Нужна ли журналистам мировая литература?

Apr 26, 2015 16:23

Оригинал взят у pan_ikota в Нужна ли журналистам мировая литература?



Елена Корнилова

В прежние годы, когда деканом факультета журналистики МГУ был профессор Ясен Николаевич Засурский, такой вопрос не приходил в голову никому, а если бы и был задан, мог показаться абсурдным. Совсем иначе дело обстоит сегодня. Начиная с 2010 года преподавателям кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ приходится бороться за каждую лекцию, каждый коллоквиум, вести дискуссии по кабинетам, ходатайствовать, обращаться в методкомиссию и деканат, исписывать кипы бумаги (благополучно исчезающие в недрах деканата), для того чтобы сохранить нормальную структуру курсов и отчетности по ним.
Что же произошло на факультете журналистики с приходом нового декана, профессора Елены Леонидовны Вартановой?

Вероятно, под влиянием проводящейся в РФ реформы отечественного образования в связи с переходом на Болонскую систему высшей школы (бакалавриат + магистратура), а так же под невыносимым бременем финансовой ответственности за повышение обещанного Правительством РФ заработной платы профессорско-преподавательскому составу, деканат пришел к знаменательному выводу: "Журналистика для журналистов!", решив исключить или сократить общеобразовательные предметы дабы употребить все силы и средства на преподавание исключительно журналистских дисциплин. Все остальные предметы, если это не ОБЖ и физвоспитание, пустить под нож или запретить в достаточно ультимативной форме. В конце образец подобного реформирования.

Возникает вопрос: нужно ли это студентам, Московскому университету, руководителям СМИ, наконец, России?
А между тем, мировая литература имеет некоторый смысл для тех, кто стремится стать настоящим журналистом:
 1. именно литературные курсы дают представление о смене цивилизаций и об истории культуры, об изменении художественных парадигм и связанных с ними стилей, о течении времени и о пространственной привязке различных художественных текстов, о трансформации национальных культур, наконец, о способах эволюционного осмысления противоречивых социальных процессов;

2. литература - "учительница жизни" - говорит о быте, нравах. привычках, религиозных и политических убеждениях разных народов; она - "машина времени", позволяющая с легкостью опровергнуть выдумки невежд, смеющих утверждать, например, что в России до революции не было пьянства - достаточно открыть пушкинского "Гробовщика" или поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?", она развенчает иллюзии "американской мечты" знакомством с романами Драйзера и скажет всю правду о войне устами Хемингуэя, Ремарка, Барбюса;

3. литература поможет освоить философию и все глобальные политические учения. Она с неопровержимой логикой устами Шекспира развенчает абсолютизм или докажет античеловеческую сущность фашизма, как это сделано в пьесах Брехта; она покажет все преимущества демократии, если Вам хватит времени одолеть хоть часть "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха или "Анналы" Тацита; кто, лучше Бальзака расскажет о накоплении, перераспределении и методах финансового капитала? кто лучше Диккенса изобразит общественные противоречия в наиболее развитых буржуазных странах?

4. только литература и искусство в целом дает эмоциональной урок высокой нравственности и гуманизма, который невозможно усвоить в дидактических курсах. Разумеется курс этики журналиста необходим, но чтобы прочувствовать, что значит альтруизм, самопожертвование и настоящая любовь к людям достаточно прочитать роман Сервантеса "Дон Кихот". Кто любит "Дон Кихота", кто читал "Фауста", кому не безразличен байроновский "Каин" и "Карамазовы" Достоевского начинает чувствовать чужую боль как свою... Разве это не школа для журналиста?

5. литература - это одна из первых и прекрасно действующих  сегодня форм коммуникации между "героем-идеологом", то есть носителем и проповедником определенной идеи, и обществом, людьми; именно в литературе возникают различные жанровые формы, приемы, способы взаимодействия с аудиторией, и только потом (как ни обидно - первая газета - начало XVII века!) их начинает осваивать и эксплуатировать журналистика. Именно в курсах литературы и на коллоквиумах по литературе учат полемизировать, отстаивать свое мнение, аргументировать, вести диалог... Анализировать надо учить, а начиная с греческих ораторов этому учили на текстах... Гомера!!!

6. наконец, только читая великую литературу можно научиться писать; в ней архетипы массового бессознательного, модели, приемы, способы внушения и развенчания, в ней эрудиция, аргументация, публицистичность и злободневность. Она умеет говорить о низменном с пафосом и пафос превращать в иронию. Она умеет рассуждать о вечном и злободневном. Она воспитывает вкус! В ней можно найти все, поскольку это сокровищница человеческой мысли...

Можно привести еще множество аргументов, но сегодня ничто из перечисленного не востребовано на факультете журналистики МГУ. У руководства факультета наблюдается интерес к PR и рекламе, экономике журналистики и электронным СМИ в самом узком ремесленном понимании. Но, нужно ли это студентам, Московскому университету, руководителям СМИ, наконец, России? Ведь само понятие "Университет" предполагает широчайшее, буквально - универсальное образование!
Очевидно, замысел декана сводится к преобразованию прекрасного творческого факультета с большой традицией и многими замечательными выпускниками в провинциальный финский колледж, специализирующийся на написании дайджестов и создании рекламы, потому что именно этот "контент" как раз и "отвечает на вызовы" (прошу простить за приблизительность цитаты). Этим и объясняется грубые, беспардонные ответы инспекторов учебной части на просьбы студентов сохранить коллоквиумы по литературе; им говорят: "хотите коллоквиумы по литературе - идите на филфак!", как будто бы дети, пришедшие к нам учиться могли предположить, во что собирается превратить прославленный факультет нынешнее руководство!

К сожалению, на факультете журналистики МГУ сегодня сложилась удушливая и во многом абсурдная атмосфера, когда студенты хотят учиться, а преподаватели готовы работать больше, чем им позволяет деканат, не требуя при этом никаких финансовых вливаний, но им этого не позволяют! Не более 27 аудиторных часов в неделю - посчитайте, это нагрузка младших классов средней школы! У большинства курсов лекции и семинары проводятся только три дня в недею. Ведущая кафедра факультета, кафедра Президента факультета журналистики проф. Я.Н.Засурского, на которой работает восемь достаточно известных профессоров и которая выпускает в год до десятка кандидатов филологических наук усилиями назначенца декана осталась без магистратуры на 2015-16 гг. и, следовательно, без аспирантуры. Преподаватели литературы оказались вообще людьми второго сорта, поскольку сама декан неоднократно публично заявляла: "У нас и так слишком много литературоведов..." Лучшие выпускники кафедры в 2015 году вынуждены продолжать образование на других кафедрах - в ИМЛИ, на филологическом факультете... Нужно ли это студентам, Московскому университету, руководителям СМИ, наконец, России?

Прошу заинтересованных лиц - бывших выпускников, родителей студентов ( специально не прошу высказываться самих студентов, поскольку против них учебной частью и деканатом уже проводились репрессии), руководителей Университета и чиновников Министерства образования высказаться по этому вопросу.


Подробнее - здесь:
http://journ1-2worldlit.com/forum/discussion/1/nuzhna-li-zhurnalistam-mirovaya-literatura
http://vollirika.com/2015/04/23/внимание-журфаковцы/
http://vollirika.com/2015/04/24/продолжение-ситуации-на-кафедре-зарл/
http://vollirika.com/2015/04/25/комментарий-к-ситуации-елены-вартано/

Россия, СМИ, на злобу дня

Previous post Next post
Up