Дневник москвича 1940 - Часть V

Jul 19, 2015 18:46

Оригинал взят у nikolas11 в Дневник москвича 1940 - Часть V
- о -

За поледние дни я часто думаю: недаром самым гениальнейшим изобретением ума человеческого я всегда считал открытие способа записывать (следовательно и передавать в века) мысли человека и звуки его речи. (Здесь уместно склонить голову и перед нашими Кириллом и Мефодием и Иваном Федоровым). Ведь только благодаря этому человек смог достичь к настоящему времени таких гималайских (а в прямом смысле и больших) высот. В частности, как я Вам благодарен, гениальные изобретатели! На сколько Вы облагородили мою жизнь вообще, и, в частности, сколько прекрасных часов за последнее время (и это в третий раз в жизни) Вы даете мне теперь, когда я сажусь за эту тетрадь и как другу выкладываю свои мысли, впечатления, порой желания и даже мечты... Хвала Вам, великие египтяне, китайцы, арабы, индусы, греки, римляне!... Гордо красуется в своем величественном спокойствии в Театральном проезде великий изгнанник Иван Федоров!...



Театральный проезд, Открытие памятника Ивану Фёдорову, 27 сентября 1909

Я счастлив тем, что я москвич, ибо ни один город в России, кроме Москвы, даже Петербург, не поставили памятник этой подлинной культуры, а ведь, кто знает, не будь Ивана Федорова, быть может не было-бы и самого Петербурга!...

- о -

26 с/м "похититель" получил зарплату и благодаря этому я смог вчера истратить культурно 10 рублей...
Деньги небольшие; однако в начале четвертого - днем я уже снова приветствовал величественных из нержавеющей стали рабочего и колхозницу перед главным входом на Вс. С-Х. Выставку.



Скульптурная группа «Рабочий и колхозница», 1939

Прилагаемый билет в цирк и быстрым аллюром через половину территории выставки сразу атакую павильоны коневодства...





У павильона «Коневодство», 1955-1965

Вот нервные с вздрагивающими ноздрями, почти с вечно в движении ушами, с шелковистой кожей, отливающей то золотом, то бронзой, то черным, то светлым атласом, рысаки и верховые... Вот чудные "мамы" с совсем чудесным потомством... Безукоризненная чистота и порядок.



ВСХВ, у павильона «Коневодство», 1957

Вскоре начался вывод лошадей на круг.



Площадь Животноводства ВСХВ. Выводной круг, 1954

Вот кавалькада средне-азиатких верховых пород, то боком гарцующих, то рысью стремящихся вперед. Вот кавказские породы. карабашки (Туркменистан, Узбекистан): серые (до бела) с красными попонами и чепраками с всадниками в национальных костюмах, они представляли собою помпезное зрелище; вот на таких лошадях в`езжали триумфаторы сквозь арку победы в столицы...



ВСХВ, выводной круг, 1957

Вот особо стройные вторые в мире, после английских, верховые ахал-текинки (Туркмения) Гордые потомки "арабов" они проходят километр в 1 минуту 6 секунд ("англичане" до 54 секунд).
Черно-коричневый оттенок их кожи отливает благородной бронзой...



ВСХВ, выводной круг, 1954-1955

А вот и "конь вороной" - представитель почти вымершей во время революции Орловской породы. Он - "Каралл" с карминовыми ноздрями выступает solo и при виде его изящества, величественности и грациозности на ум приходит невольное сравнение с балериной.



ВСХВ, выводной круг, 1957

Сидящий на нем шестидесяти четырех-летний Федор Ефимович Глазунов превращает его и впрямь в балерину: начинается демонстрация красивейших "па" высшей школы верховой езды, то и дело покрываемая овацией; и конь и всадник (родившийся среди лошадей и, вероятно, как Гулливер сам превратившийся в "гуигнгнма") радостно-довольны и готовы продолжать дальше, оба брызжа (старик тоже вспотел) благородной пеной у рта. Но распорядитель говорит: "Время, и их сменят новые "голубой" крови животные. Вот примадонны мира "англичане"; на солнце их кожа становится совсем золотистой...



ВСХВ, выводной круг, 1954-1955

Вот снова наши "рекордисты" - орловские рысаки... Вот трехлетний першерон сдвинувший почти восемь тонн; вот двухлетний "брабанст", в оболочке которого уместились-бы две обыкновенные взрослые кабылки. Я был в восхищении и в разговоре с двумя девушками-экскурсоводами вспомнил невольно мою историю с "корсо-карнавальным" от 1925 года, когда я, совсем не играющий на бегах, сыграл по принципу: "В любви не везет, - везет в игре"...



ВСХВ. Городок Животноводства, 1954

Но время бежит (скоро 19ч. - цирк!) и я спешу в ту часть территории, где я ещё не был ни разу. Любуюсь прудами, на главном из которых бьет фонтан, как-бы из колоса, упоминавшийся много ранее, любуюсь водоплавающими, покрывающими другие пруды...



ВСХВ. фонтан «Колос», 1939

Надо закусить (я взял с собой завтрак). Я подхожу к павильончику и 150 грамм водки подымают мое настроение над выставкой; кружка пива дают ему возможность достигнуть самой высокой капли только-что виденного мною фонтана.



Павильон Главпиво. ВСХВ, 1954

Забегаю посмотреть в ресторан - очень неплохо с видом на пруд и почти всю выставку.



Ресторан Главпиво. ВСХВ, 1954

Заглядываю в павильон "Хладоцентра" - мороженное, благодаря со вкусом оформленному павильону, вероятно, самое вкусное в С.С.С.Р.



ВСХВ. Павильон Главхладпрома, 1939

Наконец, по пути, захожу, в какой-то тоже красивый снаружи павильон и вижу, что это великолепнейший самый большой в Москве бар со множеством отдельных стоек, за которыми в униформе стоят "бар-мисс", и перед которыми парадом выстроены высокие круглые табуреты, с мягким сиденьем. Ликеры, коньяки, вина, коктэйли к вашим услугам!... А главное, замечательная ласкающая глаз обстановка. Я очень пожалел, что у меня нет денег и сейчас-же почему-то подумал: как-бы было хорошо рано утром пригласить на выставку славного мальчика 1935 года и, между прочим, посидеть к вечеру в этом баре... Положил посещение бара осуществить непременно...



ВСХВ. Пивной бар, 1955

Купил для "похитителя" помидор (у меня для этого сверх 10-ти рублей, были ещё 3 рубля). Время за 18 1/2 часов, а я в противоположном конце выставки. Аллюром "каралла" я возвращаюсь, все-же, конечно, нарочно другой дорогой и..., наконец-то, впервые в жизни натыкаюсь на передвижку (авто) звукового дневного кино, за которым по прессе слежу уже несколько лет. Я просмотрел хронику о Латвии и мультипликационный (рисованный) фильм "По щучьему велению". Отдельные места экранчика еще не совсем ярки, но... дайте, изобретатели, только об`ем (а первый полнометражный стереоскопический фильм уже снимается), вам останется только совершенствоваться и вы подтвердите мои пророческие слова от 1928 года, когда я утверждал, основываясь на том, что кино не связано ни со сценической коробкой (следовательно, может дать бесчисленное количество мест действия, ни с временем и не зависит от случайного плохого (болезнь, горе и пр.) настроения актера, когда я утверждал, что "Великий Немой", заговорив и облекшись в прекрасные краски цветов, приобретя третье измерение, подымется выше оперы, балета, драмы, комедии и симфонии...

- о -

Но, вот, я в цирке... Со времен своего "Акробата" я особенно стал неравнодушен к полетам на трапециях и вообще тому, что делается под куполом и на этот раз взял билет в цирк лишь потому, что анонсировались "Канатоходцы". К сожалению, этот номер показан не был. И хотя остальные номера я почти все видел, даже большинство 24 с/м в Ц.П.К.и О. все-же я не был так разочарован, как это могло-бы ожидаться.



Зеленый театр ВСХВ, 1939

Прежде всего "у ковра" оказался опять-таки "Чаплин" - Константин Мусин, которого вообще можно смотреть без конца, т.к. он перещеголял Каранд'аша (Румянцева).



Карандаш (настоящее имя Михаи́л Николаевич Румянцев (1901 - 1983) - советский артист цирка (клоун), актёр

В этот раз опять блистал и буквально почти после каждого номера, он шаржировано (но там не менее чувствовалось, что он может это-же сделать и нормально хорошо) показывал, что может быть участником этого номера - будь-то клоунада, акробатика, эксцентрика и т.д.; с Дуровым он ведет почти весь номер, как член труппы (второй после Дурова).
Нов (а кто не любит новинки!) и оригинален номер "Пат без паташона". Артист выступает со скрипкой, представляющей собой две верхние плоскости двух скрипок как бы склеенных "спинами" (имеются два грифа и два аккорда струн); причем склеены они неправильно - грифы, а следовательно, и остовы находятся друг к другу под углом. Он начинает силой пытаться сдвинуть грифы и остовы вместе и не произнося ни одного слова (весь номер без одного слова), заставляет мимикой, движением тела и рук и ног с помощью некоторых аксессуаров (напр. стула), причем не грубо, а мягко-культурно, смеяться весь цирк. Наконец он в отчаянии решает оставить все по прежнему и начинает играть попеременно: то на одной стороне скрипки, то на другой "Ich Ku"sse Ykre Hand Madam" и как играть - вполне достойно салонного джаза. Затем он переходит на "Одесского Мичмана", причем смычек отброшен в сторону и звуки производятся с помощью рук, причем тональности характерной для оборванных струн с сохранением мелодии и т.д. - очень оригинальный номер...

29
19 ---- 40 г. 14 ч. 35 м. Х.
VIII

Сегодня я встал ранее 5 ч. утра. Ездил в очередь на Марьину Рощу за керосинкой; к сожалению безрезультатно.



17-ый проезд Марьиной рощи, 1950-1955

Сейчас очень недурно пообедал (на дессерт впервые в этом сезоне - арбуз), отправил на работу "похитителя" и приступаю к окончанию вчерашнего... Меня вчера прервали. Но прежде отмечаю следующее: сегодня ровно три месяца, как "Князь Курбский от царского гнева бежал"... Меня очень беспокоит судьба Курбского, т.к. царь грознее самого грозного...

- о -

Следующий номер "Китайские прыжки", тоже редко за последнее время встречающийся номер: акробат дает себя поднять над ареной, зажав между лопаток металлическую пластинку, прикрепленную к блоку, и проделывает насколько упражнений. Затем последовали "Бим-Бом" (Радунский и Камский), все ещё поддерживающие знамя былой славы этих непревзойденных музыкальных клоунов (настоящая пара, по моему, преемники, хотя Радунского я уже давно знаю, как члена этого дуэта. Вспоминаются сейчас фамилии Тарин и Вильтзак и др.)
Этот номер уже не блещет для меня былым едким юмором, переходившим нередко в сатиру, хотя он и пользуется неизменным успехом; однако все-же, отдавая дань воспоминаниям о детстве и юности, всегда смотришь его с некоторой теплотой в сердце... "Икарийские игры" - очень четко работающая группа среди которой выделяется мальчик лет восьми... Непременный член каждой цирковой программы "табло" лошадей (сейчас под управлением Лейли)... Все II-ое отделение целиком было занято Юрием Вл. Дуровым, также как и "Бим-Бом", родным по детству (собственно, не он, а его предшественник), но не опустившим ни на один миллиметр стяг славы своих предков.



Юрий Владимирович Дуров (1910-1971) - советский и российский артист цирка (дрессировщик, клоун)

Номер он открыл передом, в котором церемониальным маршем по арене прошелся целый зверинец верблюдов, лошадей, собак, медведей, козлов и т.д.; впереди ехал он сам на тройке пони, а в арьергарде шествовала слониха и ... держась за её хвост Чаплин-Мусин (который вообще в этом номере все время играл важную роль)
Дуров продемонстрировал 1) гималайского медвежонка-наездника на вороной лошади, 2) целую стаю собак в касках пожарных (Пожар), 3) гималайского медведя на мяче; кроме того бег и кувыркание через голову по барьеру арены; финал - выпивка поллитра, 4) Добермана-математика, 5) морского льва-Пашу, как всегда оказавшегося великолепным жонглером и комиком, 6) голубей, прилетавших на выстрел в ягдташ на дуло ружья и в кастрюлю, и 7) 13-ти летную слониху, без единой ошибки виртуозно проведшую весь номер со всевозможными танцами, фигурами и прочее; между прочим Дуров ложился на арену; слониха шагала через него, один раз нарочно опустив свою "ножку" над самым его лицом, едва не касаясь последнего и на минуту задержавшись на месте; и всё это с грацией, неожиданной для столь грузного животного; она же и ложилась на Дурова (на крест), не причиняя ему ни малейшего ни только вреда, но и беспокойства; в апофеозе, она любезно подставила Дурову свою переднюю ногу и усевшегося к ней на хобот учителя торжественно пронесла через арену к выходу.



Юрий Владимирович Дуров (1910-1971) - советский и российский артист цирка (дрессировщик, клоун)

- о -

Было уже давно темно и выставка пышно сияла всеми своими огнями, когда я вышел из цирка. Я залюбовался чудным цветным фонтаном, собственно группой фонтанов на главной площади. Эта группа вполне достойна Петергофа и своими меняющимися нежными тонами удивительно ласкает глаз - прямо не хочется уходить.



Фонтаны ВСХВ, 1939

Однако я успел забежать ещё в несколько павильонов, в том числе "Украина" и "Север" (в которых я ещё ни разу не был). В последнем я остановил свое внимание главным образом на Коми А.С.С.Р. и, в частности, на знаменитом Усть-Выме... ("Дела минувших дней...", Эх-хе-хе!...) Выставка экспонирует и богатства недр нашей родины; тем не менее в экспонатах Коми среди нефти, угля Воркуты и пр. я не нашел радия или даже упоминания о нем; зато из диаграммы узнал, что жел. дорога Котлас-Воркута должна быть закончена в 1941 году...



ВСХВ. Павильон Ленинград и Северо-восток РСФСР, 1939

Это, в главном, все, что мне удалось проделать в этот раз на Выставке. Бывать там нужно, бывать без конца и, повторяю, у меня очень "чешутся ноги" побывать на ней (и в частности, в баре) ещё на этой неделе

- о -

Хотел было отправится сегодня на канал "Москва-Волга" (я там не был месяца уже два), но изменилась погода: как-бы не пошел дождь.



Речной вокзал в Химках, 1939

Решил сегодня, как и вчера, никуда не ходить и посветить досуг чтению и радио...

2/IX 40 г. 12 ч. 55 м. Х.

Вчера, после 25-ти дневной поездки в деревню к нам в гости приехала моя единственная крестница с родителями (из-за этого я не попал на демонстрацию в честь 26-ой годовщины Межд. Юнош. Дня). Девочка выросла, пополнела и выглядит ещё на много лучше, чем ранее... 15/IX ей будет год, но ей и сейчас уже можно дать больше: она великолепно ходит, даже бегает, слегка танцует (вчера под патефон даже пошла сама без приглашения), имеет уже восемь зубков, говорит мама и часто заливается серебристым смехом. Предоставив им свою кровать, мы с "похитителем" легли на террасе. Однако в 2 1/2 часа утра мы вынуждены были переселиться в комнату, т.к. пошел дождь, а крыша на террасе течет. И стоит сейчас серый осенний день с непрекращающимся дождем. Одним словом Сентябрь начался "сентябрём..." Для сохранения некот. моментов политической и др. сторон жизни вкладываю в конец этой тетради два № № "Известий" за 30 и 31 августа.

Сейчас гости после завтрака легли отдохнуть, я сел за любимое дело.

дневник москвича, 1940

Previous post Next post
Up