Оригинал взят у
galik_123 в
Доходный дом П.В. Лоськова в Мансуровском переулке В Мансуровском переулке стоит романтический замок с высокой угловой башней, увенчаной остроконечным куполом. Дом выделяется среди других зданий своим нехарактерным для Москвы видом и необычными деталями - фигурным выступом стены, заканчивающимся тремя зубьями, окнами разной формы и размера, волнообразным козырьком, круглой башней с одной стороны и щипцовой крышей - с другой. Дом производит впечатление укрепленного европейского замка, защищенного от всех неприятностей сурового северного климата.
1. Оригинальный дом по адресу Мансуровский переулок, 4 построен в 1905-1906 годах архитектором А.У. Зеленко по заказу состоятельного крестьянина Лоськова. Этот дом строился для сдачи апартаментов в наём, хотя внешне он похож на особняк. Его внутренняя планировка была рассчитана на четыре квартиры. Он был оснащён всеми коммунальными удобствами, в каждой квартире было по восемь комнат. В одной из квартир в 1916 году почти на десять лет поселился знаменитый генерал А.А. Брусилов, совершивший во время Первой мировой войны "Брусиловский прорыв". Осенью 1917 года в районе Остоженки, Пречистенки и соседних переулков шли бои между отрядами юнкеров и красногвардейцев. 2 ноября в квартиру Брусилова попал мортирный снаряд, и генерал был ранен в ногу осколком.
2. При создании дома Лоськова архитектор Зеленко воспользовался выразительными средствами редкого для Москвы северного варианта стиля модерн, более характерного для Санкт-Петербурга. Северный модерн тяготеет к богатой отделочной палитре, фактурным свойствам материала, сочетаниям различных по природе материалов. Современники отнюдь не однозначно оценивали сдержанный северный модерн, некоторые называли его "чухонским модерном", но время показало, что этот стиль достаточно интересен.
3. Окошки под кровлей угловой башенки напоминают бойницы, что дополнительно усиливает сходство дома Лоськова с европейским замком.
4. Из декоративных элементов интересны сложная кровля купола башни, чердачные помещения под "юбкой", венчающей башенку. К сожалению, безвозвратно исчезла статуя, венчавшая башенный купол, сегодня ее заменил небольшой шпиль.
5.
6. Над чердачными окнами под щипцовой крышей - волнообразный козырек.
7. Под окнами третьего этажа - декоративные панно.
8. Фасад на уровне цокольного и первого этажей покрыт рустованным, грубо обработанным камнем, имитирующим натуральный.
9. Необычна своими текучими формами каменная ограда дома.
10.
11. В настоящее время после реставрации, проведённой в 2010-2012 годах ГлавУпДК при МИД России, дом Лоськова вновь обрел свои первоначальные черты. Хотя некоторые детали утрачены, то что удалось восстановить, свидетельствует об особенностях творческого почерка А.У Зеленко, о его яркой индивидуальности и таланте, а также о своеобразии и неординарности северного модерна. Сейчас доходный дом Лоськова занимает посольство Сирии.
Архитектор Александр Устинович Зеленко (1871-1953) работал в стилистике северного модерна в Самаре и Москве. Карьера зодчего началась в родной для него Самаре, где Зеленко проработал с 1897 по 1900 годы. (Далее все иллюстрации из сети.)
А.У. Зеленко в 1910-х годах (снимок из фотоальбома Московского коммерческого института)
Самара. Дом Курлиной
В 1900 году Зеленко переезжает в Москву и начинает совместную работу с архитектором Ф.О. Шехтелем над проектами павильонов выставки в Глазго. В 1902-1903 годах возводит свою первую московскую постройку - так называемый, доходный дом на Тверской бульваре, 6. К сожалению, первоначальное оформление дома к сегодняшнему дню утрачено.
Тверской бульвар, 6. Дом Санкт-Петербургского общества страховния, 1902
В эти же году Зеленко участвует в создании проекта Коммерческого училища, выполненного в стиле неоклассики, ныне это РЭА им. Плеханова.
В 1906-1907 годах Зеленко сооружает на средства Н.А. Второва в Вадковский переулке Детский клуб общества "Сетльмент" - здание в стиле северного модерна. Дом в Вадковский переулке, выполненный без каких-либо внешних украшений, сравнивался с работами великих Гауди и Хундертвассера. Дом сохранился до наших дней, но без внешних кованых светильников и первоначальной отделки "под шубу".
Детский клуб общества "Сетльмент"
В 1908 году Зеленко уезжает в США, где строит экспрессионистскую виллу в Сакраменто. По возвращении в Москву, в 1910-1913 годах зодчий проектирует дачу Пфеффер в Сокольниках (не сохранилась) и детский сад на Большой Пироговской, в соавторстве с И.П. Кондаковым (в наши дни перестроен до неузнаваемости).
Деревянная двухэтажная дача Р.В. Пфеффера в Сокольническом парке
Детский сад на Большой Пироговской
Среди других известных работ мастера - выполненные по типовым проектам народные дома, доходные дома, дачи. После событий 1917 года Зеленко фактически прекращает активную творческую деятельность. Единственная работа того периода - Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновке, 26. А.У. Зеленко был соавтором Н.А. Ладовского по разработке теоретической концепции "линейного города".