Работники музеев сравнивают свои учреждения с айсбергами. Дескать, то, что видят посетители, не более чем пять процентов от того, что в музее есть. Гораздо большая часть скрыта от глаз широкой публики. Мне недавно довелось побывать на «экскурсии» по «закулисью» музея Зеленограда и посмотреть изнутри, как организована его работа.
ДОМОВОЙ С КЛЮЧИКОМ И БАБУШКИНА КУКЛА
- Место у нашего музея, конечно, непривлекательное, - с сожалением констатирует его директор Татьяна Владимировна Визбул. - Через дорогу тюрьма, по соседству заброшенный дом.
От себя добавлю, что не самую приятную картину дополняют раскопки, которыми сопровождается расширение проходящей под окнами музея проезжей части.
В помещение на первом этаже кирпичной пятиэтажки на улице Гоголя зеленоградский музей переехал в 1977 году. Тогда переезд, конечно, воспринимался с энтузиазмом, ведь до этого музей восемь лет теснился в трехкомнатной квартире в 432-м корпусе. Но теперь ему стало тесно и это помещение. Лучше всего нехватку площадей иллюстрируют картины, развешанные буквально везде: в коридорах, кабинетах, даже на кухне. Галерею работ зеленоградских художников музей начал формировать в 1991 году. Сейчас она насчитывает около двухсот картин, но даже хранить их - не то что экспонировать - музею практически негде.
Трудностями, с которыми из-за нехватки площадей сталкивается возглавляемое ей учреждение, Татьяна Визбул делится в своем кабинете, откуда начинается наша экскурсия по музейному «закулисью». Недавняя
реорганизация музея путем присоединения к нему выставочного зала «Зеленоград» никак эту ситуацию не изменило.
- У выставочного зала остались свои уставные задачи, у нас свои - никто их не менял, - комментирует Татьяна Владимировна. - Прийти туда и сказать, что решили устроить там фондохранилище, мы не можем. Так что все это чисто организационный момент.
Татьяна Визбул возглавляет зеленоградский музей с 1977 года. Первым его директором в течение восьми лет была Анна Александровна Оманская. В советское время музей существовал за счет городских предприятий, там же числились все его сотрудники. Татьяна Визбул, например, руководила музеем, формально занимая должность инженера в НИИМЭ. Статус государственного учреждения зеленоградский музей получил только в 1992 году.
Среди многочисленных артефактов, которыми завешаны стены и заставлены стеллажи кабинета Татьяны Визбул, есть и два почти живых существа. Бородатого домового подарил один из друзей музея - на груди у него висит символический ключик от нового здания музея, о котором мечтают все его сотрудники. У второй куклы более длинная история. Ее в конце 1970-х годов сделала бабушка Татьяны Визбул Анна Алексеевна Юдина. Сделала не только по всем правилам русского народного костюма, но и из материалов начала ХХ века - люди тогда были запасливыми, берегли любой кусочек ткани. Кстати, на память о бабушке Татьяны Владимировны осталась и ее понёва - шерстяная юбка, которая сейчас экспонируется в зале «История родного края» зеленоградского музея.
РАРИТЕТЫ НА АНТРЕСОЛЯХ
Из кабинета директора отправляемся в отдел фондов.
- Фонды - святая святых любого музея: чем больше фонды, тем разнообразнее его работа, - говорит главный хранитель музея Зеленограда Карина Гургеновна Балугян. - Музей - он вообще как айсберг. Предметы, которые вы видите в экспозиции, составляют в лучшем случае пять процентов от всего, что хранится в музее. Большая же часть скрыта от глаз посетителей.
Помещение отдела фондов, по идее, должно выглядеть как обычный кабинет. Но в музее Зеленограда оно напоминает, скорее, лавку старьевщика, совмещенную с офисными рабочими местами. Металлические шкафы для хранения исторических предметов соседствуют со старинной мебелью, серванты заставлены посудой и другой бытовой утварью, на стенах - вездесущие картины и часы с гирями, антресоли забиты обернутыми в пакеты бюстами.
- У нас там и Рокоссовский, и Жуков есть, - показывает Карина Балугян в сторону бюстов. - Появление Жукова я на всю жизнь запомнила. Зима, темно, вхожу в помещение, включаю свет, а он на столе стоит и в упор на меня смотрит. Как я испугалась! Вот и решили его в пакет завернуть и наверх поставить.
Некоторым экспонатам найдено практическое применение. Например, металлический половник 20-х годов прошлого века, висящий на оконной решетке, служит как емкость для хранения «затычки» замка, запирающего эту решетку на ночь. Кто и когда это придумал, уже никто и не помнит, но пользоваться очень удобно.
Конечно, в теории хранение предметов должно быть организовано совсем по-другому, но в музее Зеленограда для этого просто нет возможностей.
- Все запасники у нас смешанные, хотя вообще-то на каждый фонд должен быть свой запасник, - рассказывает научный сотрудник музея Мария Стёпина. - Металл, дерево, ткани, бумага - все это должно храниться отдельно. Каждый материал должен проходить определенную обработку - чтобы ткани, например, не съела моль. Для каждого вида предметов существует специализированное оборудование.
Вот так выглядят стеллажи для графики.
А это шкафы для хранения бумажной документации.
Но, например, приспособления для хранения картин в зеленоградском музее ставить просто некуда.
В состав фондохранилища входят и три необитаемых помещения размером с кладовку. Снаружи металлическая дверь, электронный замок, печать и датчик противопожарной сигнализации. Внутри - куча предметов и ведро с водой в центре комнаты.
- Помимо всего прочего очень сложно поддерживать тут необходимый режим температуры и влажности, - объясняет Мария Стёпина. - Сами понимаете - старая пятиэтажка. Еще недавно мы тут мерзли, теперь нам жарко. Сейчас в фондохранилище слишком тепло и сухо, поэтому и поставили ведро с водой.
Вообще-то для каждого типа предметов музейного хранения существуют климатические нормативы и специализированное оборудование для их соблюдения. Но в зеленоградском музее некуда повесить даже кондиционер - не то что более массивную технику. Приходится прибегать к самым примитивным методам регулировки климатических показателей.
Но больше всего музейщиков волнует фактическая невозможность пополнять фонды из-за недостатка площадей хранения.
- При поступлениях мы теперь смотрим в первую очередь на размеры, - говорит директор музея Татьяна Визбул. - Для экспозиции об истории Зеленограда нам бы пригодились старые телевизоры, стиральные машинки, газовые плиты - предметы тех времен, когда строился город. Но мы вынуждены брать не то, что интересно, а то, что подходит по габаритам.
ИЗ ЗАПАСНИКОВ В ВИТРИНУ
Но если состояние фондохранилищ зеленоградского музея по объективным причинам далеко от образцово-показательного, то с учетом единиц хранения - а их уже более 42 тысяч - все в полном порядке. На каждый артефакт имеется карточка научного описания, все они введены в электронную базу данных.
На всякий случай вся информация продублирована на бумажных носителях. Распечатанные учетные карточки сброшюрованы в толстые инвентарные книги.
Работа главного хранителя и его помощников заключается, конечно, не только в складировании и учете музейных ценностей. Предметы, включенные в экспозицию, тоже находятся под их неусыпным контролем. Например, бумажные носители имеют свойство выцветать. Как только намечается такая тенденция, хранители бьют тревогу и оригинальную фотографию или документ в музейном стенде заменяют копией. Они же отправляют предметы хранения на реставрацию. Своего реставрационного отдела в зеленоградском музее, конечно, нет, потому что для этого пришлось бы держать целый штат мастеров разного профиля - реставрация доверяют специализированным организациям.
Учитывают хранители и интересы других сотрудников музея.
- Вот, например, надо во время экскурсии рассказать о дворянстве, - говорит Татьяна Визбул. - А значит, в экспозиции должны быть какие-то предметы, демонстрацией которых можно было бы проиллюстрировать этот рассказ. Экскурсовод обращается к художнику и главному хранителю. Они идут в фонды и смотрят, какой предмет для этого подходит. Художнику, допустим, нравится веер. Он говорит: «Давайте его выставим». А главный хранитель возражает: «Нет, этот веер не дам, он хрупкий, его нельзя экспонировать. Возьмите лучше вот этот». В итоге они приходят к компромиссу, и какой-то предмет перемещается из запасников в экспозицию.
Изменения в составе постоянных экспозиций музея происходят, конечно, нечасто. Но каждые три недели здесь открывается новая выставка. Во время нашего визита как раз шел монтаж выставки, посвященной 45-летию музея.
Выставка - также плод усилий совместной работы художника и хранителей. Художник говорит, какие предметы нужны для воплощения его видения, в отделе фондов говорят, какие предметы могут дать. Концепцию представления артефактов приходится корректировать и с учетом ограничений по условиям экспонирования, ведь не все предметы можно расположить так, как было бы лучше с точки зрения дизайна.
МУЗЕЙНАЯ УЛИЦА
С художником Вячеславом Александровичем Голофеевым зеленоградский музей сотрудничает с 1995 года. Он автор всех экспозиций, размещенных сейчас в учреждении. Постоянного рабочего места в музее у Вячеслава Голофеева нет - глобальные проекты он предпочитает выполнять в своей загородной мастерской, а для мелкой работы подойдет любой свободный уголок.
От недостатка пространства в музее он страдает не меньше других сотрудников. Нехватка места не позволяет в полной степени реализовать все творческие замыслы - постоянно приходится решать головоломку о том, как показать побольше предметов и в то же время представить их увлекательно, не сбившись на сумбур. Поэтому Вячеслав Александрович с энтузиазмом относится к «выходам» музея в город, которые стали
практиковаться в последнее время - хоть и временно, но это позволяет расширить пространство для работы.
К необходимости расширения площадей в конечном счете сводятся абсолютно все разговоры с сотрудниками музея. Разросшийся музейный айсберг явно с большим трудом помещается на первом этаже пятиэтажки на улице Гоголя. Возможность выделения участка для нового здания музея
обсуждалась еще в середине 2000-х годов - тогда речь шла о «полянке» рядом с Дворцом культуры на Центральной площади Зеленограда.
- Мы прорабатывали с архитекторами совместное видение будущего музея, - вспоминает Татьяна Визбул. - Это должно было быть отдельное трехэтажное здание с примыкающим паркингом, со стеклянным куполом, зимним садом, эскалаторами... Экспозиция согласно разработанной концепции должна была разместиться по кругу: от древнейших времен до наших дней. Историю войн планировали вынести в отдельное помещение, на одном из этажей разместить нашу картинную галерею. Ну и, конечно, там хватило бы места для организации полноценного фондохранилища.
В музее уверены, что смогли бы освоить не только новое здание, но и прилегающие территории: у главного входа на Новый год можно было бы ставить елку, а аллею, ведущую к Большому городскому пруду - фактически превратить в музей под открытым небом.
- Между прочим, это аллея - сохранившаяся улица деревни Савелки, стоявшей тут с XVI до середины ХХ века, - продолжает Татьяна Визбул. - Проведя раскопки, там и сейчас наверняка можно найти фундаменты деревенских домов. Уверена, накрытые стеклом, они могли бы стать интересным историческим памятником. Кроме того, мы хотели установить вдоль этой дорожки макеты верстовых столбов, карет, телег - в общем, превратить ее в такую музейную улицу.
Все эти планы и по сей день остаются мечтами, зафиксированными только на листах бумаги, которые подшиты в толстую папку с многочисленными концепциями развития музея. О переезде здесь говорят постоянно, но как будто с нотками обреченности - как о давно существующей, но так и не сбывшейся мечте. Впрочем, ключик от нового здания, что хранит музейный домовой, на всякий случай не выбрасывают - вдруг все-таки пригодится.
P.S. Музей Зеленограда располагается в доме 11В на улице Гоголя, с графиком работы можно ознакомиться на
сайте учреждения. Музей предлагает вниманию посетителей постоянные экспозиции «История родного края», «Там, где погиб Неизвестный солдат», «Военно-историческая миниатюра» и «Страницы истории города Зеленограда» с возможностью экскурсионного обслуживания.
Подготовлено для
Инфопортала Зеленограда. Фотографии Василия Повольнова (публикуются с разрешения автора).
Читайте также:
Город-спутник у станции Крюково. Экспозиция об истории города в музее Зеленограда (март 2013 года) Тысяча и один неоловянный солдатик. История российского военного мундира в экспозиции «Военно-историческая миниатюра» музея Зеленограда (май 2011 года) Музей «Ангстрема»: последний визит. О закрывшемся для посетителей музее одного из крупнейших зеленоградских предприятий микроэлектроники (март 2012 года)