Как строили первую очередь Московского метрополитена

Jul 25, 2014 21:09

Оригинал взят у bobrikstas в Как строили первую очередь Московского метрополитена
Оригинал взят у vsegda_tvoj в Как строили первую очередь Московского метрополитена

Несколько лет назад ко мне в руки попала пачка старых фотографий из редакции газеты «Метростроевец». Они были отсканированы и надолго похоронены на жестком диске. Теперь я вам их покажу. Десяток фотографий было подписано с обратной стороны. Ещё на некоторых можно угадать, какой объект на них изображен или чем заняты метростроевцы. А на некоторых невозможно определить, где низ, а где верх.






На вопрос «Где это снято?» однозначно можно ответить на подписанных фото, где указано место.

Шахта №18 (Станция «Чистые пруды», тогда - «Кировская»).

А.Г. Танкелевич, начальник шахты №18-18-бис: «Под землей, на глубине 40 метров, в тяжелейших геологических условиях надо было в течение года построить огромный трехсводчатый дворец с большими залами, просторными вестибюлями, широкими коридорами. Для этой постройки надо было применить новые, доселе неизвестные методы, на ходу овладевать незнакомой техникой. Надо было проделать огромную работу по выемке грунта, уложить десятки тысяч кубометров бетона. Это была почетная задача, и разрешить ее было очень интересно. Работы было много».

Шахта №20 (перегон «Чистые пруды» - «Красные Ворота»). Примечательна тем, что была пройдена методом искусственной заморозки. Это была генеральная репетиция перед проходкой наклонного хода с заморозкой.

П.П. Ротерт, начальник Метростроя: «Предлагались различные методы проходки этих наклонных шахт. Их можно было пройти с помощью сжатого воздуха. Однако, учитывая, что они проходят под улицами с большим движением, отчасти под домами, мы считали, что при выполнении работ под сжатым воздухом в таких условиях требуется иметь полную гарантию, что не будет какого-либо перерыва в подаче электроэнергии, так как в этом случае могла бы произойти крупная авария. Не желая идти на риск, мы решили применить для выполнения этой работы метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте №20, которую мы проходили специально таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке наклонных шахт».

Где сняты остальные кадры - можно только догадываться, но с большой долей вероятности они могли быть сделаны там же.




Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 («- Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой», но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей.




Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. *-* треста сокольнического района».




Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.




Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.




Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.










Окаменелость.




Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая - у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это считалось вполне приемлемо.




Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много. В том числе и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.




Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.










В забое штольни.




Штольня.




Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.










Деталь кессона.







Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.




Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.




Кессонные аппараты, установленные в шахте.




Еще одна окаменелость.




В стволе. Слева - большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа - какой-то насос. Может быть, водоотлив.




Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»




Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.




Домкрат с бревном.




Вынутая порода?




Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.







Кажется, что это уже раскрытая калотта, но еще не забетонированная.




Радиатор?




Шахта на улице. Ну, знатоки, опознаете улицу?




Водопонижение?




Какие-то радиаторы.







Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.




Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона. Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?




Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.




За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.







Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?
















Кажется, сориентировал правильно.






















Установка радиатора.




Доводка кувалдометром.




Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?







Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.




Шахта №20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.




Замок свода.







Шахта №18. Сегменты ножа.




Образцы вынутой породы.




Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же, как и тогда - палочками, втыкаемыми в доски.




Шахта №18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.




Шахта №18. Распалубка форшахты.










Шахта №18. Горизонтальное бурение.







ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.




Шахта №18. Грейфер в раскрытом виде.




Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительство второй или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.

Метро, 30-е годы

Previous post Next post
Up