Храм Никиты Мученика на Старой Басманной

Aug 15, 2016 10:27

Оригинал взят у galik_123 в Храм Никиты Мученика на Старой Басманной


Если идти от Садового кольца по Старой Басманной, то по правой стороне можно увидеть величественный ансамбль одной из древнейших московских церквей - храм Никиты Мученика. Церковь очень нарядна, как и другие здания елизаветинского барокко - архитектурного стиля времён Елизаветы Петровны (1741-1761), и считается лучшим его образцом в Москве. Крупнейшим архитектором этого направления был Ф.Б. Растрелли, поэтому второе название этой разновидности барокко - "растреллиевское". В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко унаследовало характерные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольную схему, луковичные или грушевидные пятиглавия).

1. И всё же эта церковь особенная! Недаром с ней связано так много преданий, легенд и исторических событий. Достоверных сведений об архитекторе не сохранилось. Наиболее вероятным автором проекта храма считается московский зодчий князь Дмитрий Ухтомский. Ансамбль церкви решён как группа развернутых вдоль улицы самостоятельных объемов. Главный храм представляет собой массивный двухъярусный восьмерик. С востока и запада к нему примыкают обширные алтарь и притвор. Стены храма декорированы сдвоенными пилястрами композитного ордера. Боковые входы были отмечены тосканскими портиками (сохранился только портик с южной стороны). Двухсветная трапезная производит впечатление отдельно стоящего гражданского здания. Обработка ее фасадов носит плоскостный характер, объем трапезной перекрыт высокой барочной кровлей с переломами. Трехъярусная колокольня украшена спаренными колоннами и пилястрами, несущими разорванные фронтоны и сильно выступающие карнизы, венчается невысоким шпилем.



Северный фасад. Проект реставрации. 1960-е годы. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

2. Храм возведён в 1745-1751 годах на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, А. Рыбинского, В. Прохорова. Предыдущая деревянная церковь, стоявшая на этом месте с 1517 года, построена великим князем Василием Иоанновичем, отцом Ивана Грозного, и посвящена иконе Владимирской Божьей матери с приделом во имя Святого Никиты великомученика. По легенде, Василий Иоаннович сопровождал до этого места процессию, которая возвращала во Владимир образ Спасителя и Владимирскую икону Божией Матери после поновления и украшения серебром и золотом в Москве. Крестный ход в память тех проводов с участием царя и патриарха совершался в эту церковь до 1683 года.



3. Устроитель церкви Василий III хорошо знал эти места. На Старой Басманной стоял его путевой дворец.



4. Он и сейчас частично сохранился в доме № 15, где великий князь останавливался перед въездом в столицу.



5. До правления Петра I здесь же пролегала главная царская дорога в загородные резиденции Покровское, Рубцово-Преображенское, Семеновское и Измайловское. При Иване Грозном тут стояло несколько дворов иностранцев, находившихся на русской службе. Были здесь и земельные владения кремлевского Вознесенского монастыря.



6. В старину Басманая часто называлась Покровкой, так как была её продолжением. Здесь, у главной царской дороги, селились знатные фамилии, и Басманная стала аристократическим островом на далекой окраине за городской чертой. На сегодняшний день существуют две научные версии происхождения названия. Согласно первой, здесь жили царские пекари, которые выпекали для царского и патриаршего двора "басманы" - мерный хлеб строго определенного размера или же с фигурами на верхней корочке, то есть с дворцовым клеймом - басманом. К этой версии склонялся и Владимир Даль. Вторая версия гласит, что басманниками были ремесленники, занимавшиеся художественным тиснением на коже или металле: на тончайших металлических листах выдавливали узоры и обкладывали ими деревянные кресты и оклады икон, так что спрос на их изделия был велик, и они вполне могли составить население целой слободы.



7. Приходским храмом Басманной слободы и была Владимирская церковь. Она дошла до наших дней без серьёзных перестроек. В настоящее время Никитский храм окружён стоящими рядом домами и деревьями.



Но на фотографии из альбома, изданного московским купцом Найдёновым в 1883 году, здание храма можно рассмотреть полностью.



8. Первоначально главный храм был полностью изолирован от трапезной.



9. С этим храмом связано имя одного из самых почитаемых московских святых - Василия Блаженного. Он родился в этих краях в декабре 1469 года. В то время Владимирской церкви еще не было, но позднее летописец указывал, что святой родился в ее приходе - для уточнения местности. Родители отдали его в ученики соседу-сапожнику, но отрок уже имел чудесный дар провидения. Однажды к его хозяину пришел человек и заказал сапоги покрепче, чтобы годами носились. Ученик вдруг улыбнулся, и когда заказчик ушел, сапожник спросил, почему он улыбается. Василий ответил: "Вот человек собирается носить сапоги годами, а не ведает, что завтра умрёт". И действительно, на следующий день заказчик умер. А Василий в 16 лет ушел из дому совершать свой подвиг и никогда в родные места не возвращался, но словно благословил их в ожидании появления храма. И в церкви Никиты Мученика до начала XX века хранился знаменитый образ святого на фоне Кремля.



10. Существует интересная версия, связывающая строительство храма с именем Петра Великого. В 1728 году по чертежам и на средства Петра I в соседней Капитановой слободе (современная Новая Басманная улица) было строительство храма Петра и Павла. Новый, построенный в стиле барокко Петропавловский храм резко контрастировал с обветшавшим и пострадавшим от пожара 1737 года Никитским храмом. Считается, что жившие на Старой Басманной знатные дворяне и богатые купцы решили построить себе новый храм, больше и лучше, чем у соседей. В 1745 году, в правление Елизаветы Петровны, разрешение на строительство было получено.



11. Во время московского пожара 1812 года ни храм, ни соседние строения не пострадали. На протяжении всего XIX века Никитский храм процветал благодаря своему приходу.



12. Александр Пушкин побывал в храме 23 августа 1830 года на отпевании своего дяди Василия Львовича Пушкина. Поэт присутствовал и при последних минутах дяди, жившего неподалеку, на Старой Басманной. Вместе с Пушкиным в храм пришли Вяземский, Языков и многие другие.



13. XX век принёс Никитскому храму много испытаний. Всё началось с пожара летом 1905 года. Во время пожара, возникшего в трапезной из-за непогашенного кадила, был безвозвратно потерян чтимый образ святого Василия Блаженного.



14. В 1933 году было принято решение о сносе храма, но, к счастью, это решение не было претворено в жизнь. Храм устоял, хотя и был закрыт. После закрытия храм был разграблен и разорён. Здание храма было передано Лесотехническому институту. Церковная ограда была частично разобрана, разобрали и северный портик, выходящий на Старую Басманную улицу, переименованную к тому времени в улицу Карла Маркса. В разное время здание храма использовалось как учебный зал районной бригады ПВО, как склад министерства культуры СССР и общежитие.



15. Дважды проводилась реставрация церкви - в 1960-е годы и в 1979-1983 годах.



16. В 1990 году церковь возвращена верующим. В настоящее время имеет статус приписной к Богоявленскому Елоховскому собору.



17.



18. На территории церковного владения раньше находился погост, разорённый ещё в 1930-е годы. Не так давно здесь было построено несколько небольших домиков, принадлежащих храму.



19. Церковная ограда, выкованная на средства заводчика И.Н. Демидова, - одна из красивейших в Москве, восстановлена в 1990-х годах.



20. По красоте интерьеров церковь Никиты Мученика, без преувеличения, - одна из интереснейших в Москве. Сочетание золота и голубого создаёт одновременно ощущение и лёгкости, и великолепия. В храме сохранилась подлинная барочная лепнина. Иконостас был демонтирован в советский период, но сейчас восстановлен в формах, близких к первоначальным, с использованием подлинных фрагментов из собрания Музея архитектуры имени Щусева.



21. Украшением храма является богатейшая позолоченная резьба по дереву.



22. И в завершение несколько слов о великомученике Никите. По происхождению Никита был гот, родился и жил на берегах Дуная, где принял крещение, участвовал в распространении христианства среди своих соплеменников. Во времена правителя-язычника продолжал проповедь христианства, был взят под стражу и подвергнут мучениям, но мучители не смогли добиться отречения от Христа. Никита был казнён в 372 году через сожжение. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны.



церковь, культурное наследие, Мотивы русской архитектуры, Архитектура, храм

Previous post Next post
Up