Помню, как впервые оказавшись в Москве и отправившись на обязательную тогда для новичка автобусную экскурсию по столице, была удивлена и даже по-провинциальному шокирована тем, что обязательный объект экскурсии - кладбище. Ведь как ни называй, подбирая слова понейтральнее - некрополь, место вечного упокоения, музей надгробной скульптуры, как ни философствуй о том, что все там будем, что такое кладбище - серьезнейший культурный объект, суть одна: ты глазеешь и порой даже восхищаешься местом, которое для огромного количества людей - точка беды и прощания с родными, близкими и любимыми. Вот и вчера, будучи едва ли не на самой интересной в своей жизни экскурсии, я мысленно не раз просила прощения у всех встреченных там обычных людей, для кого наша группа была праздными гуляками…
Как ни странно для меня, а фотографий из такого роскошного для фотографирования места будет не так, чтобы очень много. (Вообще-то там это дело вообще разрешено только по «благословению» ГУП «Ритуал», но пусть бы попробовал меня кто остановить!)
Почему тогла не много фото? Да потому, что я слушала и слушала, и слушала… Многие считают, что платить за такое не стоит, что можно подготовиться самостоятельно, почитать все в интернете и прийти вполне подготовленному теоретически. Можно, конечно. Но в данном случае точно не нужно, потому что экскурсию проводил «публицист, краевед и потомственный москвич Андрей Леднёв», человек с такими знаниями «вширь и вглубь», с таким собственным интересом к предмету, что даже я больше слушала, чем бегала за красивыми ракурсами, лишь иногда пытаясь совместить то и другое.
Погулять самостоятельно после экскурсии? Так и хотела, вот только вместо запланированных двух с половиной часов мы гуляли почти четыре, заканчивая экскурсию почти бегом и при полной вечерне-осенней темноте. Да-да, ночью и на кладбище…
Собственно, потому и фото, с которого положено бы начать рассказ, вот такое, ночное, уже на выходе)
Но внутри кое-что все же успела…
Немецкое, Иноверческое, ныне Введенское… XVIII век. Интернеты вам скажут, что в XIX веке сюда перенесены останки генералов Ф. Лефорта и П. Гордона. Соврут. Есть здесь Лефорт, нет здесь Лефорта, никто не знает. Его действительно затеялись перезахоронить, приступили к делу, но… по некоторым данным, так и не донесли, застряв где-то перед речкой Синичкой. А вот Патрик Гордон, «вершитель истории закатной "Московии", боевой генерал и адмирал, великий фортификатор, негоциант, дипломат, наставник Петра Великого в ратном деле» (и не только в ратном), есть.
Синичка, кстати, и сейчас течет у подножия Введенского холма, только, как и другие речки-москвички, замурована в бетон.
Кое-что, всего лишь кое-что… В памяти краткие вспышки фамилий, историй и лиц. И музыка. Да-да, звучала музыка. «Лакримоза» в исполнении Марии Вениаминовны Юдиной, например. У меня никак не выходит вставить аудиофайл, но ведь и отсюда можно только слушать.
Click to view
Русская пианистка, лишь один эпизод из жизни которой говорит больше, чем толстые монографии:
"Однажды в Радиокомитете раздался телефонный звонок, повергший в состояние ступора всех тамошних начальников. Звонил Сталин. Он сказал, что накануне слушал по радио фортепьянный концерт Моцарта в исполнении Юдиной. Спросил: существует ли пластинка с записью концерта? "Конечно, есть, Иосиф Виссарионович", - ответили ему. "Хорошо, - сказал Сталин. - Пришлите завтра эту пластинку ко мне на дачу".
Едва была повешена трубка, руководители Радиокомитета впали в дикую панику. Дело в том, что на самом-то деле никакой пластинки не было, а концерт передавали из студии. "Но Сталину, - рассказывает Шостакович, - смертельно боялись сказать "нет". Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать".
Срочно вызвали Юдину, собрали оркестр и ночью устроили запись. Все тряслись от страха. И только Юдина была спокойна. Дирижер от страха ничего не соображал, пришлось его отправить домой. Вызвали другого - та же история: он дрожал сам и сбивал оркестр. Только третий дирижер смог довести запись до конца. Это был уникальный случай в истории звукозаписи - смена трех дирижеров. К утру запись была готова. На другой день в сверхсрочном порядке была изготовлена пластинка в одном экземпляре, который и был отправлен Сталину.
Но история на этом не закончилась. Через некоторое время Юдина получила конверт, в который было вложено 20 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию товарища Сталина. И тогда она написала Сталину такое письмо: "Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу". (С.Волков).
И личная судьба: ее жених, альпинист, перед свадьбой погиб в горах.
И все же взгляд ловит и ловит прекрасное, отметая от разума трагическое…
Что-то пока в состоянии не лучшем, хотя именно такое состояние отчетливее всего говорит о глубине времени, текущем в этом месте. Но и реставрированных надгробий немало. Проведенных удачно, как здесь, на памятнике XIX века…
…или здесь, на могилах Георга Лиона и Александры Ивановны Рожновой, где мемориал украшен цветной мозаикой по мотивам картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых"…
…и неудачно, как с случилось с неканоническим изображением Христа на барельефе, созданном Анной Голубкиной.
Вы же понимаете, экскурсия! С человеком, переполненным знанием! В каждой точке - рассказ, рассказ, рассказ… Я буду неделю писать, если попытаюсь передать все услышанное. Так что прямо тут, среди поста, просто рекомендую сходить любому, кому интересно: ник Андрея в Фейсбуке - Яузская Москва, группы он водит на Введенское не редко. Ну, а я еще немножко переберу фотографии и то, что услышала.
К слову, после экскурсии чаша весов добра и зла в отношении Юрия Михалыча качнулась у меня в душе в сторону добра. Оказывается, процесс планомерного уничтожения старинных кладбищ, начавшийся со стирания следов «отеческих могил» еще большевиками и продолжавшийся беспамятными «строителями коммунизма», был остановлен именно им. А ведь могли лишиться и Ваганьковского…
А именно это кладбище, Введенское, спас могущий разразиться международный скандал: слишком много здесь имен и фамилий таких, после уничтожения памяти которых стране можно было уже и не отмыться.
Утрачено многое, к сожалению. Не прошла даром идеология, в которой «все вокруг советское, все вокруг мое» - воровали с могил нещадно. Не прошли даром 90-е, когда украли практически всю бронзу. Теперь можно только услышать, что и здесь вот, в основании памятника Карла Юльевича Давыдова, была когда-то бронзовая виолончель.
Но и здешняя история - история не только потерь, что-то обрело «вторую жизнь». Ее я, пожалуй, попробую передать полностью.
Мавзолей семьи Эрлангеров, построенный по проекту Федора Шехтеля, на одной из внутренних стен которого мозаика «Христос-Сеятель» работы Петрова-Водкина (что само по себе уже звучит удивительно). В ряду прочих памятников не самый, может быть, роскошный, но с самой удивительной современной историей.
«Как-то Бог сделал, что я заболела. И я лежала в постели 10 лет, выходила из дома только в церковь. И я молилась тогда: «Господи! Не дай мне погибнуть, а пошли на добрые дела в городок, это я кладбище называла городком... Пойдем, детынька, я тебе покажу, что там есть», - это из документального фильма «Прощеное воскресенье», героиня которого - Тамара Павловна Кронкоянс, без которой мавзолей, скорее всего, пришел бы в такое же запустение, как и другие, и не увидел бы никто ту мозаику Петрова-Водкина, и не было бы на Введенском клабище часовни старца Зосимы, последнего духовника Троице - Сергиевой Лавры перед её закрытием после революции. Приговоренная к смерти врачами, она пришла сюда и стала жить в железном вагончике возле этого мавзолея, руками разгребать в нем разруху, расчищать мозаику. И так 12 лет! Собирала подаяние, на него и жила, и содержала дорогие для нее могилы, и сооружала часовню старца Зосимы (ее грабили бомжи, а она восстанавливала вновь), и сделала часовню из самого этого мавзолея. И выглядело бы все это чистой православной сказкой, если бы не реальность, в которой Тамара Павловна - человек вовсе не елейно-добренький, а, скорее, тот самый московский блаженный, юродивый - одновременно святой и невыносимый. Бывала груба с посетителями, кого-то пускала в часовню, кого-то нет по одной ей ведомым причинам, пошли конфликты с кладбищенскими работниками, церковниками, и 12 лет жизни здесь закончились вызовом милиции и выдворением с кладбища. Часовню-мавзолей, созданную ее руками, разумеется, приписали к церкви, часовня же старца Зосимы, насколько я поняла, живет «своей жизнью».
Вы думаете, это конец истории? Кто-то из наших спросил, мол, а где «блаженная Тамара» похоронена, опередив и мой такой же вопрос. Ведь трудно представить, что могло быть какое-то иное продолжение. Но оно есть: Тамара Павловна жива, и после ухода ее с Введенского кладбища произошло с ней еще одно невероятное для обывателя событие. Ее духовник отец Георгий из Почаевской лавры ей сказал, что она должна попросить у всех прощения и уйти с кладбища навсегда, что она и сделала прямо в храме в Прощеное воскресенье. Говорят, видят ее нередко у одного из храмов на Солянке…
Нет, после такой истории, после того, как посмотрела этот фильм, надо сделать паузу. Но продолжение следует…