Как управляют дорожным движением в Москве

Feb 15, 2016 20:21

На днях довелось побывать в ситуационном центре центра организации дорожного движения (ЦОДД). То самое место, где следят, изучают и управляют транспортными потоками в большом городе.



ЦОДД на самом деле сушествует уже очень давно, с 1999 года. Но до недавнего времени вообще про него мало чего было слышно. Как-то на слуху он появился после собянинских транспортных реформ, особенно когда парконы с его логотипом стали массово рассекать по городским улицам.

А по сути весь ситуационный центр умещается вот в этом небольшом зале.



Здесь сидит несколько десятков инженеров, диспетчеров и других сотрудников, которые отслеживают транспортную ситуацию в городе.


Если где видят пробки, затыки, ДТП, должны это как-то удалённо разруливать.



Информация о загруженности дорог в ЦОДД поступает с огромного числа датчиков, установленных по городу. Датчики эти дают куда более полную информацию, чем предоставляют яндекс-пробки. Здесь и средняя скорость машин, и общее их количество. В общем нижеприведённая карта скажет о реальных пробках куда больше, чем яндекс (который ошибается довольно часто).



А вот это карта собственно датчиков. Большинство из них тепловые, совсем незаметные.



Впрочем, как можно управлять потоками удалённо? Фактически единственное, что есть у ЦОДДа - это светофоры. Расставляя разные фазы, создавая зелёные-красные волны, можно существенно повлиять на количество въезжаемых машин в ту или иную часть города. Поэтому если, например, где-то ДТП, или затык, то логично перед этим местом сделать фазы у светофоров побольше, чтобы меньше машин в это место приезжало, и ситуация бы не усугублялась.



Светофоры управляются вот таким приложением. Есть специальный модуль, позволяющий настраивать "волны". Т.е. таким образом, что если едешь 60 км/ч, то как раз попадаешь везде на зелёные фазы. А если гонишь под 80, то все равно придётся стоять на красном.


"А как учитываются потоки пешеходов? Вот, например, на Трубной ужасные фазы, по 120-140 секунд. И они так устроены, что перейти площадь за один цикл светофора невозможно". Да, после ЦОДДовских "оптимизаций" через некоторые переходы стало вообще невозможно ходить. Когда, извините меня, через двухполосную улочку фаза 120 секунд, это ни в какие ворота не лезет. И я таких примеров знаю немало. А потом они начинают под видом заботы о жителях строить подземные и надземные переходы..


Впрочем, сотрудник ЦОДДа обещал учесть пешеходные потоки в светофорных фазах и призвал жаловаться на подобные случаи на их горячую линию.



Кстати, меня как-то приглашали работать в контору, которая пишет вот эту интеллектуальную транспортную систему для ЦОДДа. Если бы всё сложилось, то работал бы с ними тесно, и знал бы куда больше. Но не сложилось, слишком уж жёсткие там условия, график с 9 до 6, ну и на тот момент работа в принципе была. Но так то отдельные моменты этой системы я уже до этого видел.


И ещё, систему эту они не сами пишут, а купили у испанцев. Это ещё одна из причин почему я туда не пошёл: вместо самостоятельной разработки, пришлось бы заниматься в основном скучной наладочной и настроечной работой. Один бы плюс был - пришлось бы общаться с испанцами, ну хоть бы язык подкачал :)



Помимо управления потоками, ЦОДД ещё менеджерит платную парковку. Конечно вопросов по ней полно, но к ним их неуместно организовать. Они только следят, чтобы все правильно парковались. С общественным транспортом ЦОДД, как оказалось, практически не работает (хотя мне казалось обратным). Они, конечно, взаимодействуют с "Мосгортрансом", как и со всеми имеющими отношение к транспорту службами. Но оперативного реагирования, типа того, чтобы в случае ДТП направить трамваи по другому маршруту, нет. Ну надеюсь, будет в будущем.



Все приходящие данные обрабатываются, анализируются, а потом используются по разным назначениям. Для планирования развития УДС, например. Хотя судя по тому, как криво и убого развивается в Москве УДС, как строятся ненужные развязки, используют эти данные явно непрофессионально. Но это уже вопрос не к ЦОДДу, а к проектировщикам и стройкомплексу.



Экран на всю стену, пожалуй, самое интересное в помещении ситуационного центра. На него сотрудники выводят изображения с разных камер города, чтобы по ним отслеживать оперативно обстановку. Большую часть времени я пытался угадать, где что находится. Вот, например, верхнюю правую картинку так и не получилось - Чертановская это что ли?



Во внутреннем дворике ситуационного центра стоят тестирующиеся светофоры. На них отлаживают все модели взаимодействия, разные циклы. Чтобы потом это оттестировать на реальных светофорах.



Скажу честно. От всего увиденного сперва осталось довольно странное ощущение. Вроде чего-то делают люди, считают, исследуют, но так и непонятно что. Какие-то пространные рассуждения об оптимизации трафика, транспортные модели, распределения загруженности и т.д., которые только больше запутывают. Показалось, что занимаются они какой-то ерундой, что центр этот создан для очередного освоения бюджета.



Но надо смотреть всегда по делам. А объективно говоря, дорожная обстановка за последние годы, как ни странно, действительно улучшилась. Пробки, конечно, как были, так и остались. Но капитальных затыков, когда всё намертво стоит, которые раньше были стабильными ежедневными, последнее время я почти не встречаю. Бывают ещё, но очень редко. Медленно, но всё едет. Даже по яндексу можно смотреть, что часто и в вечерний час пик мы видим 3-5 баллов вместо 7-8 бывших 5 лет назад.
Много на это повлияло: и платная упорядоченная парковка (ведь раньше могло всё встать просто из-за того, что кто-то свои тарантайки вблизи перекрёстка покидал), и регулирование фаз светофоров, ну и другие малоочевидные мелочи. Но очевидно, что САМО ничего так не улучшается, а значит ЦОДД не зря существует и делает свою работу.



- А какая конечная цель вообще всех этих мероприятий, цель всей работы ЦОДДа? Повысить общую скорость потока, уменьшить число пробок или что-то ещё? - задал я вопрос. Ведь когда ты что-то делаешь, должна быть в конечном итоге какая-то чёткая сформулированная цель, для которой и должны ставиться задачи. И "уменьшение пробок" сюда не подойдёт - очень уж расплывчатая формулировка.
- Основная цель максимально эффективное использование дорожного пространства. Чтобы не было перекосов "тут густо, там пусто", ответил сотрудник центра Иван.
В целом, более чем логичная постановка задачи. Действительно же значительное число пробок бывает не столько из-за обилия машин, сколько из-за кривой организации движения, из-за хаотичной парковки, из-за неадекватного поведения его участников, например, заезда на забитые перекрёстки. И вот в принципе ЦОДД и нужен, чтобы такие моменты разруливать.


Впрочем, это не отменяет вышеописанных претензий к светофорным фазам для пешеходов и остальному. Надеюсь, что в ЦОДДе перестанут делать пешеходоненавистнические циклы.

Очередной раз спасибо сообществу mosblog, которое поучаствовало в организации экскурсии.

Часть фото взята у starina-chuk отсюда. Хороший отчёт про тоже самое, куда более информативный, чем мой :)
Previous post Next post
Up