Оригинал взят у
galik_123 в
Церковь Вознесения на Гороховом поле В замечательном месте Москвы находится Школа акварели Сергея Андрияки - её ученики могут рисовать исторические достопримечательности, в том числе творения знаменитого архитектора Матвея Казакова, не отходя далеко от школы. Поблизости расположены сразу три памятника архитектуры, создателем которых считался Казаков, здесь стоит и храм Вознесения, что на Гороховом поле. Название этой местности происходит от казённого горохового поля, которое было тут в начале XVIII века. Его пересекали две тропинки, впоследствии улицы Вознесенская (Радио) и Гороховая (Казакова). На выставке, увидев акварель с церковью Вознесения, мы узнали, что её реставрация уже закончена.
1. Храм находится рядом с отреставрированной усадьбой Разумовских. Он входил в общий ансамбль усадьбы, хотя располагался вне территории парка, к юго-востоку от главного дома. Считалось, что церковь Вознесения построена Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя и не найдены документальные подтверждения. Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят некоторые архитектурные элементы, свойственные его стилю.
2. По преданию, церковь на этом месте существовала с начала XVII века. Владельцем этих земель в XVIII веке был граф Гавриил Головкин, который в годы правления императрицы Анны Иоанновны построил новую деревянную церковь. Она простояла лишь пять лет и сгорела вместе с домом Головкина в 1737 году. Был выстроен новый кирпичный храм, который вскоре перешел к следующему владельцу усадьбы, Алексею Разумовскому. В 1748 году дом графа и церковь снова горели, но были восстановлены. В 1769 году церковь стала приходской, а не домовой. Каменная церковь была построена в 1788-1793 годах на средства, собранные прихожанами. При этом особенно крупный вклад сделал Н.Н. Демидов. В XVIII веке территория вокруг храма была обнесена оградой. Эта территория образуется пересечением улиц Казакова (бывшей Гороховой), Радио (бывшей Вознесенской) и Токмаковым и Доброслободским переулками.
3. Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма и имеет форму корабля. Пространство вытянуто в длину: монументальная ротонда, трапезная и высокая колокольня находятся на одной оси. Такого рода постройки были характерны для Западной Европы. Верхние ярусы колокольни украшены колоннами и пилястрами композитного ордера, антаблементами с белокаменными карнизами.
4. Трёхярусная колокольня завершается голубым шпилем с золотыми звёздочками.
5. Нижний ярус колокольни оформлен двухколонными портиками.
6. Двухсветная ротонда храма увенчана куполом с люкарнами - окнами в скате крыши, и изящным легким бельведером - фонариком.
7. Такие детали Матвей Казаков очень любил и повторял в других строениях (например, в церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе).
8. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера.
9. Трапезная имеет два престола - Николая Чудотворца и пророка Божия Моисея.
10.
11. Высокие прямоугольные окна оформлены треугольными навершиями.
12. Среди прихожан храма Вознесения было немало великих людей. В 1800 году в Вознесенской церкви был крещён великий русский актёр Павел Мочалов, крепостной Николая Никитовича Демидова, со временем получивший вольную. В начале XIX века прихожанами Вознесенской церкви стали Пушкины. Вознесенскую церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых, украшенная финифтью (утеряна). Упоминается храм и на страницах романа Л.Толстого "Война и мир": в нём Наташа Ростова молилась о победе в войне.
13. В 1933 году храм был закрыт, утварь и старинные иконы были вывезены из него и бесследно исчезли. В годы Великой Отечественной войны в здание попала авиабомба, повредившая купол. В 1987 году в пожаре погибли остатки наружных росписей, сильно пострадали внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.
14. Храм был возвращён верующим в 1992 году и к настоящему времени отреставрирован. Отреставрирована часть наружной масляной живописи.
15. Восстановлены утраченные три иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески.
Фото с сайта
http://www.esosedi.ru/ 16. Интерьер трапезной, иконостас южного придела.
Фото с сайта
http://www.esosedi.ru/ 17. Вот так храм выглядел раньше - в конце XIX и начале XX веков.
Фото из книги - Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, №47
Фото из книги - Архитектурные памятники Москвы/ ред. И. Е. Бондаренко М. 1904-1906