Оригинал взят у
galik_123 в
Москва в русской живописи и поэзии М.В. Якунчикова-Вебер. Церковь в Москве. 1890. Холст, картон, масло. Частное собрание
В 1858 году в Москве вышел сборник стихотворений М.А. Дмитриева "Московские элегии" - последня поэтическая книга о Москве дореформенной, созданная современником этой эпохи.
Нашим порицателям
Вы дивитесь, что мы славим
Нашу древнюю Москву,
Что высоко в песнях ставим
Царства русского главу!
Прежде нас поэты жили,
Выше был их песен дар:
Не Москве ли посвятили
И они восторга жар?
Дайте город нам преданий,
Дайте город нам другой,
Где завет воспоминаний
Был бы голос вековой!
Духа русского твердыня,
В смутах, в пламени жива,
Веры, древности святыня,
Где другая есть Москва?
1847
В конце XIX века процесс вытеснения дворянства купечеством с важнейших экономических позиций, процесс капитализации после отмены крепостного права принял невиданный размах. Москва превратилась в капиталистический город, но в произведениях художников конца XIX века всё ещё оставалась городом преданий, как на картинах Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер, живущей в то время во Франции, но за вдохновением наезжающей в Москву.
М.В. Якунчикова-Вебер. Москва. Вид из окна на Среднюю Кисловку, 1889. Холст, масло. Частное собрание
М.В. Якунчикова-Вебер. Церковь в старой усадьбе. Черемушки, близ Москвы, 1897. Холст, масло
Русская художница Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870 - 1902) принадлежала к старинной московской купеческой семье. В 1885 году будущая художница поступила в Московское училище живописи и ваяния, но уже в 1889 году ушла из него из-за болезни. В том же году Якунчикова уехала во Францию и осталась там до конца своей недолгой жизни, лишь изредка приезжая в Россию. В Париже она продолжила учебу в частной академии Р. Жюлиана; с 1894 г. оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в парижском Салоне.
1897-1898 годы стали кульминацией творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как "Из окна старого дома. Введенское", "Чехлы", "Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы", находящихся в Третьяковской галерее. Её имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом "The Studio", оказали влияние на творчество А.П. Остроумовой-Лебедевой.
Скончалась Якунчикова в местечке Сен-Бужери под Женевой от обострившегося туберкулеза. Наследие художницы, как и ее жизнь, разделено между Россией и Швейцарией. И если в России оно хранится в Третьяковской галерее, то в Швейцарии, где художница и похоронена, ее произведения собраны в доме, в котором она провела последние дни своей короткой жизни. Главным хранителем является ее внучка, которая многое делает для того, чтобы имя Якунчиковой-Вебер заняло достойное место в истории как русского, так и европейского искусства.