Дневник москвича 1940 - Часть IX

Aug 31, 2015 23:40

Оригинал взят у nikolas11 в Дневник москвича 1940 - Часть IX
Я не забываю об основной цели этой моей тетради: как можно больше вспомнить из "похождений" за истекшие три месяца... Следовательно, перехожу к ним.
28-ого июля был II-ой Всесоюзный день Военно-Морского флота. К этому дню во всех парках столицы были устроены соответствующие выставки. В Ц.П.К.и О. эта дата была отмечена небывало грандиозной демонстрацией военно-морского вооружения, снаряжения и прочее. Выставка была открыта, примерно, за неделю до 28/VIII и позже этой даты. И, конечно, я побывал на ней трижды.



Водная станция. Москва, Парк Горького. (1940)

Вся территория парка до Зеленого театра, за исключением, так называемого, "массового поля" и постоянных павильонов была отдана под экспонаты. Я не буду говорить о соответствующих украшениях: бесчисленных морских флажках, иллюминации, стягов на специальных красивых колоннах; все это было красочно, радостно и не свойственно "сухопутной" Москве, тем более, что парк был наполнен прибывшими с Балтики и Черноморья военными моряками.



Вид из парка Горького на Крымский мост (1947-1950)

На набережной Москва-реки был сооружен из дерева в нормальную величину (надводная часть) сторожевой военный корабль с капитанской боевой рубкой, "кают. компанией", каютами и палубами, на которых были установлены боевые (уже не деревянные, а настоящие) торпедный аппарат (в четыре торпеды), орудия, зенитные пулеметы и пушки, глубинные бомбы и т.д.



Парк культуры им. Горького (1938-1940)

Вечером, помимо праздничной гирлянды огней от кормы и носа до верха мачты и по кайме бортов, зажигались настоящие огни военного корабля и прожектор (по парку тоже было, конечно, несколько прожекторов). Весь день выбивались "склянки".



ЦПКиО им. Горького. Водная станция (1938-1940)

Поднимались и опускались в положенное время флаги. Одним словом создавалась полная иллюзия военного корабля. Комсостав очень интересно разсказывал и демонстрировал действия аппаратов и орудий экскурсантам. Я впервые в жизни с удовольствием ознакомился со всем этим столь близко.



Парк культуры им. Горького (1940)

Также впервые я побывал и на подводной лодке, сооруженной по такому-же принципу; причем смотрел в два настоящих перескопа (один за наблюдением по верхности моря, другой за воздухом). Правда для перескопа быть может, несколько оскорбительно было, что он снизошел до того, что давал возможность обозревать столь "сухопутные", да еще штатские об`екты, но впечатление все-же было оригинально и красочно: в первый перескоп я видел парашютную вышку, во второй, так называемое "вертикальное колесо"; и то и другое в какой-то розоватой дымке блистало своими разноцветными огнями.



ЦПКиО. Парашютная вышка (1939)

В парке, около бассейна с изумляющей всех впервые ее видящих "лэди" (голая спортсменка с веслом; кстати в "День флота" скрытой сооруженной вокруг ее и над ней башней; очевидно, что-бы не смущать моряков), была выстроена орудийная башня с тяжелыми дальнобойными "линкоровскими" орудиями; все из дерева, но с настоящим часовым.



ЦПКиО. Девушка с веслом (1940)

Бесчисленное множество орудий, мин, торпед (в том числе и трофеи из последней финляндской кампании), гидропланов, радиоприборов, всевозможных сигнальных установок, военно-морских и водолазных костюмов, картин, диаграмм, портретов, моделей военных и др. кораблей, как современных, так и прошлых веков, и многое другое "чего ни в сказке сказать, ни пером описать" можно было встретить повсюду.



Центральный парк культуры и отдыха (1939)

На меня особенное впечатление произвели модель очень тонкой работы исторической каравеллы Колумба и очень занимательно выполненный действующий макет нападения пикирующего бомбардировщика (новинка немцев в этой войне; сейчас уже применяется всеми противниками) на движущийся военный корабль".
28/VIII помимо всего этого (я был с "похитителем") с гранитных трибун можно было видеть военизированный переход через реку по дну в легких индивидуальных водолазных масках отряда спортсмэнов, военизированный заплыв моряков, гонки по академической гребле на лодках? (двойки, четверки, восьмерки), на скуттерах (мне самому страшно захотелось заняться этим спортом - первым переходным этапом к морским маленьким хищникам - быстроходными катерами), аквапланах, соревнования по плаванию, прыжкам, спуск водолазов (и даже, по освидетельствованию врачей, самому стать на некоторое время водолазом).



Фрунзенская набережная (1947-1950)

Все это мы и видели и даже прилагаемую здесь на фото снимке "царь-бабу", пудов на десять, от которой я никак не ожидал такой прыти; она чемпионка Москвы каким-то там "брассом" или чем-то подобным.



Было очень славно и не только я, но и мой "похититель" пришли в большое приятное возбуждение, а во мне так заговорили остатки от юношества "спортсменских шариков" в крови; в особенности эти скуттера, словно вихрь, как и глиссеры, тоже демонстрировавшиеся в этот день, проносившиеся мимо гранитных трибун и артистически повертывавшие обратно на наших глазах.



ЦПКиО. Набережная (1934-1936)

- о -

В эти-же дни и ранее на "Массовом поле" была выставка строительства и строй-материалов и агрегатов, в связи с Пятилетием осуществления плана реконструкции Москвы. Очень интересно, но я уже устал писать.

10/IX-40 г. 14ч. 16м. Х.

Итак всю ту неделю и даже воскресение 8 с/м, я можно сказать сидел дома, если не считать выходов за продуктами и керосином... Но, если в песне Лебедева-Кумача "Родина" из фильма "Цирк", сказано: "Человек бродит, как хозяин, по необ'ятной родине своей...",

image Click to view



- так, вряд-ли, эти слова более относятся к кому-либо, как не ко мне: я всегда был "бродяга" в душе и, упиваясь в детстве Луи Буссенаром, Луи Жакомо, (эх, перечитал-бы сейчас: интересно, каково-бы было впечатление?), Эмаром, Майн-Ридом, Жюль Верном etc, уже в юности своей считал, что самый лучший способ провести свой отпуск, это путешествуя (поездки по Волге, Военно-Грузинской дороге, Николаев-Одесса и т.д.),



Царицын (Волгоград). Вид с мельницы Гергардта на Волгу и зерновые склады (1903-1917)



Военно-Грузинская дорога. Г. Казбек и дворец князей Казбекских (1900-1910)



Военно-Грузинская дорога. Станция Балта (1900-1910)



Николаев. Памятник Грейгу и Городская Управа (1907-1914)



Одесса. Бульварная (Потёмкинская) лестница (1910-1917)



Одесса. Улица Ленина (Ришельевская улица), театр им. Луначарского (Одесский национальный академический театр оперы и балета) (1930-1940)

а подмосковный "туризм" эпохи "скользящей" шестидневки (в 30-м или 31-ом году), когда я под Москвой открыл такие "Америки", как Астафьево, усадьбу Тютчева, усадьбу Столыпина (где подвизался Лермонтов) и многое другое!...



Усадьба Остафьево (1899)



Музей-усадьба им. Фёдора Тютчева в Мураново (1901)



Усадьба Столыпиных-Лермонтовых Середниково (1913)

Короче говоря, 8 с/м, отпразновав недельное пребывание крестницы несколькими рюмками "e'can de vie" под обед с дессертом в виде большого арбуза, а 9 с/м отправив их во свояси, я тотчас-же улетучился и сам, направив свои стопы на осуществление давно задуманного: осмотреть новую водную станцию "Динамо" на канале Москва-Волга, а заодно и побывать на Химкинском речном вокзале, где я тоже не был уже месяца полтора-два.
Под предлогом "на папиросы" (а у меня была сэкономлена пачка папирос, хотя, говоря вообще, я и много сейчас курю), я получил от похитителя один рубль (сейчас приходится соблюдать режим экономии, т.к. время перед получкой), да имея в кармане мелочью копеек семьдесят, я, плотно пообедав дома, двинулся в путь.
Всю прошлю неделю стоявшая пасмурная холодная погода, 9го с утра была солнечной и теплой. Однако к моменту моего прибытия к Химкинскому вокзалу, стало очень ветренно и небо уже успело снова закрыться облаками.



Северный речной вокзал (1939)

Вот видна уже и коллонада на верхней террассе вокзала со шпилем (звезда поднята - знак, что канал находится в периоде навигации), охраняемая статуями рабочей, работницы, красноармейца и матроса.



Северный речной вокзал (1937)

Я подхожу к главному входу на территорию вокзала и прямо передо мной на гранитной пьедестале статуя-эмблема канала: девушка (под белый мрамор) с развивающимся платьем, с поднятой в руках на головой полоской нержавеющей стали (олицетворяющей волну) и на ней - яхтой.



Парк московского речного вокзала в Химках (1950)

Я приветствую ее - она старая знакомая и прохожу через цветник главной аллеи, встречаемый белыми скульптурными фигурами, расставленными по всей территории вокзала с обоих сторон главной аллеи... И предо мной во всем своем величии стоит громада вокзала, напоминающего собой военный корабль - прекрасного сооружения, которое я еще в 37 году, видя его только в проэктах архитектора и на фото, называл вторым "палаццо дожей в Венеции"...



Строительство здания Северного речного вокзала (1932-1933)

Этим зданием, я интересовался давно, считая, что оно будет (таковым оно и стало) самым лучшим с архитектурной стороны украшением канала, а когда в 37 году мне случилось принять участие в грандиозной стройке этого величайшего в мире речного канала; мне повезло быть секретарем комиссии, назначенной для форсирования техснабжения строительства вокзала; отчего любовь моя к этому зданию приняла и более суб'ективный оттенок.



Северный речной вокзал.Строительство.Общий вид стройки со стороны водохранилища (1935-1936)



Северный речной вокзал.Строительство.Общий вид строительства пассажирского вокзала (1935-1936)

И, едва, позже в 37 г. "князь Курбский от царского гнева бежал", как я уже тогда, с риском встретить кого-нибудь издали, т.е. с Ленинградского шоссе, любовался им в первый раз. А вернувшись в Москву в прошлом году, первым долгом и, кажется, буквально на следующий день, уже обозревал его детально, на сколько (ведь это было 21-22го марта) тогда еще позволял лежавший вокруг снег.



Северный речной вокзал (1958-1962)

Памятен тот день! - я словно мастер, участвовавший в сооружении (а-таки, ведь, руку приложил) любовно осматривал дело своих рук. И я был в восхищении, разглядывая фарфоровые в красках виды канала, метро, будущего Дворца Советов, Кремля, которые украшают оба фасада вокзала.



Химкинский речной порт (1953)

Мне больно было за появившиеся уже кое-где трещинки в отделке карнизов, но восторг мой не прекращался.



Северный порт (1937-1939)

"Презренный желтый металл", вывезенный с Севера, еще шуршал тогда в моем кармане в виде нескольких червонных бумажек и я позволил себе роскошь - за целых 18 тут-же у вокзала взять "Зис 101" и впервые на нем (ведь они были пущены в эксплуатацию в мое отсутствие) с шиком под'ехать к Белорусскому вокзалу, в ресторане коего я себе устроил тонкий обед с ликерами.



Речной вокзал. Выходной день. Автомобильная выставка (1938)



Ленинградское шоссе (1946-1947)



Ленинградское шоссе, вид в сторону Триумфальных ворот (1935)



Площадь у Белорусского вокзала (1937-1939)



Стоянка такси у Белорусского вокзала (1937-1939)

С тех пор я не перестал любить бывать в этом уголке Москвы. Вот и вчера, после перерыва в 1/2 - 2 месяца, я снова стоял перед ним зачарованный... К сожалению на терассы и пристань теперь пускают только по билетам и я хотел уже было повернуть обратно. Однако сойдя в нижний этаж вокзала, я набрался смелости и прямо пошел мимо контролера, почему-то крепко прижав к груди красную книжку "Гулящие люди". Фокус удался и я на пристани.



Северный порт (1937-1939)

Купив газету, я поднялся на верхнюю терассу (собственно крышу вокзала) и облокотившись на баллюстраду устремил свой взор на чудесный вид открывшийся перед моими глазами: сзади, как жучки (кажется за дальностью разстояния) беззвучно ползут авто и троллейбусы по ленте Ленинградского шоссе.



Северный речной вокзал.Вид на привокзальную площадь (1937)

Сбоку справа, если стоять лицом к воде, лениво двигают своими плечами краны грузовой части порта, слева на горизонте вздымаются башни первых шлюзов, сквозь которые волны канала естественно спадают к Москве-реке.



Северный речной вокзал и порт (1971-1980)



Канал им. Москвы (Тушино). Участок Канала имени Москвы между шлюзами 8 и 7 (1957)

А предо мной он сам, здесь особенно широкий, красавец-канал, сейчас слегка недовольный, волнующийся, уже предчувствуя предстоящую зимнюю спячку. У пристани пришвартованные стояли: пассажирский катер "Каманин", теплоход "Кремль" и одна из "Нормандий" канала теплоход "Михаил Калинин". Они пусты и время от времени подавали какие-то, как бы тревожные , непонятные мне гудки.



Причал Северного речного вокзала (1937-1939)

Чаек, или, кажется правильнее, "рыболовов" летом здесь стаями увивающихся около пристани и пароходов, весело перекликаясь, уже нет. Времени было начало четвертого пополудни; на пристани всего каких-нибудь четыре десятка, очевидно, таких-же, как я, праздно шатающихся зевак. На том берегу спит гидроплан, спят баржи около берега.



Гидросамолет у речного вокзала (1938)

Тянутся безбрежные почти поля с мирно пасущимися на них коровами. Прямо перед вокзалом виднеются самолеты (там аэродром и, может быть, авиа-завод). "Вот летит и жужжит (оттуда) "пчелка золотая" - точнее серебряная и если эта пчелка "какнет" с неба, тяжело будет под ней на земле. И лишь одна она нарушает общий покой.



Вид на Тушино с Северного Речного Вокзала (1955-1965)



Аэродром Захарково. Самолет МБР-2 (1937-1939)

Вдали "белеет парус одинокий". Вот "Кремль", наскучив стоять у правой части пристани, сердито загудел и, плавно развернувшись по каналу, перебрался к центру пристани. И снова замер... Вот сделал тоже "Калинин" и, выплюнув клубы дыма - "а ну вас-де к черту" ушел к кранам.



Северный речной вокзал (1954-1956)

Я был около часу на терассе, любовался дивным ландшафтом, который могло окинуть мое око, но за весь этот час я видел только один пассажирский катер ушедший под радио-звуки цыганского романса с вокзала, на Север. И уходя я воскликнул: "Ты красавица, но уже "спящая красавица"!" Спустившись вниз я пошел на пляж, где встретил буквально трех одиночек: двух мужчин читавших журналы, сидя на лавочках, как-бы уговорившись для симметрии, в противоположных концах пляжа, и даму, бредущую вдоль канала; шезлонги свалены в кучу под навес...



Пляж у Северного Речного вокзала (1954)



Пляж Северного Речного вокзала (1967)

Сейчас-же за забором пляжа оказался пустырь с котлованами, набитыми щебнем и другим строительным мусором, а посреди всего этого, я увидел, царствующее заброшенное колесо "Маруси" - знаменитой грозы всех заключенных, которая по впечатлению, производимому на них, разве и может только сравняться с "хозяином лесов" - поперечной пилой. Вот залив, в котором я увидел большие деревянные садки и одинокого рыболова в резиновых высоких сапогах, одетого по осеннему, скорее как охотник, а не рыболов.
По заливу медленно плыли белоснежные ути, вожак которых встретил мое появление тревожным "кря-кря". Несколько коз, кур, корова с маленьким теленком, пасущиеся по берегу залива у притулившихся здесь двух хижин. Лай выскочившей откуда-то неожиданно цепной собаки.



Парк Северного Речного вокзала (1965)

Воздух стал наполняться характерными звуками от скрипения скользящих по проволоке роликов троллейбусов, шуршанием об асфальт покрышек, шумом моторов и гудков авто. Я выбрался на Ленинградское шоссе, в этом месте подходящее к самой воде, укрепленное даже сваями, и зашагал к водной станции "Динамо".

----- о ------

Через некоторое время я был у главных ворот. Закрыты... Закрыты и кассы (вход - 75 коп).



Водный стадион «Динамо» (1938)

Я снова прижал свою книжечку к груди и прошел в калитку, расположенную слева недалеко от главного входа, - очевидно, для членов-спортменов. (Другими словами деньги я принес обратно домой). Миновав большой склад, раскинутый в вырытой прямоугольником котловине, с клумбой в 30 шагов диаметром в середине, я приблизился к трибуне, покоящейся, как-бы в воздухе, на четырех устоях, увенчанной двумя золотыми яхтами по бокам.



Водный стадион «Динамо» (1948-1950)

Проэкт этой трибун я тоже видел в 37 году, а в жизни вижу впервые. Я подымаюсь на самый верх железо-бетонной трибуны, к самим громкоговорителям, и вижу всю панораму. Это очень красивый, расположенный в огромном заливе, слева от канала, водный стадион, окаймленный с одной стороны (тоже левой) сосновой рощей.



Водный стадион «Динамо» (1956-1957)

Отсюда, как на ладони, я держал в поле своего зрения всю территорию его с бассейнами для плавания, в центральном из которых возвышаются две трехярусные на металлическом каркасе вышки для прыжков.



Вышка водного стадиона «Динамо» (1938)

К бокам трибуны примыкают крылья с колонадой терасс для солнечных ванн. Дальше слева (я смотрю на воду) вдающийся еще глубже в сушу прямоугольник - гавань для швартботов, скуттеров, гичек и лодок; справа пляж, сзади бесконечные корты, площадки для волей и баскетбола, турники, гимнастические лесницы, кольцы, кобылы и аже поле вездесущего футбола с дорожкой для легких спринтеров.



Химкинское водохранилище (1950-1956)

На противоположном берегу искуственный берег с двумя беседками, на подобие царицинского "Миловида". На небе появилось солнце, но оно холодно и я смотрел на него невооруженными глазами.



Плотина Химкинского водохранилища (1964)

Публики на всей станции не более двадцати человек и даже милиционеру (воднику с брюками на выпуск, как в метро) здесь все-таки присутствовавшему, вскоре стало как-будто неудобно и он куда-то скрылся. Однако четверо каких-то "моржей" появились на центральном бассейне и сбросив с себя платье, в одних плавках, дерзнули проплыть вольным стилем двести метров по дорожкам для соревнований. Любовался их искусством один зритель и это был я. Прослушав кусочек музыки по радио я сошел на сквер, где немного почитал, а вскоре и ушел совсем. В это время со стороны вокзала, мимо трибуны, пронесся гидроплан, а, когда возвращаяясь домой, я поравнялся с местом, где вода вплотную подходит к шоссе, я имел счастье и видеть отрыв от воды другого красного гидросамолета, явление для москвича очень редконаблюдаемое.



Гидросамолет у речного вокзала (1938)

дневник москвича, 1940

Previous post Next post
Up