Оригинал взят у
nikolas11 в
Дневник москвича 1940 - Часть VII4/IX-40 г. 8 ч. Х.
(Нарочно встал рано, что-бы закончить о Выставке, которой я все-же чуть-чуть об`елся" - ведь пироженных тоже много не с`ешь. Хотя быть там нужно ещё и ещё раз, и ещё много-много раз...)
Одним из ярких воспоминаний моего юношества является непревзойденный (как тогда называли) автор куплетист - Сергей Сокольский, являющийся, собственно, родоначальником этого жанра в художественном смысле. Лет с одиннадцати я каждое лето слышал его по нескольку раз и до сего времени помню наизусть его "Мы Гамлета "печального" успели позабыть" и кое-что другое.
Николай Павлович Смирнов-Сокольский (1898-1962) - советский артист эстрады, писатель, библиофил, библиограф, историк книги
Я часто слышал и Убейко, Троицкого, Степного, Савоярова, Афонина, Леона, Утесова, Морского, Александрова (очень талантливого ученика Сокольского) и многих других; наконец даже Аверченко, который тоже в 1917 году выступал, как представитель этого жанра. Слышу и теперь таких, как Громов и Милич, Немчинский и др. Следовательно, вкус "кое-как", надо полагать, у меня развит. Николай П. Смирнов-Сокольский, являющийся тоже учеником Сокольского и даже прибавивший к своей основной фамилии фамилию Сергея, уже давно проявил себя, как весьма талантливый артист и вскоре, после 1917 года, занял I-ое место среди представителей этого жанра и по традиции ещё со времён Сергея, стал открывать летний сезон "Эрмитажа". А какой сезон Эрмитажа я не открывал , если только я не вынуждено отстутствовал в Москве?
Каретный ряд. Входной павильон в театр (1931-1940)
И вот 20 с лишним лет его черная бархатная блуза и галстук-бант a la Козьма Прутков знаком мне почти также, как и самому ему.
В этом году я его слышал только раз - на карнавале и то, как конферансье. Поэтому я с некоторым особым интересом ожидал его выступление, тем более знал, что он выступит не как конферансье, а в обычном амплуа. Вот знакомый сильно потертый костюм (очевидно тот-же стакан воды Петровой-Званцевой) и знакомое тоже сильно "потертое" (постаревшее) лицо Сокольского...
Я был весь внимание... однако он прочел старую пять лет, по моему, нет, неправда, в прошлом году слышанную вещь "Гудеть надо, гудеть..." Вещь серьезная, весьма острая, вещь бичующая и я с удовольствием ее прослушал ещё раз. Начинает он, как почти всегда, из далека: что-то относительно детей: мол, дети - это радость, да почему мне и не радоваться - ведь ребенок-то чужой (Пьеса "Чужой ребенок" года три-четыре назад победно прошла по всему С.С.С.Р.) Затем он переходит на свой жанр: многие думают, что это, мол, пустяки, - соответствующий костюм, немного нахальства (..."этого товара" у меня много и не жаль уступить) и все в порядке. Нет, товарищи, это не так: нужно ещё иметь голос. А то, вот, был в старину на Каспийском море такой пароходик-буксир "Шура", гудок как у океанского дредноута, гуднет, так многое вздрогнет чуть-ли не по всему Касп. морю, все говорят: "Это наша "Шура"!, а потом стоит на месте и много часов набирает пар; пар-то у него весь в гудок ушел... Так у нас иной писатель гуднет, а потом лет десять пары набирает (кстати, только-что передали по радио: 1/IX в Москве умер последний внук А.С. Пушкина - Григорий Александрович - 71 год; работал научн. сотр. в б-ке Ленина)
Григорий Александрович Пушкин, военнослужащий, внук поэта (1868-1940)
{ Другая передача: англичане вчера потеряли 93 самолета; американцы решили передать англичанам 50 эсминцев, получив от Англии базы в западном полушарии; в США применяется особая краска, поглощающая лучи прожекторов и маскирующая самолет; осложняется положение во фр. Индо-Китае, - Япония настаивает на пропуске войск через Индо-Китай против Китая }
Затем он переходит на модную, в особенности прошлые года тему "Шпион". В десятый театр хожу и все идёт пьеса, в которой шпион, и его разоблачают, но шпион-то какой-то одинаковый: у меня такое впечатление, что он вообще один и как-будто мы с ним вдвоем ходили по театрам (далее он бичует и развертывание сюжета; вроде: если вон тот блондин, кажется шпионом, а этот брюнет положительным суб'ектом, то непременно в конце пьесы получается наоборот: второй-то и будет шпионом, а первый его разоблачит)
Затем попадает поэтам и композиторам. Поэты, напр. считают, что если у знаменитой стахановки N толстые ноги и обычные глаза, то и в поэзии надо воспевать у девушек ноги a la ножки рояля и глаза самые обыкновенные, если не хуже. А про "Орленка", напр. ("Орленок" - года два очень популярная песенка), даже говорят: "Орленок, орленок, скажи наконец: Кто ты - "Каховка" иль "Ухарь-Купец"? (намек на то, что музыка "Орлёнка" очень напоминает "Каховку" - ещё более популярную песенку из фильма "Три товарища", появившуюся на неск. (зачеркнуто раз) лет ранее).
Click to view
О шпионах дошли до того, продолжает он, что в одном произведении чуть-ли не грудной ребенок разоблачает шпиона. Так, как-будто, и говорит: "Дядя бяка, хочет бобо сделать"... Ведь после этого нашим пограничникам стыдно в глаза смотреть. Тема о шпионах не кончилась, но она серьезнее... И уже лучше (переход на культ-фронт) вы поучили-бы детей "в занавески не сморкаться", "в трамвае даме место уступить" (чего, кстати, действительно, совершенно у нас не наблюдается) и т.д... А в поэзию и луна нужна, и звезды и об'яснение в любви...,и пусть (он) врёт, что без нее жить не может, что он ее готов поднять на недосягаемую высоту (а она быть-может, "этакая туша")..., но это нужно. Или доходит до того, что на неприятельский броненосец в кино целый час нападает наша моторная лодка; броненосец ее буквально засыпает снарядами, а ей ничего; наконец броненосец тонет, не выдерживает и стыда тонет: "Потопите меня как следует, ведь я броненосец, а не "Шура" с Каспийского моря"...
Нам стыдно за такую чушь, когда у нас самая сильная армия в мире, когда история наших войн полна славных страниц. "Никогда русские не умирали побежденными. "В Ленинграде в Казанском соборе и сейчас висят ключи от Парижа, Варшавы и др. европейских городов, а ключи Москвы на месте"... "Наполеон вёл 600.000 и увёл... 16 человек"... Так гудите, но не как "Шура", а как следует...
Казанский собор (1936-1937)
Заслуженная овация покрыла этот монолог, очень актуальный и теперь. Вызывали Сокольского много раз, но больше он ничего не исполнил.
Затем выступил знаменитый лет 6-7 тому назад Казимир Малахов, пластинки которого можно было купить только в Торгсине. На сцене, вернее эстраде, я его слушал впервые. Он спел "Песенку про сома" Маршака - замечательно; "Немецк. сказку о старом мельнике, мальчике и ослике" - тоже очень хорошо под авто-аккомпанимент; "Юнгу Джима" и "Щенка", тоже под авто-аккопанимент; последняя песенка особенно оригинальна с великолепным финалом: рычание и обыгрывание шевелюры; голос его ещё очень и очень звучит.
Последней выступила лауреатка конкурса эстрады Зинаида Дарская (первый раз я её слышал на карнавеле) Она спела "Вечер настал" Кальмана, "Приходи милый" - Сидорова и "Андрюша" - Жака. Ни в первый раз, ни в этот ничего особенного я в ней не нашел.
Между прочим и у Саввы и у Дарской на руке были браслеты: несколько ниток бриллиантов, надо полагать искусственных; очевидно это новая мода.
Быстрым темпом я просмотрел павильоны "Башкирия",
ВСХВ. Павильон Башкирской АССР (1939)
В павильоне Башкирии (1939)
"Карело-Финский" (действующая модель Беломоро-Балтийского Канала),
ВСХВ. Павильон Карело-Финской ССР (1955)
"Туркмения",
Павильон Туркменская ССР. ВСХВ (1939)
ВСХВ. Павильон "Туркменская ССР". Скульптура чабана (1939)
"Сибирь" (в последнем я задержался на высокохудожественных произведениях артели косторезов в Тобольске: "Шахматы": белые пешки-медведи, черные-собаки, кони-олени, офицеры и прочее, кроме ладьи, туземцы; "Собрание у Культ-чума с радио и проч.; пресс-папье с фигуркой "Чапаев"; барельеф "Снятие папахинцев со льдины" и многое другое)
ВСХВ. Павильон Сибирь (1939)
ВСХВ. Павильон Сибири (1939)
Наконец вторично (первый раз в мое первое посещение выставки) я зашел в "Главный павильон", где снова видел очень хорошие огромные пано Соколова-Скаля: "Штурм Зимнего" и "Выступление Ленина на броневике у Фин. вокзала" (в аван-зале), в рост человека скульптуры "Папанин" (чайкова) и "Чкалов" (кепикова).
ВСХВ. Вид на Главный павильон (1939-1941)
Тоже в аван-зале. В главном зале этого павильона представлены все одиннадцать союзных республик (ведь тогда из было ещё только одиннадцать; теперь-шестнадцать) следующим образом: окно - характерная для республики панорама, перед которой горка сельхоз продуктов этой республики; по бокам панорамы скульптурные фигуры людей этой республики в национальных костюмах. Кроме того в этом зале имеются два тоже огромных алегорических художника Кравченко: "Выборы в Совет С.С.С.Р." и "Индустрия Социализма".
Есть тут и другие залы с большими пано "Физкультура" и др., со скульптурой народного Казахского поэта "Джамбула" и народной сказительницы, но за поздним временем я их видел только через дверь, на большом разстоянии.
Так как всю мелочь я употребил на "автомат" (звонил, что-бы достать денег), то с выставки я вышел, имея в кармане ровно... "пустую бутылку". Она-то и дала мне возможность (я её продал в первом попавшемся магазине за 50 коп.) выпить за 10 к. 2 стакана газированной воды ("сколько не пей, а похмеляться все равно водой"), сесть на трамвай (30 коп.) и ещё привести домой целый гривенник...
(Время 10 ч. 15 м. - перерыв)
Того же 4/IX, 10 ч. 55 м. Х.
(Приступаю после пищи телесной)
31 августа, "комбинативным" путем достав 22 руб., я (так можно и оскомину набить, но "разве хочешь - надо"... было отдавать 5 руб, и, следовательно, нет худа без добра) опять поехал на Выставку. Снова 250 грамм, но помня Меримэ "дважды пуля не попадает в одно и то же место" и историю накануне, я крепко-накрепко заткнул горлышко...
Вследствие закупки 250 гр. и 200 грамм колбасы (со мной из дому был малосольный огурчик и яичко), я вышел из трамвая на одну остановку раньше.
ВСХВ. Подъезды к выставке (1939)
Совершая остальной путь пешком, едва я прошел столь хорошо символизирующую советскую эпоху и эпоху вообще невиданной индустрии статую (украшавшую почти рядом с Эфелевой башней Париж), как был настигнут дождём.
У монумента Рабочий и колхозница (1940)
Кое-как укрывшись за кустами, я оглянулся: В это время справа светило солнце. На фоне темного неба появилась двойная радуга и в эти, как-бы волшебные ворота, при прододжающемся грохоте грома, стремятся два исполина: у ней поднятой правой руке серп, у него в левой - молот, корпуса обоих подались вперед, сзади развивается её шарф и юбка - редкостная монументальная картина, достойная запечатления кистью великого мастера для потомства.
Рабочий и колхозница (1956)
Билет в Малый Зал Кино...
И я "голопом" помчался по территории для расплаты (5 руб) за вчерашнее, так сказать, "отряхнуть прах со своих ног" скверного воспоминания (Эх, розы, розы! - недаром даже Тургенев посвятил вам стихотворение в прозе...)
У самого входа, обогнув один павильончик, я встретился и... разошёлся в противоположном направлении, словно Адольф Монжу с "Парижанкой" в финале одноименного фильма Чаплина, с Николаев Ал-др., наташей и их знакомым (знакомым и мне по "Резинотресту" - хроменьким). Меня не заметили, а я не счел нужным напомнить о себе, а когда-то: "вот дом, где уже, 15 лет, в новорожденный год среди друзей, я мысленно твердил обет все скверны прошлого отдать в музей... Гостеприимный дом! Где до утра часы летели как мгновенья, в беспечном смехе, в возгласах ур-р-а-а!... - хотя и в пьяном, но забвеньи".. А теперь прошло лишь только пять лет и мы превратились в Монжу и "Парижанку"... "Проходит всё и нет ему возврата. Жизнь мчится в даль мнговения быстрей"... Поражаяся моей честностью, на что я предупредительно ответил: "Что хорошее отношение неизменно порождает хороший ответ", но не удержавшись, чтобы не прочесть обычное нравоучение на будущее, милиция получила под сию квитанцию 5 руб. и мы мило расстались: у одного милиционера были даже грустные глаза: вот, мол, дурак-то: пришел все-таки и заплатил... Я не стал нарушать его лирического настроения, хотя и мог-бы его разочаровать заявлением, что я не дурак, а совсем, совсем наоборот; мне нужно было торопиться. И вот я в павильоне "Хлопок"...
ВСХВ. Павильон «Хлопок» (1939)
На улице зелень и только-что прошел дождь. Я-же очутился среди зимнего пейзажа (Вообще по Выставке ходишь словно Алладин со своей волшебной лампой) Кустики с белоснежными "коробочками", налево сугробы (горки) такого-же хлопка, на высоких шандалах и других плоскостях все тот-же снег; потолок украшен электро-плафонами в виде хлопковых "коробочек". Очарованный, я некоторое время стоял без движения... Но вот я перешел в правый зал и попал в великолепный искуственный цветущий сад: на шандалах и красивых и стильных, лежали шапки всевозможных цветов и оттенков пряжи - и это был красочный цветник!!!...
По средине зала действующая модель Эриваньского хлопкоочистительного завода (1/125 нормальной величины) и вот образец, выработанный на моих глазах, идущий на прядильные фабрики (вата есть продукт, после третьего процесса очистки хлопка). Здесь-же находится несколько прядильных станков (банкаброшей) и если-бы я не торопился, то вложил бы здесь неск. образцов всевозможных сортов пряжи; тут-же выставлены изумительных рисунков ткани, вельвет и прочее...
ВСХВ. Интерьер Павильон Хлопок (1939)
Советский хлопок лучший в мире: с длиной волокна 29-30 м/м и больше - 79% урожая хлопка; в США с длиной волокна 29-30% только 14% урожая.
Посевная площадь хлопка составляла в 1913 г. 688 тысяч га; в 1938 г. - 2.082 тысячи га.
Сбор соответственно 7,4 миллиона центнеров и 26,9 млн. центнеров. С.С.С.Р. занимает 3-ье место по производству хлопка (после С.Ш.А. и Индии) и второе по урожайности (после Египта).
До революции 60% хлопкового волокна, не считая тканей, ввозилась из-за границы. Сейчас проблема хлопка в С.С.С.Р. разрешена.
"Привал" для принятия первых 150 грамм под одинокой зеленой сосной, рядом с высоченным хмелем, около павильона "Зерно", но... "самый-то обыкновенный способ" насыщения я и забыл - хлеб...
ВСХВ. Павильон Зерно (1939)
Пошел его покупать, что осуществить оказалось возможным почти рядом. Однако снова накрапывает дождь, быстро превращающийся в ливень... Я укрываюсь в симпатичном маленьком, со всех сторон остекленном, "вегетационном домике" (прямо хрустальный домик белки из сказки о царе Салтане) - так сказать, лаборатории, делающей поправки в Природе, чтобы человек мог "взять от Природы ее милости".
Создание выставки. Павильон Садоводство (1938)
Здесь как в операционном зале: все окрашено в белый цвет, обслуживающий персонал в белых халатах и шапочках... Я сижу за столиком и воспринимаю первые 150 грамм и трапезу. Под открытым небом ужасающий ливень, беспрерывное сверкание молнии с перекатами грома (как когда-то в Б.Царском селе перед памятником Пушкина: "Однажды я был в Детском Селе... Сверкали молнии, шел дождь проливной. Не смея оставить шапку на челе, я долго, долго перед Вашим изваянием стоял и вместе с небом слёзы горькие проливал"...)
Памятник А.С.Пушкину в Царском Селе (1900-1917)
Но улыбается портрет Тимирязева, смотрящего на свет пробирку с результатом реакции..., радостен и я... Я много видел здесь чудес... Вот, подтверждение влияния на рост растений темноты и света: хризантемы, периллы и гладиолус еще и не имеют бутонов; рядом-же с ними в ящике, внутри выкрашенном в черный цвет и ежедневно закрываемом от 18 ч. до 8 ч. (примерный осенний режим) те же цветы, одновременной посадки, выглядят так: хризантемы величественно встречают взор шапками своих нежных лепестков; периллы отцвели, плодоносят и уже опали листьями; примерно так же выглядят и гладиолусы...; примерно одной стомиллионной части грамма чародея, - малознакомого,- радия на шесть метров почвы ускоряет произрастание гороха.
ВСХВ. Павильон Технические и Лекарственные растения (1939)
Я долго беседовал с биологом-женщиной, вспомнив "старину": мы весело с ней смеялись, разсказывая друг другу чудачества рассеяного Каблукова и блёски лекций Реформаторского... Она осталась в полной уверенности, что я химик (мы с ней говорили кой о чем и серьезном) в то время, как я бухгалтер, да и то ещё "без пяти минут", а правильнее: никто, хотя во многом и диллетант...
Наконец, "хлеб наш насущный" - "житница" - павильон "Зерно" - во-истину "Золотое Руно" (в одном этом павильоне можно пробыть неделю и все-же многого не постигнешь)
Павильон Зерно. ВСХВ (1939)
Злаки, злаки, золотистые злаки... Великолепные панорамы-макеты: поля "Совхоз Кубань" Краснодарского Края и Ленинградский Мелькомбинат с эффектно сделанными световыми движущимися облаками... (По радио передают Кальмана: О звезды, о звезды, о звезды Варьетэ; - т.е. бывш. "Красотки, красотки из "Сильвы"). Здесь царит как патриарх с отвисшей губой - Вильямс (кстати, когда-то-Петька по артиллерии, - теперь знаменитый и очень неплохой художник: его декорации можно видеть в театре Станиславского, в Художественном, "Иван Сусанин" в Большом тоже его работы. В Ц.П.К.О. текущим летом я видел его огромную картину метров 10х5 "Праздненство в колхозе" в Грузии: пиршество за обильным колхозным столом, на переднем плане "лезгинка", великолепные цвета, масса, как говорят, воздуха и света) {по радио: ария Сильвы "Частица чёрта в нас", а вот попурри из этой-же оперетты под управлением Криша}
Кругом Вильямса портреты других академиков. В вестибюле (я вошел с противоположного входа), как древние римляне в Пантеоне, красуются бюсты того-же Вильямся, Лысенко, Цицина и др. и знатных людей Ангелиной, Кавардак etc. В павильоне очень много лекционно-проэкционных зал. Вообще чувствуется, как и должно быть, Зерну уделено большее, чем чему-либо, внимание.
ВСХВ. Панно в павильоне Зерно (1939)
В одном из лекционных зал павильона (сейчас пустовавшем) я закончил свой "пир". По выходе меня опять накрыл дождь; пришлось задержаться, вследствие чего произошел разговор с одним прибывшим из Николаева (на Черном море). Он уверял, что там хлеб дают только по спискам и то 400 гр. на человека, а свинина стоит 60 р. кило (в Москве - 20-25) Странно и непонятно.
Едва я отошел от "Зерна", как снова пошел дождь. Я подошел к Кино... Люди все поукрывались от дождя, а они..., виновники торжества - именинники - рады, они с удовольствием подставляют свои головы и тела живительной влаге...
Сверкают снова молнии, ворчит гром, !я гордо смотрю! (подчеркнуто) сквозь дальние фигуры Чапаева и эмблемы выставки !в будущее... Будет человек летать сквозь молнии туда - все дальше, дальше, все выше, выше, на планеты, в Ничто...! (по радио: попурри из "Фиалки Монмартра" в исполнении оркестра Криша) А пока я перескакиваю через дождь в павильон Таджикистана и... сижу на экзотическом диванчике, любуясь опять хлопком на фоне горных громад, покрытых вечными снегами, среди которых бежит, "быстра как лань", речка - это "Крыша Мира" - Памир. (По радио: каскадное попурри из "Марицы" под упр. Вебера)
Павильон Таджикской ССР (1939)
Опять всюду пано, вина, дыни, арбузы, восточный шелк, каракуль, злаки, шкуры тигров, барсов, куниц, восточная керамика, метал. посуда, музыкальные инструменты; в медальонах наверху увеличенные фото-портреты знатных людей.
Павильон Таджикской ССР. Главный зал. ВСХВ (1954)
Дождь перестал и я в... Татарии. В аванзале картина: Ленин в Казанском ун-те призывает студентов к революционному выступлению (такая-же картина есть в музее Ленина); под ней макет дома, где жил он в Казани.
Павильон Татарской АССР. ВСХВ (1954)
Рядом картины учебных заведений в Казани, в которых учились Бауман, Киров, Молотов. Залы полны злаков, овощей, кож и изделий из них: татарские сафьяновые и др. сапожки, подушки, шапочки.
Боковой дворик павильона Татарской АССР. ВСХВ (1954)
Интересны: 1) пано, примерно, 4х2 метра "Сталин среди знатных людей Татарии" - вышито шелком народными мастерами Татарии; люди вышиты в полный рост; неплохо и с худож. стороны; 2) портреты Сталина, Калинина, Молотова и всех других членов Политбюро ВКП(Б) из мехов; очень художественно; 3) панорама будущей большой Казани.. Опять в мичуринском уголке, где после дождя от зелени выступил пар полный чудесных ароматов...
ВСХВ. В Мичуринском саду (1939)
И совершенно исключительный по тонкости и "букету" душистый аромат в закрытом павильоне Мичурина (я попал впервые), где он снова красуется (под бронзу) в пальмах и других декоративных растениях, окруженный фонтанчиками, цветами и грудами кормов-мичуринцев фруктов, источающих легкие как эфир запахи. На памятнике тот-же девиз о "милостях Природы". В честь великого старика-любовника, друга и преобразователя Природы, я випил ещё 100 гр.
Затем с чувством истого патриота я смотрел замечательный документальный фильм "На Дунае".
ВСХВ.Эстрадный театр (1939)
Сделано превосходно и увлекательно; отдельные моменты смотрятся с захватывающим интересом. точно это игровой хороший фильм. Между прочим были показаны и валы Измаила, оставшиеся от времен Суворова... Да! Только дураки могли расчитывать, что Бессарабия (как и многое другое) не вернется к нам... Я лишний раз подумал, как совпала демонстрация "Бол. Вальса" с возвращением Бессарабии: ведь в фильме тоже есть вальс: "На голубом Дунае"...
Кишинев, Министерство Бессарабии (1918-1940)
Проходя же мимо огромнейшей статуи я подумал" "Велик ты, как колокольня, если вокруг тебя вороны и галки вьются и каркают".!
Монумент Сталина на площади Механизации (1939)