"Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXIвека." Часть I

Jan 05, 2017 16:21

С 20 сентября по 13 ноября в ГМИИ проходила выставка «Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века».
В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке экспонировались около 400 произведений. Выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» - это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» - художники и архитекторы конца XVIII-XIX столетий, вплоть до XXI века.
Белый зал



Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756) и других. Пиранези были описаны сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.




Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами.




Папа Климент XIII и другие члены семьи Реццонико оказывали покровительство Пиранези, поощряя его творческие замыслы. Кроме грандиозного, так и не реализованного проекта 1760 года по перестройке алтаря и западной части базилики Сан Джованни ин Латерано, в 1764-1766гг Пиранези реконструировал церковь Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато на Аветинском холме в Риме, а также спроектировал ряд интерьеров в резиденции папы в Кастель Гандольфо и его поемянников - кардинала Джованни Баттиста Реццонико и сенатора Рима Аббондио Реццонико.



Джованни Баттиста Пиранези Портрет папы Климента XIII. Фронтиспис к серии «О величии и архитектуре римлян…» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина



Джованни Баттиста Пиранези «Урны, надгробия и вазы на вилле Корсини.» . Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображены погребальные урны, стелы, надгробия, найденные в садах виллы Корсини за Порта Сан Панкрацио в Риме (р-н Трастевере) Существует мнение, что Пиранези использовал мотив чередования погребальных урн и стел при проектировании ограды церкви Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато. Эта церковь - единственное здание, построенное Пиранези.



Джованни Баттиста Пиранези Внутренний вид гробницы Луция Аррунция. Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Гробница Луция Арруция - комплекс из трех колумбариев, помещений с полукруглыми нишами для хранения урн с прахом рабов и потомков государственного деятеля, консула 6 года, историка Луция Аррунция. Захоронение было обнаружено в 1736 году, а в XIX веке гробница была полностью разрушена.



Надгробие Луция Волумния Геракла Гипс тонированный, литье по форме Подлинник: мрамор, 1 в, хранится в Латеранском музее, Рим ГМИИ им. А.С. Пушкина

Надгробия в виде алтарей были очень популярны в погребальных обрядах Италии в раннеимперский период. Оригинал изготовлен из одного мраморного блока с рельефными украшениями на фронтоне и боковых сторонах. Верхняя часть надгробия оформлена в виде подушки с двумя валиками, завитки которых декорированы розеттами. В центральной части полукруглого фронтона изображен венок с гирляндами.




На передней грани надгробия в рамке высечена надпись с посвящением богам загробного мира - маннам - и упоминанием имени умершего и его возраста; под ней маска горгоны Медузы, обрамленная фигурами лебедей. По углам памятника расположены маски баранов, под которыми помещено изображения орлов. Боковые части надгробия украшены гирляндами из листьев и плодов, свисающие с бараньих рогов.



Джованни Баттиста Пиранези «Вид древней Аппевой дороги». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одной из главных тем в искусстве Пиранези является тема величия древнеримской архитектуры. Во многом это величие было достигнуто благодаря инженерно-техническим навыкам. На гравюре изображен сохранившийся мощеный участок древней Апиевой дороги, Царицы дорог, как называли ее римляне.



Джованни Баттиста Пиранези Титульный лист к тому II «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В сочинении «Римские древности» Пиранези проявил повышенный интерес к погребальным сооружениям. В исследовании гробниц, содержащих многочисленные произведения искусства, художник видел путь к возрождению величия Рима и его культуры. До Пиранези к изучению и документирования древнеримских гробниц обращались Пьетро Санти Бартоли, Пьер Леон Гецци и другие. Их сочинения оказали значительное влияние на художника, но Пиранези идет дальше простой фиксации внешнего и внутреннего вида гробниц. Его композиции полны динамики и драматизма.



Джованни Баттиста Пиранези «Гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображена гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи. Художник демонстрирует внешний вид гробницы, изображая ее на первом плане с низкой точки зрения. Благодаря этому сооружение выделяется на фоне ландшафта и возвышается над зрителем.



Джованни Баттиста Пиранези «Большой саркофаг и канделябр из мавзолея святой Констанции в Риме». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре представлены саркофаг и канделябр, найденные в мавзолее Констанции (ок. 318-354), дочери императора Константина Великого. Пиранези воспроизвел одну из сторон порфированого саркофага с изображением лоз и Амуров, давящих виноград. Боковая сторона крышки украшена маской Силена и гирляндой. Как отмечал Пиранези, мраморный канделябр служит образцом для художников в XV веке, и остается моделью для любителей прекрасного. В настоящее время саркофаг и канделябр хранятся в музее Пио Клементина в Риме.



Джованни Баттиста Пиранези «Часть фасада гробницы Цецилии Метеллы». Лист из сюиты «Виды Рима» 1762г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези довольно точно воспроизвел верхнюю часть гробницы Цецилии Метеллы с полуразрушенным карнизом и фризом, украшенным бычьими черепами и гирляндами. На мраморной плите начертано имя погребенной: Цецилия Метелла, дочь Квинта Критского, жена Красса.



Джованни Баттиста Пиранези «Гробница Цецилии Метеллы». Лист из сюиты «Виды Рима» 1762г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина



Джованни Баттиста Пиранези «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Несколько гравюр серии посвящены гробнице Цецилии Метеллы. Массивное сооружение цилиндрической формы было возведено около 50 года до н.э. на Аппиевой дороге недалеко от Рима. В Средние века она была превращена в замок с надстроенной сверху зубчатой стеной в виде «ласточкиных хвостов». Для подробного изображения памятника Пиранези использовал двухъярусную композиционную схему, заимствованную у Пьетро Санти Бартолли из книги Древние гробницы» (1697)



Джованни Баттиста Пиранези «Приспособления для подъема больших камней травентина, применяемых при строительстве гробницы Цецилии Метеллы». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На гравюре Пиранези изображены металлические приспособления для подъема массивных каменных плит, одно из них было знакомо современникам Пиранези под названием «уливелла». Считалось, что о нем писал еще Витрувий в I веке д н э под названием «таналья», а в XV в он был заново открыт другим архитектором - Филиппо Брунелески. По мнению же Пиранези, инструменты Витрувия и Брунелески отличаются друг от друга и преимущество было за древним, более простым в использовании






Джованни Баттиста Пиранези «Подземная часть основания мавзолея императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре показана подземная часть основания мавзолея Адриана (Замок Святого Ангела). Художник значительно преувеличил размер сооружения, изображая лишь часть гигантского вертикального выступа (контрфорса). Художник любуется регулярностью и красотой древней кладки, выявляя пластику камней при помощи резких светотеневых контрастов.



Джованни Баттиста Пиранези «Вид на мост и мавзолей. возведенные императором Адрианом». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мавзолей императора Адриана (Замок Святого Ангела) не раз становился объектом пристального внимания Пиранези. Гробница была построена при императоре Адриане около 134-138 гг. Здесь покоился прах многих представителей императорского дома. В X в сооружение перешло во владение патриция рода Крешенци, превратившего гробницу в крепость. В XIIIв при папе Николае III замок был соединен с Ватиканским дворцом и стал папской цитаделью. В нижних помещениях была устроена тюрьма.



Джованни Баттиста Пиранези «Мавзолей и мост императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот большой лист состоит из 2х оттисков, задуманное, как единое целое и напечатанное с 2х досок.




Левая часть. Художник показал сечение моста с подземной частью и тщательно воспроизвел подземную кладку. Он приводит любопытные подробности возведения опор моста: считалось, что Адриан либо направил Тибр в другое русло, либо перегородил его русло частоколом, позволяя ему течь с одной стороны. Пиранези восхищался прочностью сооружения, выдерживающее частые паводки. В 3х центровых арочных проемах показан уровень воды в Тибре в зависимости от сезона (слева направо V) декабрь, июнь и август. Интересно, что художник дополнил технический чертеж элементами пейзажа с видами берегов Тибра.




В правой части изображена стена мавзолея и его подземная часть. Как пишет Пиранези, мавзолей «был покрыт богатыми мраморами, украшен многочисленными статуями, изображавшими людей, коней, колесниц и прочими, наиболее ценными скульптурами, которые собрал Адриан в путешествии, совершенным по Римской империи; сейчас, лишенное ˂…˃всех своих украшений ˂…˃, он выглядит, как большая бесформенная масса каменной кладки». В более позднее время верхняя часть мавзолея (A-B) был облицован кирпичом. Художник предположил также, что высота башни мавзолея в 3 раза превышает высоту фундамента (F-G). Пиранези большое внимание уделил подземной части сооружения, построенного из рядов туфа, травентина и обломков камня, укрепленного контрфорсами и специальными арками (М).



Джованни Баттиста Пиранези «Вход в верхнюю комнату мавзолея императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Изображен вход, ведущий в верхнюю комнату мавзолея императора Андриана.. В XVI-XVII веках она использовалась для заседаний суда и называлась Залом правосудия. Вход сложен из огромных блоков камня-травестина, настолько мощных и прочных, что Пиранези сравнивал их со знаменитыми египетскими пирамидами. Как отмечал художник, арка превосходно укреплена по бокам, поскольку вынуждена противостоять громадному весу каменной кладки, находящейся над ней. На камне хорошо видны выступы, которые использовались для подъема блоков при строительстве.

В 1762 году увидело свет новое сочинение Пиронези, посвященное топографии Марсового Поля - середине древнего Рима - обширной территории на левом берегу Тибра, граничащей с Капитолием, Квириналом и холмом Пинчо. Этот теоретический труд состоял из текста, основанного на классических источниках; и 50 гравюрах, включая огромную топографическую карту Марсова поля , «Иконографию» с которой Пиранези и начал работу над сборником.



Джованни Баттиста Пиранези ««Иконография» или план Марсова поля древнего Рима». 1757 Лист из серии «Марсово поле Древнего Рима, произведение Дж.Б.Пиранези, члена Лондонского королевского общества антиквариев. 1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1757 г Пиранези гравировал огромную карту-реконструкцию Марсова Поля времен поздней империи. Этот замысел был подсказан художнику античным монументальным планом древнего Рима, высеченным на мраморных плитах при императоре Септимии Севере в 201-0211 гг. Фрагмент этого плана был обнаружен в 1562г и хранился во времена Пиранези в Капитолийском музее. План Пиранези посвятил шотландскому архитектору Роберту Адаму, другу художника. Считается, что именно Адам убедил его начать с этой карты работу над сочинением «Марсова Поля», важнейшего труда мастера, который стал «Антологией архитектурных идей!, взбудораживших воображение архитекторов вплоть до XXIв.



Джованни Баттиста Пиранези Капитолийские камни…1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Титульный лист выполнен в виде каменной плиты с высеченным на ней названием на латыни. Украшают плиту рельефы, указывающие на славное прошлое Рима и его правителей. Вверху, среди мифологических персонажей представлены основатели города- Ромул и Рем, а на древних монетах изображены крупные государственные деятели - Юлий Цезарь, Луций Брут, император Октавиан Август. Пиранези использует декоративные мотивы, традиционные для древнеримского искусства: гирлянды из лавровых ветвей, рог изобилия, бараньи головы. Эти же мотивы появляются у Пиранези в проектах прикладных вещей.



Джованни Баттиста Пиранези «Театры Бальба, Марцелла, амфитеатр Статия Тавра, Пантеон» из серии «Марсово Поле»…1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези реконструирует плотно застроенные кварталы древнего Марсово Поля с высоты птичьего полета.




На верхней гравюре слева изображен каменный театр, построенный Луцием Корнелием Бальбом младшим, римским полководцем и драматургом в 13г до н.э. Справа представлено другое театральное здание - театр Марцела, второй каменный театр в Риме (после театра Помпея)




На средней гравюре показан знаменитый Пантеон и расположенные за ним сады, искусственное озеро и термы Агриппы.




Ниже представлен первый каменный амфитеатр в Риме, построенный в 29г до н.э., на площади перед ним - солнечные часы, установленные по приказанию императора Августа. Эти реконструкции оказали мощное воздействие на формирование архитектуры, в частности, они существенно повлияли на сознание советских архитекторов XXв.






Джованни Баттиста Пиранези «Мраморные таблички со списками римских консулов и триумфаторов» листы к серии «Капитолийские камни» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре представлены сохранившиеся мраморные таблички со списком римских консулов и триумфаторов от основания Рима до периода правления императора Тиберия (14-37гг). Из надписи, высеченной на верхней плите следует, что в древности таблички были установлены на Римском Форуме.









Джованни Баттиста Пиранези «Примеры римских ионических капителий в сравнении с греческими, праведенными у Ле Руа» листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот лист является наглядным ответом Пиранези на сочинение Ж.Д. Ле Руа «Руины самых прекрасных памятников Греции» 1758г. Пиранези, используя рисунки Ле Руа, изображает в центре своей композиции детали греческих архитектурных памятников. Он сопоставляет капители здания Эрехтейона на Афинском Акрополе с несколькими разными видами римских ионических капителей. Цель подобного сопоставления - подчеркнуть богатство и разнообразие римского архитектурного декора по сравнению с греческим.



Джованни Баттиста Пиранези «Часть выдуманной архитектурной композиции с ионическим ордером и куполом» листы к серии «Суждения об архитектуре» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В середине 1760х годов Пиранези много думал о творческой свободе современного архитектора. На гравюре представлен фасад здания с ионическими колонами, аттиком и куполом. К архитектурному ордеру Пиранези стал относиться очень вольно. По его мнению, элементы ордера можно видоизменять, варьировать и менять местами.



Джованни Баттиста Пиранези «Базы 2х колонн из базилики Сан Паоло фуори ле Мура и Баптистерии Константина » листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези воспроизводит богатый декор, украшающий базы колонн из 2х знаменитый раннехристианских римских построек. Вверху представлена база колонны из базилики Сан Паоло фуори ле Мура, построенной в IV в на месте захоронения апостола Павла. На нижнем изображении представлена база колонны из Латеранского баптистерия, где, по преданию, крестился император Константин.



Джованни Баттиста Пиранези «Различные соотношения и соответствия в греческой архитектуре, взятые из древних памятников » листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези изобразил элементы ордеров, взятые из архитектурных памятников. Слева представлен антаблемент и колонна дорического ордера театра Марцелла, возведенного на Марсовом Поле императором Октавианом Августом в Риме (рис. 1). В центре композиции показана ионическая колонна из храма Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (рис 2), слева - антаблемент и колонна коринфского ордера пронаоса Пантеона (рис3). Помимо элементов классических ордеров на изображены обильно украшенные колонны из раннехристианских базилик Рима Санта Прасседе и Сан Джованни ин Латерано (рис IV; XIII), а также витая колонна из собора Святого Петра, по преданию привезенная императором Константином Великим из разрушенного храма Соломона в Иерусалиме (рис V).

http://arch-grafika.ru/news/1/2010-01-01-455

выставка, музей, Музей

Previous post Next post
Up