Дневник москвича 1940 - Часть IV

Jul 13, 2015 22:41

Оригинал взят у nikolas11 в Дневник москвича 1940 - Часть IV
26
19 ---- 40г. 18ч. 46м. Х.
VIII

Таким образом еще раз: сильные желания - выполняются: я все-же попал на 6-ой традиционный карнавал в Ц.П.К. и О., на сей раз названный "Карнавальное гулянье Молодежи" (При сем 2 билетика - я был, конечно, с "похитителем" - и кусочек серпантина).





(Только-что передали по радио, что сегодня ночью англичанами был произведен большой налет на Берлин)
Я трижды был на карнавалах и более сильное впечатление, хотя и более сумбурное, как за давностью, так и вследствие моего настроения и чрезвычайной подвижности по территории парка, осталось у меня от 1-ого карнавала в 1935 году.



В московском Центральном Парке Культуры и Отдыха, 1935

Да оно и понятно, ибо и здесь "Только утро любви хорошо, хороши только первые розы"... - ведь тогда в таких масштабах это был первый карнавал в С.С.С.Р. и одно это обстоятельство уже давало известное настроение.



ЦПКиО, 1934-1936

К тому-же я тогда был при деньгах, а последнее, как известно не лишнее во всех случаях жизни; в таких-же случаях они весьма способствуют увеличению и настроения и впечатления. И хотя вначале у меня настроение было несколько подпорчено маленькой ссорой с "Антэ" и отказом ехать в Парк, я вскоре, приехав на место, забыл о ней и поддался всеобщему, именно неудержимо радостному карнавальному настроению.



ЦПКиО, 1935

Оно стало у меня таковым, что в густой толпе я громко произнес слудующую фразу: "Толпе всегда нужно: хлеба и зрелищ! Хлеб у нас есть, вот и зрелища!"...



"Теннисистка" в Парке Горького, 1937-1941

За эту фразу я был вознагражден всеобщим смехом и приветствием узнавших меня по голосу милых Азы и Николая, большую часть карнавала с коими я весело и провел... Когда утром (уже давно рассвело), возвращаясь домой, я попал на Тверскую, я увидел, что даже сюда разошлись потоки карнавала: встречались группы участников карнавала в костюмах, на улице валялись конфетти и кусочки серпантина.



Улица Горького. Вид от площади Маяковского, 1935

Второй раз я был в прошлом году и впечатление тоже осталось чуточку посильнее, чем от карнавала позавчера. Безусловно этому способствовало мое длительное отсутствие вообще в Москве и несколько рюмок, подогревших мое настроение, но не малой виной этому было, я бы сказал, и более весело-игривое настроение всей публики; позавчера публика держала себя как-то спокойнее.



В Парке Горького, 1936-1940

Кроме того в прошлом году я быстро, по условию, встретился с братьями Зак. и "у нас заплясали лес и горы"...; возращались мы опять-таки уже тогда, когда светило уже недалеко подымалось где-то своими "луч-шагами" и Москва встрепенулась уже после рассвета.
И тем не менее впечатления и от 24-ого августа текущего года осталось не малое.
(По радио, кстати - к случаю, передают "Фейерверк" великого импрессиониста Дэбюсси)
Пасть метро нас выбросила из своей утробы как раз во время - минут 25 десятого.



Вестибюль Парк Культуры, 1935



Станция метро Парк Культуры, 1935

Уже давно стемнело ("фейерверк" по радио сменился "Праздненством" - ноктюрн Дэбюсси в исполнении оркестра под упревлением знаменитого америк. дирижера Стоковского, кстати, исполнявшего роль "себя" в фильме "100 мужчин и одна девушка")
И, следовательно, с прелестного ажурного висячего Крымского моста открывалось сказочно-чудесное зрелище на Парк. Он весь был залит обыкновенными огнями, огнями иллюминации, огнями всевозможных световых эффектов, огнями, я насчитал, одиннадцати прожекторов, фантастически перекрещивавшихся между собою и с другими огнями Парка.



Праздничный вечерний ЦПКиО, 1935-1940

Целыми лавинами во все входы устремлялся народ.



Вид из Парка культуры, 1929-1931

28
19 ---- 40г. 14ч. 7м. Х.
VIII

(Позавчера на этом месте меня прервал гость - муж сестры "похитителя" - Федя. Больше уже не представилось возможности писать. Вчера был снова на Вс. С-Х. Выставке. Впечатления позже, здесь вкладываю лепестки роз и др. цветков с выставки - пока не завяли)



Продолжаю о карнавале 24 с/м. Едва мы вошли в Парк, как увидели, что на месте сгоревших пару месяцев тому назад эстрадного и драматического театров выстроено подковообразное помещение для выставки жел. дор. транспорта, а перед ним эстрада с башней, по которой очень эффектно, как и по гирляндам от ее верхушки к столбам с боков, бежали вверх электроогни!



Аттракционы «Парашютная вышка» и «Спиральный спуск», 1930-1935

Вокруг эстрады собралась публика и (мы попали, как раз, вовремя) начался митинг, посвященный открытию карнавала и одновременно празднованию 26-ого Международного Юношеского дня. С приветствиями выступали герои Советского Союза, академик Келлер и др.



Борис Александрович Келлер (1874-1945), российский и советский биолог, геоботаник, почвовед, специалист в области экологии растений, один из основателей динамической экологии растений

Лауреат Муждународного конкурса скрипачей Давид Ойстрах приветствовал публику игрой на свой скрипке.

image Click to view


Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (1908-1974) - советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог

Среди приветствовавших, а также и ведущим в последовавшем за митингом грандиозном концерте был и знаменитый Николай Павлович Смирнов-Сокольский все еще в своей старой (вот уже насчитывающей 25-ти летний возраст) блузе с белым бантом.



Николай Павлович Смирнов-Сокольский (1898-1962) - советский артист эстрады, писатель, библиофил, библиограф, историк книги

Сокольский постарел, но по прежнему энергичен и остроумен. Вскоре митинг был окончен. Сокольский провозгласил открытие карнавала и крикнул в микрофон: "Карнавальное шествие вперед!"... И колонна пестрых костюмов, выстроившаяся сбоку от главного входа в Парк начала дифилировать мимо нас: Впереди шли на высоченных ходулях маскарадные маски в соответствующих костюмах молодежного актива Парка. За ними выступал верхом на лошади шагом высшей школы верховой езды артист цирка, за ним на верблюдах, лошадях в упряжи, пешими двигались вереницы разноцветных костюмов как обыкновенных смертных, так и артистов.



Центральный парк культуры и отдыха им. Горького. Ленинская площадь, 1938-1939

Бравурная музыка и веселая песня слышалась повсюду. В воздухе замелькали ленты серпантина и блёски конфетти. Все это каскадным церемониальным маршем прошло мимо нас, увлекая за собой, как неудержимый поток, всех встречавшихся на пути. "Похититель" было тоже поддался этому влекущему течению, но я удержался и удержал его, чувствуя, что судя по Сокольскому должен быть не плохой концерт. И действительно, едва мимо нас миновала эта шумная a la "Корсо - Карнавал" в Риме толпа, как начался (так в 10 с чем-то вечера) эстрадный концерт, продолжавшийся до половина второго ночи.
Пели милая (теперь тоже уже постаревшая, но еще легкая) Регина Лазарева и Гедройц, пели лауреаты эстрадного конкурса, впервые устроенного недавно в С.С.С.Р., выступали артисты цирка, ансамбли пляски, два джаза и хотя устали мы адски т.к. все время (перерывов в концерте не было) пришлось стоять, тем не менее настроение было бодрое.



Регина Фёдоровна Лазарева (1899 - 1980) - советская певица (сопрано), артистка оперетты.

Между прочим помимо Юр. Дурова и других хороших цирковых номеров, мне хочется особо отметить блестящего исполнителя определяемого в цирке термином "у ковра" - Константина Мусина, выступашего в гриме Чаплина. Это безусловно талантливый артист, обладающий безконечный диапазоном жанров, причем всё это продается удивительно остроумно и легко.



Хасан (Константин) Галиевич Мусин (1914 - 1982) - советский артист, клоун

Но более всех мне, пожалуй, понравился ансамбль русской и цыганской пляски Московиных. Я уже давно не видел такой замечательной прямо-таки виртуозной техники, техники, которая живёт на эстраде и сопровождается целым рядом коротких штрихов главного исполнителя блещущих своим юмором. Огромная толпа зрителей беспрерывно прерывала аплодисментами. Оригинальны были и след. два номера: 1) (очевидно, навеяный разсказом Чехова "Разговор с собакой") Молодой человек приходит на бульвар на свидание, садится на лавку и, волнуясь, начинает представлять себе, как он начнет об`ясниение со своей дамой. В это время из-за лавки подымается огромный пес. Молодой человек в ужасе отпрянул, но вскоре должен был как-то примириться (с помощью шоколадки) с собакой, т.к. она не уходит, а свидание назначено именно на этой лавочке. Происходит диалог на тему "об`яснение в любви", являющийся остроумной каррикатурой на обычное "об`яснение". Причем собака ведет его только лаем, завыванием, рычанием и движением передних лап и головы, но все это так ясно, что не нужно от нее слов. В этом особенность номера, в частности в те моменты, когда собака поет. Скэтч очень хорош, как и весьма хорош актёр, исполняющий роль собаки. 2) Джаз великанов. Не особенно хорош по технике исполнения (молодые начинающие из актива молодежи Парка), но оригинален по постановке; в особенности тем, что за исключением двух (для контраста) все участники на ходулях. Между прочим более месяца тому назад я присутствовал случайно по совпадению на репетиции этого джаза. Репетиция была далеко не первая (ведь карнавал задержался в этом году), но без ходуль, костюмов и грима.
Мне это лишний раз дало возможность ощутить какую огромную роль играет костюм и грим. Вспоминается, мужду прочим, и один любительский спектакль в 28-29 году, в котором я играл роль графа: одно впечатление было, когда мы играли без грима и костюмов и совершенно другое, когда - с ними; я даже помню, что без них я всегда ощущал некоторое смущение, не смотря на то, что ведь когда-то "бывал" на сцене Зимина; едва-же я наклеил себе нос и усы, как разом почувствовал какую-то легкость и полную отрешенность от какого-либо смущения.



Большая Дмитровка, Театр Зимина, 1913

Сокольский непринужденно вел всю программу. Концерт закончился. Мы двинулись вглубь Парка, что бы где-нибудь отдохнуть на лавочке, как снова пришлось устремиться к набережной: над рекой взвились первые ракеты и вскоре перед нашим взором засверкал так всегда возбуждающе действующий на нервы, фейерверк: бураки, римские свечи, мельницы, дожди, бенгальские огни, бураки и т.д. Все это калейдоскопом отражалось в темных водах реки, заставляя своей сказочной феерией и треском трепетать ноздри, улавливающие острый запах пороха и других пиротехнических элементов.
На набережной уже к концу продолжался под несколько оркестров карнавальный бал. Рассыпанные по всему парку маленькие эстрады пели, говорили, танцевали...



Центральный парк культуры, 1934-1937

И я позволил себе выпить за это веселье, за эти огни 150 грамм водки и 3 кружки пива. Теперь-бы (мы успели слегка отдохнуть) только наступить разгару веселья но... радио-рупор (это было в 3 часа ночи) об`явил, что карнавальное праздненство окончилось.
Кругом Парка была еще полная темнота. Публика, по прошлым карнавалам привыкшая возвращаться при полном утреннем свете, неохотно медленно поползла к выходам.



В Парке культуры и отдыха, 1938

Зная, что все равно я долго не засну, я предложил "похитителю" пройтись до нашего дома пешком (мы еще накануне вечером предупредили наших, что ночевать будем у них). Кроме того мне хотелось пройти мимо Б. Коммерч. Училища, которое я не видел уже неск. лет, т.к. приходилось всегда ездить или в метро, или по Садовой (без садов теперь) или по улице Кропоткина.



Императорское Коммерческое училище на Остоженке, 1913-1914

И через несколько времени сидя на сквэрике перед нашим училищем (сад, где мы гулили) я читал маленькую лекцию об училище своему спутнику, с теплотой вспоминая золотое детство и раннюю юность, полную стольких чудесных планов на будущее. Старая няня-воспитательница! никогда я не забывал тебя и ты вполне была достойна того горячего до юношеской пылкости волнения, которое наблюдали во мне луна и звездное небо в ту ночь. Едва мы пришли домой, как я розыскал тетрадь своих записей по искусству и экономике от 25/X-27 г. (мой первый зрелый культурный под`ем) и лежа на диване в своей комнатке залпом прочёл мои записи о докладе Немировича-Данченко от 13/II 28 г. об америк. кино и о "Дориане Грее" (так мною всегда любимом). Да! "Трагедия ни в том, что стареешь, а в том, что остаешься молодым"...

- о -

На след. день приехала сестра Вера. Похудела, вся по прежнему в суетне семейной, тем более, что ее маленькой Ирочке не здоровится. В остальном у наших все благополучно. Вовка выдержал экзамен в Моск. Авиа-Институт, но будет заниматься заочно, т.к. оказывается, осенью ему идти в армию. Когда-то я с трепетом ожидал этого у него возраста и готовился много беседовать с ним в эти дни, как опытный в житейских дрязгах дядя с любимым племянником. Но... обстоятельства этих житейских дрязг все изменили и мне осталось от всей души поздравить его и пожелать ему успехов.

- о -

Зайдя с "похитителем" в б-ку Ленина (я все его стараюсь просветить), мы вернулись в Х., где скоро к нам приехал муж старшей сестры "похитителя" и день закончился бражничанием под радио. 26 с/м за полуденным затраком с этим "мужем" снова была распита бутылка столового белого и я подумал "Wollen Sie Wollen", а жизнь продолжается. И что всего трагически-курьезнее, это в тот момент, когда я окончательно стал изгнанником и когда круг замкнулся уже на 359 градусов.
Когда замкнётся этот последний градус?...
(Кончаю - иду по хоз. делам в магазин)
Того-же числа (подчеркнуто) 17ч. 35м. Х.
Только-что пришел, с`ел такую вкусную помидору, со столь сочным луком и душистым соленым огурчиком (все, ведь, это сейчас свежо, как никогда в году и всего этого сейчас в Москве изобилие; помидоры 3р.- 1 кило (первая цена сезона - 12 р), лук 1р 10к (соответственно - 3р.), огурцы 60к-1р. (соответственно - 7р50к), которые не сравнишь ни с каким пирожным; впрочем я с детства предпочитал скорее соленый огурчик, чем пирожное, хотя мое прекрасное детство никогда не стояло перед такой "дилеммой"...
Я уже в скобках упомянул об изобилии. Действительно сейчас в Москве изобилие и овощей и фруктов и всё это делает продовольственные магазины празднично-красочными, т.к. к обычному колориту колбасно-селедочно-водочных изделий прибавилась палитра изумительного художника - Природы: пунцовые помидоры, изумрудные огурцы и зелень, жемчужная репа, мерцающий виноград...
(Кстати, я впервые остановил свое внимание на слове "помидор"; ведь это-же в переводе на русский ни что иное как {pomme d'or} - "золотое яблоко" - действительно золотое!). Вобщем приближается осень и даже по радио сегодня впервые передавали оригинальную передачу, посвященную начинающим в этом году посещать школу - ведь 1-ого сентября начало занятий и можно снова петь:
"Дети в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно,
Попроворней одевайтесь,
Смотрит солнышко в окно"

дневник москвича, 1940

Previous post Next post
Up