Продолжил я прогулки по ночной Москве. И вот вам несколько мистических баек про неё.
Говорят, что в Останкино иногда, перед какими-то нехорошими событиями появляется призрак колдуньи - бабки Агафьи. А началось всё с того, что Иван Грозный подарил эту землю Алексею Сатину. Тот начал её распахивать, и пришла к нему Агафья и сказала, чтобы не смел этого делать ибо нефиг. Но не послушал её Сатин, послал её далеко. Да и напал на него внезапно опричник Орн, он же Орнан. Ну как внезапно, говорят, что этот "орёл" Орн искал перстень династии Каролингов. Сатина он повесил, но перстень так и не нашёл. Вроде бы, получив имение Сатина, Орн тоже встретил Агафью, и та его предупредила по-хорошему, чтобы не тревожил землю. Но он наплевал на пророчество и утонул в болоте на радость лягушкам.
01.
Когда владельцем земли стал граф Шереметьев, он влюбился в свою крепостную актрису Прасковью Ковалёву (Жемчугову). Жемчугова должна была играть роли Офелии и Клеопатры. Пришла к ней Агафья и предупредила, что не надо играть этих двух покойниц иначе будет третья. Не послушала её Прасковья и всоре умерла в возрасте 34 лет.
Агафья предрекла гибель Павлу I. А Александру II она предрекла, что он умрёт в "красных сапогах". Ему оторвало ноги в результате взрыва в Петербурге. А перед пожаром на Останкинской башне её видели в коридорах телецентра. "Дымом пахнет", - говорила она.
02. Храм Троицы Живоначальной в Останкино
Меншикова башня на Чистых прудах была построена другом Петра I Александром Меншиковым. Алексашка хотел понтануться и сделать башню круче колокольни Ивана Великого в Кремле. Сделал-таки высотой 81 метр плюс флюгер с ангелом. На башне было 50 колоколов. Ну и в 1723 году в башню ударила молния расплавив флюгер и вызвав пожар. Перекрытия рухнули, а внизу были люди и все 50 колоколов накрыли их. В общем все умерли.Потом здание использовалось как масонская ложа, где производились всякие нехорошие масонские действа. Но в 1863 году оно было восстановлено как храм и все масонские записи были стёрты к едрене фене по указанию митрополита Филарета. Тут можно встретить призрак деда, укоторого в пожаре сгорели деньги, который ходит встрёпанный с протянутой рукой и просит денег.
03.
На Хитровке вообще были сплошные трущобы и притоны. Приличным людям там делать было делать нечего потому что там могли запросто раздеть и убить. Трупы сваливались в подземный коллектор. Городовому Рудникову на это было плевать, но если надо он пропавшие вещи находил в два счёта. Его местная гопота уважала, потому как он был богатырского телосложения и давал в рыло направо и налево.
Дом - Утюг,владельцем которого был Павел Свиньин, прототип Хлестакова из гоголевского "Ревизора". Он приезжал в Бессарабию, представлялся ревизором и спокойно брал взятки. Был пойман властями когда обнаглел совсем и стал брать взятки у заключённых. Свиньин был знаком с Пушкиным и Александр Сергеич посоветовал сюжет "Ревизора" Гоголю. Соотечественник Павла Свиньина в 1823 году охарактеризовал его в сборнике "Сатира на северных поэтов" следующим образом: "У П.П. Свиньина было не мало талантов. Но самое непреложное свойство его натуры - лганье. Это лжец, каких на свете мало. Причем, лгал он, веря в то, что говорил, потому лгал уверенно и самозабвенно".
05. Дом - Утюг
Но падение Дома - Утюга началось после того, как здание отошло к купцу Ивану Петровичу Кулакову и он преобразовал его в доходный дом. Кулаков был королём хитровских ночлежек. Вот тогда и пошла криминальная слава Дома - Утюга. А дочерью Кулакова была Лидия Кулакова, в замужестве Кашина, влюбившись в которую Сергей Есенин посвятил поэму "Анна Снегина". Вот такие хитросплетения судьбы.
06.
Однако же вернёмся на Хитровку и дадим слово репортёру старой Москвы Дяде Гиляю - В.А.Гиляровскому, который описывает жизнь и конец Дома-Утюга,он же "Кулаковка":
"Большая площадь в центре столицы (Хитровская), близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка - жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков
07.
Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев (...)
Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова) (...)
А в "Кулаковку" полиция и не совалась. "Кулаковкой" назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. (...)
08.
В "Кулаковку" даже днем опасно ходить - коридоры темные, как ночью. Помню, как-то я иду подземным коридором „Сухого оврага“, чиркаю спичку и вижу - ужас! - из каменной стены, из гладкой каменной стены вылезает голова живого человека. Я остановился, а голова орет:
- Гаси, дьявол, спичку-то! Ишь шляются!
09.
Разрушение "Свиного дома", или "Утюга", а вместе с ним и всех флигелей "Кулаковки" началось с первых дней революции. В 1917 году ночлежники «Утюга» все, как один, наотрез отказались платить съемщикам квартир за ночлег, и съемщики, видя, что жаловаться некому, бросили все и разбежались по своим деревням. Тогда ночлежники первым делом разломали каморки съемщиков, подняли доски пола, где разыскали целые склады бутылок с водкой. В домах без крыш, окон и дверей продолжал ютиться самый оголтелый люд. Это было голодное время гражданской войны. По Солянке было рискованно ходить с узелками и сумками даже днем, особенно женщинам: налетали хулиганы, выхватывали из рук узелки и мчались в Свиньинский переулок, где на глазах преследователей исчезали в безмолвных грудах кирпичей . Иногда проходившие видели дымок, вьющийся из мусора.
- Утюги кашу варят!
Но пришло время - и Моссовет в несколько часов ликвидировал Хитров рынок. Совершенно неожиданно весь рынок был окружен милицией, стоявшей во всех переулках и у ворот каждого дома. С рынка выпускали всех - на рынок не пускали никого. Обитатели были заранее предупреждены о предстоящем выселении, но никто из них и не думал оставлять свои "хазы".
Милиция, окружив дома, предложила немедленно выселяться, предупредив, что выход свободный, никто задержан не будет, и дала несколько часов сроку, после которого "будут приняты меры".
Говорят, что шляются по Хитровке всякие призраки. Особенно около трактира "Каторга" двух нематериальных сущностей по ночам можно встретить. Но в общем-то таких сущностей около каждого кабака можно увидеть вполне нематериально.
На Славянской площади находится Церковь Всех Святых на Кулишках. Деревянный храм был заложен в 1380 году на месте языческого капища Дмитрием Донским в честь победы на Куликовом поле. Там же были захоронены герои Куликовской битвы. В XVI веке был построен каменный храм. А в 1666 году в храме были зафиксированы явления нечистой силы. Слышался громкий стук, было свечение, мелькали тени, иконы выпадали из иконостасов. А на колокольне вроде бы сидел какой-то чертяка с горщими глазами и громко хохотал. Священнослужители что-то там пошаманили и всё закончилось. Но колокольня отклонилась немного. В 1930 году храм закрыли и отдали НКВД. В 1994 году его вернули церкви и в ходе реставрационных работ были найдены останки расстрелянных людей. В ходе поднятия храма на 4 метра уничтожаются древние захоронения.
10. Церковь Всех Святых на Кулишках
На Ивановской горке стоит Иоанно-Предтеченский монастырь. Здесь 22 года сидела знаменитая Дарья Николаевна Салтыкова - Салтычиха, забивавшая людей до смерти и приговорённая Екатериной II к смертной казни заменённой заключением в монастырь. Говорят иногда можно встретить её призрак ругающийся, осыпающий всех проклятиями и это к беде.
Так же здесь 25 лет сидела таинственная княжна Тараканова - якобы дочь Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Разумовским, она же Досифея. И если Салтычиха сидела как в тюрьме, то Тараканову навещали высокопоставленные особы. Похороны ее были пышные - с участием высшего московского духовенства, главнокомандующего Москвы, знати.
11. Иоанно-Предтеченский монастырь
12.
13. В Напрудной башне Новодевичьего монастыря была заключена царевна Софья, куда её заточил Пётр I. Говорят, что если дотронуться до стены башни и загадать желание, то оно сбудется. Но только для женщин.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Вид с пруда у монастыря на Москва - Сити
20.
21. Патриаршие пруды, где гуляет кот Бегемот с компанией.