К встрече с мобилями Колдера нельзя подготовиться заранее: как всякая нездешняя непредсказуемость, эти живые конструкции вновь и вновь поражают своей новизной. Их ускользающая красота, лишенная образа, то есть - смысла, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю всю фантазию, без остатка, на которою только способен зритель. Впрочем, сам автор мобилей думает иначе: «Для большинства людей кинетические скульптуры являются всего лишь системой плоских движущихся объектов. Только немногие разглядят в мобилях поэзию» - сказал однажды Колдер.
В конце концов, можно просто стоять рядом в завороженном ожидании случайного движения, поворота, трепета. Жаль, что одним из требований Фонда Колдера было сковать в неподвижности некоторые мобили, лишив таким образом их летучей души. Жаль вдвойне, что нельзя наблюдать жизнь некоторых колдеровских мобилей на выставке, когда знаешь, что для скульптора был важен контакт зрителя со скульптурой, позволяющий увидеть его творение во всей ее многоликости.
Все имеет свое начало, так и идея мобилей появилась после посещения мастерской автора «чистой пластической реальности» Пита Мондриана. Мастерская произвела на Колдера неизгладимое впечатление. Яркий свет заливал пять совершенно белых стен, на одной из которых художник располагал прямоугольные листы разноцветной бумаги и, двигая их, добивался нужного изображения. Находясь внутри этого пространства, Колдер представил, как яркие плоскости приходят в движение.
Еще одной причиной, сподвигнувшей Колдера на создание мобилей стал космос, точнее - посещение планетария. Колдер был поражен зрелищем движения планет вокруг солнца и, главное, как эти планеты резко меняли свое движение на 360 градусов. Ход планет не только завораживал, но и подтверждал правильность его идеи - необходимо заставить скульптуру двигаться в пространстве.
Красный, белый, черный и медь. 1934г Листовой металл, стержни, проволока, медь, свинец, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
Вот так Колдер однажды расшифровал свои замыслы: «В основе всего, что я делаю, лежит мой интерес к вселенной».
Красный, белый, черный и медь. 1934г Листовой металл, стержни, проволока, медь, свинец, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
Первые мобили приходили в движение при помощи или маленьких моторов, или сложной системы рычагов (на выставке таких мобилей нет). Забавная история произошла с Альбертом Эйнштейном, посетившем выставку ретроспективу Колдера в 1940 году. Ученый долго стоял перед одним из механических мобилей, а потом изрек: «Как жаль, что не я это придумал».
Живое движение неживого возникало из-под рук Колдера не только благодаря его художественному чутью, но и благодаря знаниям, полученным в техническом вузе. Рассчитать равновесие хрупких элементов разной формы и разного веса, находящихся на разном расстоянии друг от друга, к тому же - постоянно двигающихся относительно друг друга с разной скоростью и, в то же время -вокруг одной общей оси, найти общую точку опоры или центр тяжести было не просто.
Без названия 1946г (Мобиль с n - ным градусом свободы) Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк Приобретено в 2009 г
Проволочная паутинка тонких стержней, соединяясь маленькими колечками, разветвляется в стороны, готовая в любую секунду, поймав неуловимое движение воздуха, дыхания или каких-то неведомых колебаний, ожить. И вся эта хрупкая конструкция держится на изогнутой стойке, основанием которой являются две точки и тонкая полоска торца пластины.
Без названия 1946г (Мобиль с n - ным градусом свободы) Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк Приобретено в 2009 г
Без названия 1946г (Мобиль с n - ным градусом свободы) Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк Приобретено в 2009 г Деталь.
Постоянной привязанностью Колдера, любившего при всем том - абстрактные формы пластин, были белые диски и сферы. Реалии жизни, такие будничные и привычные: кухонные тарелки, солнечные зайчики на белой стене, монетки, пуговки - причудливо переломляясь в сознании художника, удивляли зрителя своим, невиданном ранее, перевоплощением.
THIRTY - TWO DISCS 1951Г Фонд Колдера Нью-Йорк
THIRTY - TWO DISCS 1951Г Фонд Колдера Нью-Йорк
Теоретик искусства, Марсель Дюшан, сравнивал все искусство Колдера с деревом, которое трепещет на ветру, как бы отвергая абстрактные формы и возвращая зрителя к живой природе.
Осина 1943г Листовой металл, свинец, стержни, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
Почему - осина? Возможно - красные кусочки дерева, прикрепленный к концу стержней, подсказали Колдеру это название, возможно - беспрерывный трепет белых дисков… Колдер сначала создавал объект, а уже потом придумывал к нему название. Впрочем, иногда фантазия подводила, и работа оставалась безымянной, открывая тем самым бесконечные перспективы для зрителя - призывая на помощь все свои знания, жизненный опыт, суметь увидеть конкретный образ там, где его нет. В этом случае зритель, увлеченный игрой или поиском образа - становится соучастником творческого процесса.
Осина 1943г Листовой металл, свинец, стержни, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк (Деталь)
Мобили были подвесными, или крепились к стене на кронштейнах, или стояли на вертикальных подставках. Способ крепления не влиял на движение, все элементы скульптуры жили своей жизнью, иногда явной, иногда едва заметной и в эти моменты реальность таяла, заставляя зрителя гадать, то ли сам он слегка шевельнулся, наблюдая Колдеровское волшебство, то ли само пространство пришло в движение относительно неподвижного зрителя.
Центр Белого зала украшает одна из самых знаменитых вещей Колдера - «Черный мобиль с отверстием», впервые показанной в 1964-1965 годах в Музее Гуггенхайма на ретроспективе Колдера. Этот мобиль не закреплен неподвижно и каждая пластина живет своей жизнью, играя в струях воздуха, подобно рыбкам, резвящимся в речных струях.
«Черный мобиль с отверстием» 1954г. Листовой металл, проволока, краска Фонд Колдера, Нью-Йорк
«Черный мобиль с отверстием» 1954г. Листовой металл, проволока, краска Фонд Колдера, Нью-Йорк (Деталь)
Именно Марсель Дюшан, автор знаменитого "Велосипедного колеса", созданного еще в 1913 году, подарил Колдеру, и в результате, всему миру, словечко «Мобиль» - очень емкое по своему значению. «Мобиль» с французского можно перевести как: изменчивость; подвижность; непостоянство; легкость управления; сила, заставляющая двигаться. Смыслов - много и все они прекрасно подходят к колдеровским произведениям.
«Голубое перо». Около 1948. Собственность автора. Листовой металл, медь, проволока, краска, Фонд Колдера Нью-Йорк
«Голубое перо». Около 1948. Собственность автора. Листовой металл, медь, проволока, краска, Фонд Колдера Нью-Йорк
«Голубое перо». Около 1948. Собственность автора. Листовой металл, медь, проволока, краска, Фонд Колдера Нью-Йорк
«Голубое перо». Около 1948. Собственность автора. Листовой металл, медь, проволока, краска, Фонд Колдера Нью-Йорк
«Красный доминирует» - со светоотражающими элементами - передает не только движение, но и игру света, вплетая в это действо, одновременно и игру теней, медленно ползущих по ровной поверхности основания.
Красный доминирует Листовой металл, проволока, краска Фонд Колдера Нью-Йорк
Красный доминирует Листовой металл, проволока, краска Фонд Колдера Нью-Йорк
Многие учёные находят в мобилях, их неустойчивом равновесии и гармонии - наглядные иллюстрации процессов, происходящих в природе.
Прародитель 1947 Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
Не смотря на статичность конструкции. близкой к стабилям Колдера, в этой скульптуре есть подвижные элементы.
Прародитель 1947 Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
Прародитель 1947 Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк (Деталь)
Прародитель 1947 Листовой металл, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк (Деталь)
Однажды, на вопрос, что для него важнее - механика или природа, Колдер ответил: «Природа - источник для вдохновения». Довольно распространенная формула, но, глядя на странные формы пластин..начинаешь видеть живое существо, невесть как попавшее в нашу реальность из других миров.
Саблевидное растение 1947 Дерево, металл, проволока. Краска. Фонд Колдера, Нью-Йорк
Саблевидное растение 1947 Дерево, металл, проволока. Краска. Фонд Колдера, Нью-Йорк
Мобиль - шутка называется - «Крыса». Проволочки, пластинки, свинцовые шарики - непонятное нагромождение, но…тень, точнее - две тени, лежащие по обе стороны от мобиля, живые. Крысиное тельце, длинный хвост, и постоянно шевелящиеся усики и ушки. Есть даже белые точки глаз. Тень - еще один из артистов театра Колдера, такой же живой, изменчивый, непредсказуемый. как изменчива и непредсказуема наша жизнь.
Крыса 1948г Листовой металл, свинец, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
Чтобы живые пятна и нити теней жили своей жизнью, отражая душу мобиля, необходимо было найти единственно верную точку приложения источника или источников освящения, и поиск этой самой точки - одна из загадок, подаренная Колдером своим будущим зрителям. Здесь, на выставке в ГМИИ, эту загадку решили блистательно.
Крыса 1948г Листовой металл, свинец, проволока, краска. Фонд Колдера Нью-Йорк
http://www.livejournal.com/magazine/955426.htmlhttp://www.calder.org/work/http://cultobzor.ru/2015/06/aleksandr-kolder-retrospektiva/Аудиозапись экскурсии