Москва в русской живописи и поэзии

Jan 20, 2016 18:02

Оригинал взят у galik_123 в Москва в русской живописи и поэзии


Небосвод (Декоративная Москва), 1915. Холст, масло. Ярославская картинная галерея

У меня в Москве - купола горят!
У меня в Москве - колокола звонят!
Марина Цветаева. 7 мая 1916

В русской живописи XX века самым жизнерадостным талантом, буйным темпераментом и жизнелюбием обладал Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). Он родился 16 января 1882 года. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года; мать осталась с четырьмя детьми на руках. В надежде, что Аристарх пойдёт по стопам отца, она отправила сына в духовное училище. Однако в возрасте 16 лет будущий художник сбежал из семинарии.
Десятилетия спустя Лентулов вспоминал, что самым главным впечатлением его детства была старинная музыкальная шкатулка, обнаруженная им в барском имении, где трудился его дядя. В отсутствие взрослых, мальчик частенько доставал шкатулку и "каждый раз плакал от восторга... Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истёртым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали".

Старая русская архитектура Москвы в живописи Лентулова приобретает новое звучание. Вот как комментировал свой замысел художник:
"Москву я изобразил синтетически, то есть я не беру какой-нибудь уголок. типичный для Москвы, или какой-либо общий вид с какой-либо точки. Я взял за центр самую высокую точку Москвы, её Ивановскую колокольню и расположил вокруг неё все здания, триумфальные арки и новые. Словом, отобразил её с точки зрения трёх эпох - эпохи XV века, барокко и современной эпохи."



Москва, 1913. Холст, масло, наклейки из фольги. Государственная Третьяковская галерея

В его ярких работах "Василий Блаженный", "Иван великий. Звон", "Страстной монастырь"  композиция разворачивается на плоскости, предметы и здания словно витают в воздухе. Художник свободно компонует вокруг колокольни Ивана Великого, наподобие хоровода, все достопримечательности Москвы в своих наиболее эффектных ракурсах и фрагментах.
Лентулов стремится выразить любовь русских к пышности, пестроте и разного рода торжественной мишуре; он украшает полотна сусальным золотом, звёздами из фольги, щедро украшает изображения цветной бумагой, фетром, бархатом.



Василий Блаженный, 1913. Холст, масло, бумажные наклейки. Государственная Третьяковская галерея



Крестный ход, 1914 год, (эскиз к картине того же названия). Собрание В.А. Дудакова, Москва

Интересные авторские замечания относительно картины "Звон" есть в воспоминаниях Лентулова: [на этом полотне] "изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре - колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей".



Звон (Колокольня Ивана Великого),1915.Холст, масло, бронзовая и серебрянная краска, наклейки из фольги. Государственная Третьяковская галерея



Тверской бульвар. Страстной монастырь (панно), 1917 год. Государственная Третьяковская галерея



Солнце над крышами. Восход, 1928 год. Государственный музей В.В. Маяковского



Солнце над крышами. Закат, 1928 год. Государственный Русский музей.



Ночь на Патриарших прудах, 1928. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея



Страстная площадь ночью. Москва, 1928 год. Государственный Русский музей

Подобный образ Москвы отразился и в поэтическом мире замечательной Марины Цветаевой, хотя другая жизнь, другой характер, другое настроение... В её стихах Москва  - город-символ, город - душевное состояние, город - мистическое чудо.

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.

Пока они гремят из синевы --
Неоспоримо первенство Москвы.

И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

28 мая 1916

Москва, культура, цао, центр, живопись, культурное наследие, Кремль

Previous post Next post
Up