоял ранее, оказалось благим делом. Сейчас в Никольском храме открыт музей, есть Православное сестричество, Никольское молодежное братство, воскресная школа. И вообще, кипит жизнь и очень доброжелательная атмосфера для всех посещающих это место.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



Источники информации:
agios-nicolos.ru/
Википедия
http://timstreet.ru/o-storozhke

церковь, история, Шехтель, Архитектура

Previous post Next post
Up