Благодаря проекту "
Выход в город" в День культурного наследия 18 апреля мне удалось посетить особняк Федора Осиповича Шехтеля, находящийся в Ермолаевском переулке. Этот дом в псевдоготическом стиле был выстроен архитектором в 1896 году для своей семьи. Он прожил в нем около 14-и лет.
Ограда участка, также являющаяся памятником, в нижней части облицована керамической плиткой. Её верхний рисунок представляет собой сложный динамичный растительный орнамент.
Прежде чем углубиться внутрь дома, мы прошли во внутренний двор, откуда также видна сложная композиция строения.
В глубине участка в 1904 году Шехтелем был достроен дополнительный объем дома, а также небольшая хозяйственная пристройка. Её украшением является панно с изображением рычащего льва и симметричное ему круглое окошко на первом этаже. Возможно, лев символизирует имя сына архитектора, Льва, родившегося в 1892 году, а может быть - знак зодиака самого Шехтеля.
Вход в особняк украшен мозаичным панно, изготовленным в мастерской В.А. Фролова по эскизу Ф.Шехтеля, с изображением любимого цветка модерна - ириса - в трех жизненных фазах: бутон, расцвет и увядание, а также символов "96", что обозначает год постройки дома, и "S" - "Shektel" - начальную букву фамилии архитектора.
И наконец-то мы попадаем внутрь особняка. В шестиугольной башне расположен парадный вход с великолепной массивной дверью. Невозможно представить готический замок без витражных окон, и этот дом не исключение: сразу же у входа находится небольшое окошко, в верхней части которого в медальонах изображены мужчина и женщина в средневековом стиле. Пол прихожей выложен метлахской плиткой.
Через стрельчатую арку попадаем в вестибюль и видим еще больше готических элементов: и деревянные панели, и рама зеркала, напоминающая проход в средневековую крепость, и витражи на окнах. Кстати, рисунок витражей повторяется позже в орнаменте, использованом в
собственном доме архитектора на Большой Садовой.
Сейчас дом является резиденцией посла Республики Уругвай в России Кабрала Анибаля Сегалерба, и очень приятно было, что на встречу гостям вышла хозяйка дома, его супруга Марта.
Самая большая комната в доме - гостиная. Её мебель и отделка в основном привезены из Уругвая, они, к счастью, лишены китчевости и показного богатства и хорошо вписываются в атмосферу дома.
От Ф.О. Шехтеля здесь сохранилась кованая решетка с изображением масок гномов, мотив которой воссоздавал рисунок решетки церкви Спаса в Кремлёвском дворце. Решетка отделяет гостиную от лестницы, ведущей на второй этаж.
Великолепная лестница из резного дерева - композиционный центр дома.
На втором этаже дома находились спальные комнаты семьи, то же назначение у них и сейчас, и вход туда, конечно же, запрещен.
Центральная ось из резного дерева, вокруг которой заворачиваются лестничные пролеты, завершается волшебным фонарем.
Через вестибюль также можно попасть в бывший кабинет Шехтеля. Вот так он выглядел во времена, когда в доме еще жил архитектор.
К счастью, многое сохранилось и до наших дней.
Кабинет украшает чудесный камин, выполненный из белого Родосского мрамора, действующий и по сей день.
По небольшой деревянной лестнице слева от камина можно попасть на галерею, где находилась библиотека архитектора.
Справа от камина - дверцы встроенного шкафа с изящными витражами на растительную тематику в духе модерна.
В продолжение готической тематики невозможно не обратить внимание на огромное окно, в верхней части которого вставлены витражи с рыцарями и прекрасными дамами.
Ф.О. Шехтель в своих постройках уделял большое внимание и деталям интерьеров. Здесь сохранилась причудливая люстра, выполненная по его эскизам, плафоны которой удерживаются сказочными животными: не то дракончиками, не то горгульями.
Из кабинета можно перейти в бывшую мастерскую архитектора, где теперь столовая.
С геометрической точки зрения комната является неправильным многоугольником.
Мебели здесь немного, и она также привезена из Уругвая.
На потолке сохранилась лепная розетка.
И из столовой можно вновь попасть в гостиную комнату, с которой я и начинала. На этом и закончилось путешествие по усадьбе, перенесшее в мир средневековья и оставившее очень приятные впечатления.
Использованная литература:
1. Архитектурное наследие России. Федор Шехтель - Е. Кириченко