Московский Кремль

Aug 13, 2014 18:37

Оригинал взят у simplyzet в "Московский Кремль"

Странно, но при всем разнообразии постов об интересных местах Москвы, эпицентр нашей государственности - Кремль - выглядит обойденным вниманием. Отчасти я это понимаю, сами там были до этого раза очень давно, да и сейчас подавляющее большинство посетителей, которых мы встретили - явные гости, причем в основном иностранные. Но тем не менее, положу небольшой рассказ о том, какую красоту там можно увидеть солнечным летним днем. Немного разбавлю информацией, чтобы не одни фото были...))




Мы перешли в Александровский сад к фонтану "с конями"))




Вот под такой аркой можно пройти




Гуляющего и фотографирующего народу в саду полно




В саду разбиты цветники, я подробнее их показывала тут







Кассы музеев Кремля теперь находятся вот в таком стеклянном павильоне




Народ есть, но эти очереди ненадолго, касс несколько. Правда, пока я заняла очередь, муж пошел узнавать цены и умудрился оказаться у пустого окна в момент его открытия, так что билеты взяли вообще за две минуты.




Вход через Кутафью и Троицкую башни




Сразу слева - здание Арсенала, вдоль которого разместились пушки XVI-XVII веков.




Само здание Арсенала заложено Петром I в 1701 году, строилось в 1702-1736 годах, затем дважды пострадало - при пожаре 1737 года и при отступлении Наполеоновских войск в 1812 году,  и последний раз восстановлено в 1815 - 1828 годах. От арки Арсенала разворачивают с Государственному Кремлевскому Дворцу - дальше охраняемая зона




Вот слева нависла его бескомпромиссно прямоугольная тень...))




А мы идем в направлении Патриаршего дворца и собора Двенадцати апостолов. Это здание было построено в 1652 - 1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. С начала XIV века здесь располагалась усадьба Митрополитов.




Мы забираем левее к Ивановской площади, где размещены Царь-пушка и Царь-колокол. Вот пушка - во всей красе. По строению ствола это классическая средневековая бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Отлита она из бронзы в 1586 году на Пушечном дворе русским мастером Андреем Чоховым. Лафет сделан позже - в 1835 году в Петербурге. Хотя рекордным у нее является калибр - 890 мм, но почему-то из всех ее характеристик меня наиболее впечатляет масса - 39,31 тонн. И как минимум однажды из нее все же стреляли...




Кидаем взгляд на Соборную площадь...




... и выходим к Царь-колоколу - у подножья колокольни "Иван Великий". Этот кадр - почти из положения "лежа"))




Царь-колокол был отлит в 1735 году здесь же, на Ивановской площади Кремля, после полутора лет подготовительных работ. Его высота составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м, масса около 200 тонн. Для его отливки была вырыта яма более 10 м глубиной. Однако колокол был расколот еще до подъема из ямы, когда по нему еще производились чеканные работы. По одной из версий - он лопнул от неравномерного охлаждения при тушении пожара 1737 года, по другой - имело место изначальное нарушение технологии. Извлечь его и его осколок из ямы удалось только в 1836 году. Колокол установили на постамент работы Монферрана и больше не трогали. С другой стороны - исторический осколок. Кадр уникален еще тем, что поймана доля секунды, в которую на его фоне никого нет, а так вообще желающих сфотографироваться - непрерывный поток возле всех интересных видов.




Идем на Соборную площадь. Архангельский собор со стороны колокольни "Иван Великий" В нынешнем виде он построен в 1505 -1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. До того на этом месте предположительно с 1247-48 года существовал деревянный храм, а с 1333 года - каменная церковь, заложенная Иваном Калитой.




Монументальный Успенский собор - творение Аристотеля Фиораванти. Построен в 1475 -1479 годах, и является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы. До того здесь также находился каменный собор Успения Пресвятой Богородицы времен Ивана Калиты, построенный в 1326 году, однако к середине XV он заметно обветшал. В 1471 году была предпринята попытка построить новый собор силами русских зодчих, но незаконченное здание обрушилось при землетрясении в 1474 году. После чего из Италии был приглашен Аристотель Фиораванти, который и построил существующий собор по подобию Успенского собора во Владимире.




Колокольня "Иван Великий" и Успенская звонница, о них - чуть позже...




Еще ракурс Успенского собора - с фасада, не удержалась, слишком совершенен... Сейчас Успенский собор - патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси. Но и на протяжении всей своей истории он был главным храмом Московского кремля и Российского государства. В 1547 году в нем был венчан на царство Иван Грозный, и с тех пор в нем и происходили коронации русских царей - до Николая II в 1896 году. Здесь же совершались обряды бракосочетания государей - Василий III обвенчался с Еленой Глинской, Иван Грозный - С Анастасией Романовой, царь Алексей Михайлович крестил в соборе своих детей. Здесь же объявляли наследника престола, когда ему исполнялось 10 лет. В 1774 году Екатерина II приняла в соборе православие и обручилась с будущим государем Петром III. В 1812 году император Александр I, приложившись к святым мощам, дал обет отразить Наполеона.




Левее - дивная ажурная Грановитая палата. Построена в 1487 - 1491 годах архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.




А мы тем временем заходим в Архангельский собор. Это собор - некрополь, усыпальница 54 русских князей и царей. Заложивший его Иван Калита и был первым князем, похороненным в этом соборе в 1340 году, с чего и началась история храма как княжеской усыпальницы. Начиная с Петра I русских царей хоронили в Петербурге, но последним похороненным здесь монархом был скоропостижно умерший в Москве Петр II, это случилось в 1730 году. Вход в собор.




Внутри снимать нельзя. Нынешний интерьер собора создан в 1652-1666 годах при Алексее Михайловиче мастерами Оружейной палаты. Тогда сделаны все существующие настенные росписи, включая портреты князей и царей над их саркофагами. Изначально саркофаги опускались под пол собора, и сверху были установлены белокаменные надгробные плиты, то есть пространство собора было свободным. Эти плиты были обновлены в 1636-1637 году. Теперь они забраны в бронзовые техногенные футляры со стеклянными торцами, через которые можно эти плиты разглядеть. Атмосферу собора это откровенно нарушает, так как паровозообразные металлические ящики сильно не вяжутся с образами великих князей, но так было сделано еще в 1903 году...



Источник фото

Гробницами, которых не коснулось "заключение в саркофаг" остались могилы Ивана Грозного и его сыновей Ивана и Федора, но их нельзя увидеть - они находятся в заалтарной части храма. Там же сохранились фрески XVI века. Вообще после посещения собора остается странное смешанное чувство прикосновения и к живой истории и к равнодушному официозу одновременно...

После Архангельского собора переходим в Благовещенский - он напротив. Собор построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете, оставшемся от предыдущего собора, и был трехглавым. Еще две главы были пристроены к нему в 1564 году при восстановлении после разрушительного пожара 1547 года. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, получившее название Грозненского, оно слева. Собор исполнял функцию домовой церкви Московских государей, а его протопопы были одновременно духовниками царей.




Первоначальные росписи и иконостас собора утрачены при пожаре 1547 года, повторно собор был расписан в 1564 году, и затем были сделаны добавления в середине XVII века. Для иконостаса после пожара тогда же были подобраны два древних ряда икон эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Это один из древнейших в России иконостасов.



Источник фото

А с его ступеней открывается чудесный вид на колокольню "Иван Великий", Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Колокольня построена итальянцем же Боном Фрязиным одновременно с Успенским собором в 1505 - 1508 году в память об умершем в 1505 году Иване III. Она является примером влияния итальянской традиции строительства отдельностоящих колокольных башен, так называемых Кампанилл. Современный вид колокольня приняла в 1600 году, когда к двум ярусам был достроен третий, и достигнув высоты 81 м, она на целый век стала самым высоким зданием Москвы. В 1532-43 годах к колокольне была пристроена звонница, полностью перестроенная в третьей четверти XVII века, а в 1635-36 году - увенчанная шатром Филаретова пристройка.




Еще с крыльца Благовещенского собора эффектно выглядит лестница, идущая вдоль стены Грановитой палаты, с крыльцом, увенчанным державным орлом - все это сооружение носит название Красного крыльца. По ней проходили цари на коронование в Успенский собор, и, кажется, сейчас тоже наши первые лица спускаются по ней во время церемоний в Кремле... Сзади - Успенский собор.




Вот еще Благовещенский собор от Грановитой палаты




А вот - она сама... Дивный ажур итальянских палаццо, но еще и в белом цвете... И фантастические украшения окон... Но эти окна были сделаны в 1684 году архитектором Осипом Старцевым - первоначальные стрельчатые окна были растесаны и украшены резными наличниками.




Вся красота - Благовещенский собор, Красное крыльцо и угол Грановитой палаты




Подходим к Успенскому собору. Подавляют монументальные купола.




А левее легкой россыпью - крошечные, будто игрушечные, главки Верхоспасского собора.




Еще раз посмотрим отсюда на Архангельский собор...




Полюбуемся парадным входом в Успенский собор - это вход для царских процессий. Над вратами - образ Владимирской Богоматери и шесть фигур святителей.




Но мы войдем в собор с боковой стороны. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годах по указу Михаила Федоровича собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. В соборе устроены парадные царские молельные места - место царя в виде роскошного трона с резным деревянным шатром было сооружено для Ивана Грозного в 1551 году, место царицы - перенесено из домовой церкви Рождества Богородицы в Сенях для первой жены Алексея Михайловича - Марии Милославской. Но самое древнее молельное место - Патриаршье - сооружено одновременно с собором, в 1479 году, это каменный шатер, в котором Митрополиты и Патриархи молились, когда сами не совершали богослужение.



Царское молельное место Источник фото

Иконостас собора создан в 1653 году. Но на меня произвели неизгладимое впечатление древнейшие иконы (они не в алтаре) - Святого Георгия XI века и Богоматерь Умиление XII века. Они такие нездешние... Из привезли в XV веке из Новгорода, но это такая Византия...



Святой Георгий. Вторая половина XI века. Источник фото

После посещения всех соборов можно выйти на проезд, идущий параллельно набережной,...




... и с холма кинуть взгляд в сторону реки - на Тайницкую башню.




Мы пошли вдоль Большого Кремлевского дворца в западную сторону, к Боровицкой башне




Вот этот ракурс на соборы - примерно тот же, что и с Большого Каменного моста, когда, проезжая по нему, любуешься куполами Кремля, только ближе




А через реку - Замоскворечье




И Большой Каменный мост за углом Водовзводной башни




От Оружейной палаты поворачиваем назад




Еще раз любуемся Большим Кремлевским дворцом. Скажу и про него. Построен в 1838 -1849 годах по распоряжению Николая I группой русских архитекторов под руководством К.А. Тона




А сверху, с восточной части проезда открывается вот такой вид на Храм Христа Спасителя, даже видно Университет.




В восточной части Кремля находится Тайницкий садик с такими вот розочками







Там можно присесть в тени и поесть мороженого, что и делают многочисленные китайские экскурсии







И через Ивановскую площадь идем в Патриарший дворец, вход в него с противоположной стороны. В нем сейчас расположен Музей прикладного искусства и быта России XVII века.




Мне больше всего понравилась Парадная Крестовая палата - она была первым в России помещением такой площади - 280 кв.м. - устроенной без внутренних опор, с единым сводом. В ней проходили церковные соборы, избирали и нарекали епископов, принимали иностранных послов, устраивали торжественные приемы и праздничные трапезы от имени патриарха. В 1763 году в ней установили печь для приготовления мира. Я не знала, что миро варилось централизованно для всех храмов раз в 3-4 года, сейчас в палате очень интересно взглянуть на саму печь под резной сенью и на огромные роскошные сосуды для хранения этого масла.



Мироваренная печь, на переднем плане - кадь для мира, дар Екатерины II Источник фото

Соборная площадь от Патриаршего дворца.




Ну вот и все. Выход - снова через Троицкую башню, здесь Кремлевский дворец все же запечатлею во всей державности, елка вон еще в кадр вошла...




А в Александровском саду кипит жизнь




Снова выходим к фонтану...




Все, до свидания...



Москва, moscow, kremlin, Александровский сад, Кремль

Previous post Next post
Up