Отличный маршрут выходного дня из шумной Москвы...
Так уж получилось, что живу я вблизи мест, самым тесным образом связанных с именем Сергия Радонежского, и места эти так красивы и так наполнены разлитым в них покоем, что совершенно неважно, к какой именно религии ты себя относишь и относишь ли к какой-то вообще: если ты не воинствующий адепт атеизма или не фанат чего-то не православного, этот мирный дух и разлитой покой обязательно коснется и тебя. Проверено не раз…
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Сколько раз проезжали мимо, направляясь в Абрамцево, и не догадывались о значимости места, мол, мало ли у нас монастырей. Да и стоял он все больше в лесах, не сверкая куполами. А вчера поехали целенаправленно и ахнули…
Не заметить эту красоту в неприметном Хотькове, что в стороне от шумной Ярославки, просто невозможно - это главное и почти единственное, чем славен город (если его вообще можно назвать городом). Стоит на высоком берегу речки Пажи, удивляет соседством двух не похожих друг на друга соборов, совершенно неожиданным львом, охраняющим вход через южные, Водяные, ворота (еще год назад этот лев пребывал в плачевном состоянии, с отбитой частью морды - калека калекой), а главное - тем, что, как и Радонеж, крепче крепкого связан с именем Сергия Радонежского.
И еще тем, что единственная «улица», проходящая сквозь него - часть старинного тракта, что вел когда-то в Троице-Сергиеву Лавру, что паломники, в Лавру направлявшиеся, шли именно через Радонеж и через этот вот монастырь, что бывали здесь все российские царственные особы… Вот тебе и неприметное Хотьково!
А все потому, что монастырь этот - место упокоения боярина Кирилла и супруги его Марии, родителей Преподобного Сергия, да и других его родных. Известно, что в начале тридцатых годов XIV века из села Варницы Ростовского княжества после соединения его с Московским в Радонеж перебралась семья этого боярина вместе с отроком Варфоломеем, будущим великим святым. Через какое-то время его престарелые отец и мать, обеднев, приняли в Покровском монастыре в Хотьково постриг. Монастырь в то время был мирской, позволявший мужу и жене, прожившим вместе много лет, жить неразлучно. Здесь уже восьмой век и находятся их останки, меняя место упокоения в зависимости от того, какое отношение к церкви царит в России: от приделов храма до уличного погребения и обратно.
Сейчас их мощи здесь, в этой раке Покровского собора, монументального сооружения 1812 года постройки в стиле классицизма.
Не случайно колокольня сегодня вот такая, отдельно от храма и чисто функциональная, судьба исторической печальна, как история монастыря этого и всех почти российских монастырей.
«В 1922 г. Покровский Хотьков монастырь был закрыт, имущество конфисковано, а оставшиеся в обители сестры, 160 человек, переведены в корпус при южных воротах с церковью святителя Митрофания Воронежского. В храмах продолжалась служба. В июне 1928 г. сестринская община была окончательна ликвидирована. В 1931 г. арестовали последнюю игуменью старого Хотькова монастыря Варсонофию II-ю. Большие крепкие каменные здания закрытой Хотьковской обители, расположенные рядом с железнодорожной станцией, распределили между собой местные советские и государственные учреждения. В здании бывшей монастырской гостиницы расположился Совет рабочих депутатов, в келейных корпусах - рабочие общежития, детский дом и даже воинская часть. В 1932 г. закрыли для богослужений Никольский собор, в 1933 - Покровский. Убранство храмов было разграблено; мраморная отделка Никольского собора отправлена в Москву на строительство первой очереди метрополитена. В 1933 г. была взорвана монастырская колокольня: она мешала вождению техники учениками разместившейся в монастыре школы комбайнеров. Деятельность административных учреждений и производственных предприятий (химический цех Загорского промкомбината) неумолимо разрушала архитектурный комплекс Хотькова монастыря».
Запрета на фотографирование в этом храме не видела, да и монахиня, видевшая меня с фотоаппаратом, не сказала ни слова, но во время нашего посещения там совершалось бдение около умершей монахини, и было бы жутко бестактным заинтересованно щелкать вокруг затвором. Поэтому два фото вне зоны обряда - купол (запотевшим объективом) и рака с мощами, что выше.
Совершенно иной Никольский собор, самый большой в монастыре, в русско-византийском стиле. Внутри него побывать не удалось, оказался закрыт.
Трехчастные Святые ворота, противоположные от Водяных - из них вел прямой путь в Троице-Сергиеву Лавру, около 10 км пешего пути для паломников.
От ворот до ворот - практически городская улица, по которой спрямляют путь горожане. Разумеется, ты и сам ведешь себя в монастыре прилично и аккуратно, но и никаких особых строгостей и бесконечных предупреждений о запретах, как в других таких местах, мы не увидели. Даже когда снимала, как готовят к Рождеству келейный корпус, никто не начал возмущенно махать на меня руками.
Жилые здания, настоятельский корпус… дорога на выход, мы возвращаемся домой, но обязательно через Радонеж.
И вот тут-то нас и настиг тот самый закат…
Радонеж
Глубокой древности место, известное еще дьяковским городищем и тем, что во времена татаро-монгольского ига (или теперь надо толерантно говорить «ордынского»?)) ) там сидели татарские (ордынские?) баскаки, собиравшие дань с Руси. Но кто помнит об этом сейчас? Сейчас это место, от которого и пошло имя Сергия Радонежского. Вот и я не стану углубляться, а просто покажу, что не так давно сделали с окрестностями Преображенской церкви.
Стоит она здесь с 1840-х годов, а построена была на средства прихода.
Но сколько здесь рядом бываю, столько убеждаюсь, что до церкви всем тем, чьи машины постоянно занимают немаленькую парковку, дела мало, большинство едут за водой из родника прп. Сергия Радонежского, тащат ее огромными бутылями… Для меня в этом всегда видится что-то больше языческое, чем православное.
Еще недавно дорожка под гору к источнику была обычными косыми ступеньками на склоне, теперь же - смотрите сами, какая красота! Лестница, смотровая площадка, водоподъемное колесо на речке Паже, купальня, часовня у самого источника…
И только узнать, что это за камень, вокруг которого утоптан снег, мне не удалось. Опять языческое? Нашла только, что вопрос одного из паломников к батюшке, зачем на бетонную плиту водружен этот камень, остался без ответа. Может, кому из моих френдов известен секрет, поделитесь тогда, пожалуйста)
Отсюда же, с холма бывшей крепости, и памятник с первого фото. Памятник, на мой взгляд, жутковатый, ценность имеющий лишь тем, что поставлен он здесь был во времена еще советские - своего рода символ победы духа внутреннего над духом коллективизма.
На этом и все, мы бросаем последний взгляд на уходящие краски, а я ловлю чуть ли не первый в жизни синий час…
Послесловие про Отдел художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево».
Находится сие прелестное своей провинциальностью заведение прямо напротив Водяных ворот Хотькова монастыря, вход туда совершенно бесплатный, но любителя уйти из музеев с охапкой фотографий ждет сюрприз сюрпризыч! Причем совсем не смешной. Фотографировать, хоть и не все, но можно (нельзя самое интересное - образцы абрамцево-кудринской резьбы по дереву), вот только заплатить за разрешение на фото можно лишь в кассе самого «Абрамцево» - это, на минуточку, 6 км туда и 6 км обратно. Доводы разума, что кому-то даром не нужно само «Абрамцево» в конкретный день, до работников музея не пробились. Что оставалось делать?! Правильно, похвалить себя за заранее отключенный на фотоаппарате звук и… И пусть очень милую выставку рушников я показать вам не смогу, но уж зато пара фото той самой резьбы у меня теперь есть, и если вам интересно увидеть больше, отправляйтесь, это совсем недалеко от Москвы, тем более Ярославка становится все более проезжей))