Продолжаем осматривать выставку. Начало - тут:
Часть I
http://vittasim.livejournal.com/190399.html;часть II
http://vittasim.livejournal.com/191197.htmlчасть III
http://vittasim.livejournal.com/191499.htmlчасть IV
http://vittasim.livejournal.com/192813.htmlчасть V
http://vittasim.livejournal.com/194045.html
Головной убор праздничный - айшон с платком - сюлыком. Удмурты. Башкирия Бугульминский район. Сер. XIX в. Береста, ткань, кораллы, монеты, пуговицы, холст, шерстяные нити, шелковая бахрома, бисер; вышивка.
У удмуртов, живущих небольшими группами на территории Башкирии, сохранился старинный свадебный головной убор - айшон.. Его остов делался из луба в форме высокого конуса. Конус обшивался холстом с плотно нашитыми рядами монет.
Конус накрывался большим расшитым платком с бахромой таким образом, что один конец свешивался вперед, а три другие конца закрывали плечи и спину.
Головной убор - ашьян. Южные удмурты. Казанская губ, Казанский уезд, нач.XXв. Сатин, х/б ткань, шелковые ленты, золотная тесьма, монеты, раковины каури, бусины; ткачество.
Тканная тесьма русской монастырской работы со словами молитвы. У южных удмуртов старинный свадебный головной убор айшон был заменен платком. Один конец которого укреплялся на невысокой твердой основе и спускался низко на лоб. Налобная часть украшалась монетами. Этот головной убор назывался ашьян.
Женская одежда. Платье - дерем, передник, безрукавная одежда, нагрудные украшения. Южные удмурты. Казанская губ, Казанский уезд, нач.XXв. Пестрядь, ситец, шелковые ленты, шерстяные и х/б нити, машинное кружево, тканная тесьма; ткачество.
Украшение: ткань, золотная тесьма, шелковые ленты, позумент, монеты, стекло, кораллы, раковины каури.
В комплекс женских украшений входили многочисленные ожерелья из кораллов, серебряных монет и татарских ювелирных украшений (чулпа). Эти массивные украшения из сердоликов в серебряной оправе делали мастера из известного в Поволжье ювелирного центра Рыбная Слобода. В полный набор украшений входила перевязь через плечо с плотно нашитыми монетами и подвесками.
Женская праздничная одежда. Рубаха-кульмэк, верхняя одежда - елэн, нагрудное украшение - селтэр. Башкиры Оренбугская губ, Орский уезд кон. XIX в. Фабричная ткань, сатин, сукно, бархат, позумент, металлические штампованные бляшки. Застежка - каптырма: серебро, эмаль, сердолик.
Украшение: ткань, кораллы, монеты, перламутровые пуговицы, ювелирное украшение с сердоликом.
Головной убор - кашмау. Башкиры Уфимская губ кон. XIX в Холст, сатин, ситец, сукно, монеты, кораллы, бисер, раковины каури, ювелирное украшение с сердоликом.
Головное покрывало - урпэк Казанские татары Казань втор. Половина XIX в Полотно, шелковые и золотные нити, галун; вышивка тамбуром
Головное покрывало входило в выходной наряд татарки горожанки любого возраста. Покрывала, скроенные по традиционным образцам, носили пожилые женщины. Старинные большие треугольные покрывала шили из белого коленкора или других светлых тканей. Они имели скругленные или срезанные углы. Полотнища могли достигать 3х метровой длины. Налобная часть украшалась золотным позументом. Это очелье плотно охватывало голову.
Один длинный конец закидывался за спину, а другой спускался на грудь. Углы покрывала украшались шелковой многоцветной тамбурной вышивкой.С середины XIX века в Казана появились тамбурные машины и с этой поры вышивка стала промыслом. Тамбурная вышивка татарских мастериц отличает любовью к цветочным орнаментам.
Головной убор - калфак. Казанские татары, Казанская губ, Казанский уезд, кон XIX века. Бархат, бисер; вышивка. Традиционный татарский убор калфак носили замужние женщины. Самые нарядные калфаки шили из бархата. Калфак имел мягкий верх и твердый околыш. Мягкая поломть, оставаясь плоской, свисала набок. На протяжении всего XIX века в Казани существовали мастерские золотного шитья, их продукция раскупалась татарами по всему Поволжью, уралу, Сибири. В конце XIX века, начале XX века большие калфаки стали заменяться миниатюрными, превращаясь в декоративные наколки.
Головной убор - калфак. Казанские татары, Казанская губ, нач XX века. Бархат, золотные нити, канитель, бить, блестки; вышивка.
Серьги. Казань кон XIX в Медный сплав, бирюса; скань, золочение
Шейно-нагрудные украшения - ака чылбыры Казань кон XIX в Медный сплав, бирюса, сердолик; скань, золочение, зернь
Праздничная одежда горожанки Платье - кулмек, безрукавная одежда - кысма Казанская татарка реконструкция 2016г Шелковая фабричная ткань, бахрома, тесьма, пуговицы, бусины. Одежда воссоздана по старинному образцу художником Галиной Валиуллиной в 2016г
Сапоги женские - ичиги, заготовка для сапог. Казанские татары, Казань, кон. XIX века. Сафьян, золотные и шелковые нити, канитель, блестки, х/б нити, х/б ткань, мозаика; стачивание, вышивка
Казанские узорные сапожки, продукт промысла, распространего в многочисленных слободах Казани и в окрестных деревнях на протяжении XIX века. Мастера кожевники выделывали из шкур коз тонкий, мягкий сафьян, кожа дубилась и окрашивалась в различныецвета, после чего поступала в ичижные мастерские, где мастера (очень часть женщины) сшивали узорные заготовки для сапожек.
Декоративные элементы сшивались с помощью уникального ичижного шва, он тачает орнаментальный набор ичигов и одновременно украшает его. Эта техника получила название «казанской или татарской работой в тачку». По сей день эта работа выполняется вручную. Кожаная мозаика часто сочетается с золотной вышивкой.
Праздничная женская одежда. Рубаха - рукава, сарафан, пояс. Уральские казаки. Область Уральского казачьего войска. Первая четверть XX в. Шелк, бить, х/б ткань, позумент, х/б ткань, позумент, х/б шнурок , мишурный шнурок, галун, золотные нити, дерево, металл; ручная вышивка, пошив на ручной машинке.
Уральское казачество вплоть до начала XXв сохраняли свои традиции , «старинные» порядки и быт. Женщины носили старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. До середины XIX века голову уральской казачки украшали круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой.
Неизвестная в уральском национальном костюме. 1890е гг. Бумага, картон, дерево, стекло; альбуминовый отпечаток (?)
Женские головные уборы - сороки. Русские. Нижнетагильский округ, с. Черноисточинское, втор. пол XIX в. Бархат, парча, х/б ткань, холст, набойка, золотные нити, золотный галун, фольга; золотное шитье, машинное ткачество
Женский головной убор - кокошник. Русские. Нижнетагильский округ, с. Черноисточинское, Шелк, холст, набойка, ситец, золотный галун и шнур, фольга; бисер, цветные стекла, желтый металл; машинное ткачество, низание.
Шкатулка Пермская губ, Нижний Тагил 1884 Дерево, жесть луженая, столярная работа, тиснение
Ларец- теремок Пермская губ, Невьянский завод, сер. XIX в Дерево, жесть луженая, бумага, латунь, столярная работа, чеканка
Серьги XIX в Медный сплав, перламутр, стекло; золочение, скань, зернь, литье, монтировка
Перстни XVIII(?), XIX вв Медный сплав, перламутр, золочение, скань,, серебрение
Пуговицы, XVIII, XIX вв Медный сплав, перламутр, бирюса, эмаль, стекло, золочение, скань,, серебрение, зернь, литье.
Праздничная женская одежда Рубаха, передник, пояс восточные марийцы, пермская губ, зауральская обл, нач. XX в Пестерядь, кумач, сатин, атлас, шелковые и тканные ленты, тесьма, сутаж, вязанное кружево, шерстяные и х/б нити, монеты,бисер, пуговицы, жаккардовая ткань, машинное кружево, вышивка.