Оригинал взят у
moscow_i_ya в
"Квартирный вопрос" в XX веке: по материалам одной экскурсии
В прошедшие выходные мы побывали на экскурсии "Экспериментальное жилье. Век двадцатый" от проекта
Москва глазами инженера. Мы уже давно собирались попасть на экскурсию от проекта, но пошли именно на эту, потому что (постоянные читатели знают) тема жилья для нас весьма злободневна. Экскурсия оказалась очень познавательной, при том, что объекты нам были известны, про все, кроме одного, я писала. Но увлеченного и компетентного человека (а именно таким является Айрат Багаутдинов, руководитель проекта и наш гид), пожалуй, даже интереснее слушать, если ты "в теме".
Я почти не буду пересказывать экскурсию (лучше придти самому) или повторять то, что я писала раньше про дома, которые мы смотрели (просто дам ссылки на старые посты). Скорее расскажу о своих размышлениях по следам и материалам того, что мы узнали от Айрата.
Так вот, верхняя фотография, которую я сделала на месте сбора, у памятника Шухову, мне представляется шуточной метафорой того, о чем нам рассказывал Айрат. В эволюции жилья прошлого века с переменным успехом боролись две тенденции: коммуна (все вместе, на заднем плане) и собственный индивидуальный насест (чью роль для четырех птиц выполнил фрагмент памятника). Причем в основном мы говорили о первой тенденции, но пунктиром шла и вторая.
Поехали!
2.Наш гид около первого объекта (о котором я, кстати, раньше не рассказывала) : два дома дешевых квартир имени Солодовникова - для семейных и для одиноких - на улице Гиляровского (д.57 и 63)
3.Миллионер Солодовников завещал все свое состояние (20 миллионов рублей) на благотворительность. На треть этих денег должны были быть построены благоустроенные дома для рабочих. Правда успели построить только два. В первом из них жили семейные люди: 183 меблированные квартиры 16-21 метра, с общими кухнями, прачечной, яслями, баней и даже библиотекой; все бесплатно или за небольшие деньги.
4.А какой красивый дом!
5.
6.
7.Второй дом был предназначен для одиноких жильцов: 1225 человек в шестиметровых клетушках. Но и здесь были общественные помещения, электричество, лифты (!)
8.
9.К сожалению, рабочие не очень стремились селиться в этих замечательных домах, хотя стоили они даже немного дешевле тех трущоб, где они в основном жили. Заводов и фабрик в том районе не было, а добираться на транспорте - накладно. Этот проект, как и многие другие, о которых шла речь на экскурсии, остался до конца не реализованным.
10.Наш следующий объект - знаменитый
дом Мельникова. Казалось бы, апофеоз индивидуализма: собственный дом в центре советской Москвы, почти фантастика. Не все так просто однако. Участок под застройку был отдан Мельникову еще и потому, что дом представлялся экспериментальной площадкой для реализации идей, которые потом можно будет использовать при массовом строительстве. такие проекты Мельников создавал, но реализованы они не были.
11.В огромном трехэтажном доме была лишь одна спальня для супругов Мельниковых и их двоих детей. туда полагалось подниматься из гардеробной уже в ночной одежде; кроме кроватей (скорее даже постаментов) в комнате ничего не было.
12.Примерно в это же время возникла и другая концепция жилья: город-сад. Ее воплощением стал
Поселок Сокол, но поехали мы не туда, а в дом-коммуну, Таких домов в Москве сохранилось несколько, мы отправились к недавно отреставрированному дому-коммуне в Донском проезде (современный адрес - по улице Орджоникидзе). Когда мы
были там примерно полтора года назад, реставрация еще не завершилась.
Дом состоит из трех корпусов. Первый - спальный, там тоже были шестиметровые комнатушки (как у Солодовникова), правда на двоих. Но там только спали, а также делали на крыше зарядку. Заходить в них полагалось уже в ночной одежде (прямо как у Мельникова)
13.
14.Во втором корпусе были души и туалеты, а также шкафчики для одежды
15.А в третьем - помещения для занятий и для общения. Эта система существовала до 1958 года (хотя уже не так строго следили за недопущением личных вещей в спальных корпусах); сейчас все переделано под обычное студенческое общежитие.
Промежуточным вариантом между домом-коммуной и обычной квартирой был
дом Наркомфина (
интерьер квартиры; к сожалению, кальянной уже сейчас нет), но мы туда не ездили, только упоминали.
Практика строительства домов-коммун была осуждена постановлением ЦК ВКП(б) 1930 года «О работе по перестройке быта». Так что примерно четверть 20 века мы пропустили и сразу перешли к "хрущовкам" или (неполиткорректно) хрущобам.
16.Хотя Айрат подробно рассказывал нам о том, как комплексно застраивался
девятый квартал Новых Черемушек и какие там были элементы благоустройства (школа, магазины, детские сады и пр.), с высоты своего жизненного опыта (я училась в школе в 9 квартале) я ничего такого выдающегося в этом плане не помню. Но вот идея массового отдельного жилья действительно была революционной. И пусть (согласно анекдоту) в квартирах были совмещены не только ванная с туалетом, но и пол с потолком, это было первые отдельные квартиры для миллионов.
17.А вскоре совсем рядом с 9 кварталом стал реализовываться проект, который можно считать версией 2.0 дома-коммуны:
дом нового быта на улице Шверника. К сожалению, он так и не состоялся в качесвте дома для молодых семей и превратился в почти обычное студенческое общежитие (правда с бассейном).
18.Последний объект - круглый дом на улице Довженко. девятиэтажный двадцатишестиподъездный жилой дом на 936 квартир построен в 1976-79 гг. Действительно, ощущения, когда ты стоишь посреди двора, а вокруг тебя со всех сторон дом, ну очень необычные
Впрочем, и круглый дом, и последний наш объект, уже XXI века
Дом на Мосфильмовской (по ссылке, в середине поста, необычная история строительства дома, которую нам Айрат почему-то не рассказал) - уже не имеют отношения к коммунам. И заканчивая экскурсию, Айрат говорит, что возможно проблема общего жизненного пространства, которое существует вокруг личных квадратных метров, снова становится актуальной.
И мне есть, чем его дополнить. Дело в том, что эта экскурсия позиционируется как совместный проект "Москвы глазами инженера" и строительной компании Urbangroup (хотя в чем совместность, я так и не поняла). Летом мы
побывали в Городе Набережных, построенном Urbangroup и почувствовали там нечто похожее на то, о чем говорил Айрат. Было чувство, что и жизнь там, и отношения между людьми - все это не совсем такое, как в привычных городских кварталах (не исключаю, что это не более, чем наша фантазия). Во всяком случае через месяц после той поездки созрело желание начать решать наш семейный квартирный вопрос.
Ложка дегтя по экскурсии: получилось очень долго из-за пробок. Вместо заявленных трех часов с окончанием на Тургеневской получилось больше четырех до Киевской (до Тургеневской было бы все пять)
На всякий случай. Спонсор поста - семейный бюджет. Цена полного билета 990 рублей.