"Золото иконостасов" в Коломенском

Feb 29, 2016 20:45

Оригинал взят у lica_alica в "Золото иконостасов" в Коломенском
Думаю, многие в курсе, что Коломенское - это не только яблоневые сады, чистейшей красоты церковь Вознесения или зеленый туман Голосова оврага, вот только я и сама чаще всего езжу туда лишь за красотой и умиротворением. Буквально тянет туда что-то, и объяснения этой тяге нет. Но иногда еду не за воздухом, особым духом места и тишиной, а с вполне конкретной целью - увидеть очередную интересную выставку (или даже выставки), которыми Коломенское неизменно радует. Красота одной сейчас будет прямо здесь.



«ЗОЛОТО ИКОНОСТАСОВ. Художественная резьба по дереву XVI-XIX веков» - так называется выставка, открытая в Подклете деревянного Дворца царя Алексея Михайловича. Да, я знаю, большинство его не признает, этот дворец, не ходит туда, но, народ, выставка подлинных шедевров какое к этому отношение имеет? Да за возможность увидеть уникальные экспонаты из запасников музея можно идти куда угодно, по-моему!



А в экспонатах там царские врата, скульптура, обрамленные фигурными рамами иконы, сияющие золотом ажурные колонки и выносные кресты. Все это было привезено в Коломенское в 1930-е годы, когда закрывались многие храмы и монастыри, а предметам церковного убранства грозило уничтожение. И вот теперь результат сохранения и реставрации перед нами.



И будет перед нами до 3 апреля этого года.



Всего три небольших зала, казалось бы…

Целиком иконостасов, конечно, нет, никакой музей не вместит в себя их масштаб, но вот самые красивые их части - царские врата разных эпох и столетий - здесь во всем великолепии.















Детали царского моленного места Михаила Федоровича Романова из Свято-Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Скульптуры лежащих львов помещались в подножии царского трона как символы царской власти и стражи моленного места.









Херувим - деталь короны царских врат, 1633 год, из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря.



Оттуда же кронштейны «Руки точеные». Подобной формы резные столбики по указу царя Алексея Михайловича были выполнены в 1668 году мастером Оружейной палаты Климом Михайловым для украшения оконных рам Столовой палаты Коломенского дворца.



Резьба второй половины XVII века, стилистика европейского барокко, выполненная руками белорусских резчиков, приехавших на работу в Москву.



























И третий зал, середина XVIII - начало XIX в.в., «елизаветинское барокко» и следующий за ним классический стиль.






Иконы из Палеха, начало XIX века.





















Царские врата конца XIX века, созданные в столярной мастерской купца второй гильдии Николая Александровича Ахапкина.



Отдельное колоссальное удовольствие - книги! Собственно, у меня  это даже не удовольствие - практически благоговение. Таинство… Камень, дерево - от них ожидаешь сохранности в веках, но хрупкая субстанция, сотни лет сохраняющая слово!

1637-й год, 1680-й, 1757-й… Написаны все в Киево-Печерской Лавре.









Новый Завет 1715 года в более позднем окладе, но того же XVIII века.



А перед этим чудом я просто зависла в немом восхищении!



1677 год, иконописец Ивашка и другие. С русского Севера, из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Сень напрестольная - едва ли не единственный в своем роде памятник древнерусского искусства. Она была привезена в Коломенское в 1939 году в разобранном виде, а теперь, благодаря реставраторам, во всей красе.



И не говорите, что вы теперь увидели ее здесь и что этого достаточно. В реальности она производит совершенно невообразимое впечатление, будто парит в невесомости, воздушная, резная - подлинное чудо!



Причем выставка «Золото иконостасов» закончится 3 апреля, а вот сень на своем месте в Подклети Коломенского дворца находится всегда. Лишь одно только «но» может помешать увидеть ее в конкретное посещение: если выставка, которая будет экспонироваться в этих залах, не совпадет по смыслу с этим шедевром. Тогда сень отделяют занавесом от выставочного зала, и она ждет следующей выставки, более для нее подходящей… вот как эта, прямо сейчас.

выставка, Коломенское, искусство

Previous post Next post
Up