Московское метро - проект 1902 года

Feb 18, 2014 17:46

В 1902 году инженеры путей сообщения А.И.Антонович, Н.И.Голиневич и Н.П.Дмитриев предложили проект создания в Москве городской железной дороги. Он был опубликован в любопытной брошюре "Московская городская железная дорога (Метрополитэн)", автором которой был А.И.Антонович.

По этому проекту в Москве предполагалось построить кольцевую линию, проходящую примерно вдоль Камер-Коллежского Вала, и 4 радиальных линии. Линии планировалось размещать как в подземных тоннелях, так и на эстакадах. Из любопытных деталей отмечу, что по этому проекту наряду с пассажирским сообщением метро предполагалось использовать и для перевозок грузов в товарных вагонах. В центре города в районе Театральной площади планировалось построить Центральную станцию метро. Метро должно было связать все вокзалы Москвы, за исключением Курского.

Вот как выглядит схема линий метрополитена по этому проекту:




Проект Городской Железной Дороги 1902 года
  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой схемы с другими картами Москвы.
  • Кликните здесь для просмотра описания схемы метро.




Приведу выдержку из описания проекта:

...Наш проектъ Московской городской желѣзной дороги состоить из круговой рельсовой линіи по Камѳръ-Коллежскому валу и системы радіальныхь рельсовыхъ линій, сходящихся въ центрѣ и пересѣкающихъ промышленные и важные раіоны столицы.

Для первоначального проекта Московской городской желѣзной дороги мы избрали 4 радіуса, а именно:

I-й радіусъ, отъ Александровского сада мимо Театральной площади, по Петровкѣ, Страстному бульвару, Тверской улицѣ, до Петровского парка, гдѣ этотъ радіусъ соединится съ кольцевой линіей Камеръ-Коллежскаго вала.

II-й радіусъ, отъ Александровского сада, мимо Музея, по Красной площади, Ильинкѣ и ІІокровкѣ до Земляного вала, a затѣмъ по Садовой и Каланчевской улицѣ, на Каланчевскую площадь и далѣе по Сокольничьему проѣзду, до Рязанской соединительной вѣтви, вдоль этой вѣтви, по Лаврентъевской и Генеральной улице, до Преображенской заставы, гдѣ этотъ радіусъ соединится съ кольцевой линіей Камеръ-Коллежскаго вала.

III-й радіусъ, вдоль Александровскаго сада, черезъ Москву-рѣку, мимо Болотной площади, по Обводному каналу и Садовой улицѣ, до Серпуховской площади, а оттуда но Большой или Малой Серпуховкѣ, до старой Серпуховской заставы, гдѣ онъ соединится съ кольцевой линіей Камеръ-Коллежскаго вала.

IV-й радіусъ, отъ Александровскаго сада, по Воздвиженке на Арбатскую площадь, далѣе по Арбату. Плюшихѣ и большой Царицынской улицѣ до Ново-Дѣвичьяго монастыря, гдѣ этотъ радіусъ соединится съ кольцевой линіей Камеръ-Коллежского вала.

Каждые два противоположные радіуса, соединяясь между собою въ центрѣ, образуюсь діаметры.

Первые три радіуса предполагается соединить съ окружной желѣзной дорогою, нынѣ сооружаемою правительствомъ.

Какъ круговую линію по Камеръ-Коллежскому валу, такъ и діаметры предполагается устроить въ два пути, на внѣулич-
номъ горизонтѣ и соединить пути діаметровъ сч> путями круговой линіи въ обѣ стороны, так, чтобы проѣзды съ круговой линіи на діаметры и обратно могли бы производиться всегда безпрепятственно. Радіальныя внѣ уличныя линіи предполагается устроить въ предѣлахъ внутреннихъ частей столицы. преимущественно въ тонеляхъ и только тамъ на эстокадахъ, гд. по ширинѣ проспектовъ и другимъ условіямъ, не может происходить ни стѣсненія экипаж наго проѣзда, ни затемненія домовъ.

Проектированная система соединяетъ всѣ важнѣйшіе пункты столицы между собою, съ центромъ города, съ желѣзнодорожными вокзалами и съ загородными мѣстами прогулокъ и развлеченій.

Вот как выглядят по этому проекту Центральная станция, эстакады, пассажирские и товарные станции:



1902 Проект Московской Городской Железной дороги. Центральная станция
Кликните здесь для просмотра описания изображения.



1902 Проект Московской Городской Железной дороги. Эстакада
Кликните здесь для просмотра описания изображения.



1902 Московская городская железная дорога. Проект пассажирской станции
Кликните здесь для просмотра описания изображения.



1902 Проект Московской Городской Железной дороги. Товарная станция
Кликните здесь для просмотра описания изображения.

На мой взгляд, нам очень повезло, что проект не был реализован: построенное метро оказалось намного более удачным в долговременной перспективе.

Метро, история, карты, старая Москва

Previous post Next post
Up