Марфо-Мариинская обитель в Москве

Jun 26, 2014 12:08



"На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:
- Нельзя, господин, нельзя!
- Как нельзя? В церковь нельзя?
- Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за-ради Бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч...
Я сунул ему рубль - он сокрушенно вздохнул и пропустил. Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, - уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них."

Иван Бунин. "Чистый понедельник"


Марфо-Мариинская обитель милосердия и любви основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1907 году. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича, Елизавета Феодоровна удалилась от светской жизни. Все дни проводила она в молитве. «…Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящегося во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» - эти слова святого апостола Павла (2 Кор. 1.3-5) укрепили ее в решении всецело посвятить себя Богу и ближним.

1. Вот так идёшь себе по Большой Ордынке и не замечаешь, что одно из строений - вход в монастырь. Совершенно неприметно выглядит.


Два года ушло на создание обители. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке с садом. Строения были переоборудованы под соответствующие нужды. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу с палатами, операционной, перевязочной и ванной.

Здесь же освятили домовую церковь - во имя святых праведных Марфы и Марии. Этот первый храм еще называли больничным. Второй появится позже - строительство собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912 г. Храм украсит не только Обитель - на многие годы он останется достопримечательностью Москвы.

2. Рядом со входом находятся оригинальным образом изготовленные ёмкости для пожертвований. Выглядит красиво.


Дом настоятельницы примыкал к больничному корпусу. С другой стороны к больнице пристроили аптеку и амбулаторию. Над ними, как и в мезонине, находились комнаты сестер.

Здание во дворе отвели Воскресной школе. Здесь учились и девочки, и взрослые женщины. Классы школы занимали весь первый этаж, на втором поселили священника. До своего ареста (в 1924 г.) бессменным духовником обители был протоиерей отец Митрофан Сребрянский (в 2000 г. канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских).

3. Заходим внутрь. Большинство строений выполнено в едином архитектурном стиле и смотрится очень лаконично.


10 февраля 1909 г. - дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. К этому моменту здесь жили шесть насельниц, к исходу года их стало тридцать, и число продолжало увеличиваться. Елизавета Феодоровна прикупила еще участок по соседству, на котором был построен еще один корпус в три этажа.

Первым действующим храмом в Марфо-Мариинской Обители стал домовый храм во имя святых праведных Марфы и Марии. Он изначально расположился в больничном корпусе, и оттого его называли еще больничным храмом. Здесь совершались все богослужения, пока строился главный - соборный храм.

4. Главное сооружение монастыря - Покровский собор, спроектированный Алексеем Щусевым, совместно с Б. В. Фрейденбергом и Л. В. Стеженским.


Вопрос о возведении большого собора встал сразу, как только Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Ордынке. С просьбой порекомендовать талантливого архитектора она обратилась к художнику Михаилу Нестерову - этого живописца, расписывающего храмы, очень ценил Сергей Александрович. В 1898 г. Великий князь приобрел у Нестерова посмертный портрет жены художника - картину «Христова невеста». Елизавете Феодоровне эта картина тоже нравилась. Поэтому, когда Нестеров назвал 35-летнего Алексея Щусева в качестве возможного автора проекта, Августейшая учредительница Обители сразу же согласилась. И обратилась к Нестерову с просьбой самому расписывать будущую церковь. Предложение было с радостью принято.

5.


Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы сам по себе является ценным достоянием культуры. Но главное - это благоговейные богослужения, совершаемые духовенством обители, а нередко - и иерархами Церкви при дивном пении сестер, и просветительские лекции и беседы, которые велись каждое воскресение в трапезной этого храма духовником обители о. Митрофаном и приглашенными им лучшими проповедниками того времени. Москвичи активно посещали эти занятия. В трапезной храма проходили также заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

6.


В престолы обоих храмов вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, и преподобного Иоанна Лествичника. Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых. Лестничный спуск, ведущий в подземную усыпальницу, расписывал Павел Корин, который назвал свое творение «Путь праведников ко Господу». Работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. Храм освятили 26 августа 1917 года.

7.


Большое место в деятельности Обители уделялось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все без исключения сестры проходили специальное обучение: одни получали основательные профессиональные знания, другие - только навыки оказания первой помощи. Сама настоятельница умело ассистировала на операциях и делала перевязки.

8.


Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве. К Великой Матушке направляли самых безнадежных больных и самых тяжело раненных в годы войны. Еще до официального открытия Обители, в октябре 1907 года, Елизавета Феодоровна организовала на Ордынке работу лазарета для инвалидов-участников Русско-японской войны.

9.


А с началом Первой мировой здесь обустроили еще 65 дополнительных мест для фронтовиков. И сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали. Как истинные христианки они оказывали помощь всем солдатам - и русским, и немцам, и австрийцам.

10. Здание музея.


Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был столь непререкаемым, что события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность, революционные власти даже помогали с продовольствием и медикаментами. Однако новые порядки ужесточались: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, сирот распределили по детским домам. Во избежание провокаций сестры и настоятельница старались не покидать пределов обители.

11. Повсюду клумбы с цветами, всё очень уютно и ухоженно.


В апреле 1918 г., в Светлый Вторник, в обитель за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. На сборы ей выделили полчаса. Настоятельница простилась с сестрами. Ошеломленные, они рванулись за отъезжающим грузовиком. Женщины, девицы, старухи с криком и рыданиями бежали по Ордынке. Их было тогда 105 послушниц - ученицы, испытуемые, крестовые сестры. Они любили друг друга и обожали Великую Матушку. Воспитанные в духе ее самоотверженного служения людям, они оставались верными христианскому долгу и после закрытия обители.

18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) вместе с другими мучениками царского дома были сброшены в шахту под городом Алапаевском.

12.


Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г. Все это время продолжались аресты, расстрелы и гонения. Часть сестер была выслана в Туркестан, другие небольшой общиной съехали в Тверскую область, где создали маленькое огородное хозяйство, чтобы выжить.

13. Детская площадка на территории.


В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме - в нем открыли городской кинотеатр, далее - дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина. После Отечественной войны в соборе разместились Государственные художественные реставрационные мастерские. В больничном храме св. Марфы и Марии находился кабинет лечебной физкультуры. Остальные помещения и корпуса обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

14.


Возрождение обители началось в 1992 г., когда территория была передана Московской патриархии. В 2000 г. комплекс получил статус Патриаршего подворья, а в 2006 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Попечительский совет, силами которого была разработана и осуществлена программа восстановления Марфо-Мариинской обители милосердия к ее 100-летнему юбилею. В феврале 2006 года Указом Алексия II на должность начальницы обители была назначена Наталья Анатольевна Молибога.

15.


Сегодня Марфо-Мариинская обитель живет по Уставу, утвержденному Матушкой Елизаветой Феодоровной. Сестры проходят обучение в медицинском колледже Свято-Димитриевского училища, трудятся в лечебных учреждениях, несут другие послушания. Как и при Великой княгине, в обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, гимназия и культурно-просветительный центр.

16. Ещё несколько фотографий. Часовенка.


17.


18. В обители очень уютно. Ощущение, что находишься не в центре Москвы, а где-нибудь на даче.


19. А поодаль уже наступают новомодные дома "Золотой мили".


20. Тихая жизнь.


21.


22. Избушка для приёма пожертвований.


23.


24. Памятник Великой княгине Елизавете Феодоровне работы В.Клыкова.


25. Орнамент на стене собора.


26.


При написании поста использованы материалы сайта vidania.ru


  
  

  
  


Previous post Next post
Up