11 апреля одновременно в шести районах Москвы прошли собрания участников публичных слушаний по проекту планировки Ленинского проспекта. Они проходили в районах Гагаринский, Ломоносовский, Обручевский, Проспект Вернадского, Тёплый Стан и Тропарёво-Никулино. Далее небольшой рассказ о том, как я сходил на эти публичные слушания в Тёплом Стане.
Прежде чем начать рассказ, уточню некоторые юридические детали про публичные слушания. День, когда участники публичных слушаний собираются вместе и обсуждают предлагаемый проект, задают свои вопросы, вносят предложения и т.д. называется «собрание участников публичных слушаний». Именно оно и проходило 11 апреля.
Сами публичные слушания могут длиться не один день. До собрания работала экспозиция, которую мог посетить участник публичных слушаний и оставить свои замечания по проекту. Также, после собрания участник публичных слушаний может дополнительно высказать своё мнение по проекту. Касательно Ленинского проспекта, экспозиция работала с 22 марта по 11 апреля.
Это я всё написал к тому, что публичные слушания не ограничиваются единственным днём, когда жители собираются вместе и высказываются по поводу проекта. Мой рассказ скорее про собрание участников в одном районе, а не про весь процесс слушаний. Тем не менее, это достаточно важная и интересная часть всего процесса.
До этого я ни разу не ходил на публичные слушания, хотя не раз читал про них. Вот немного сожалею, что не сходил на публичные слушания по реконструкции Профсоюзной улицы, которые проходили ранее. Поскольку сама по себе тема реконструкции Ленинского проспекта получилась громкой, то и слушания ожидались соответствующие. Ну и решил, что надо наконец-то сходить на слушания и посмотреть на всё это вживую.
Поскольку я не являюсь жителем ни одного из тех шести районов, то мне в общем-то было не так важно, куда именно идти. Была информация, что в районах Тёплый Стан и Проспект Вернадского активистов и вообще жителей, не поддерживающих данную реконструкцию придёт меньше, поэтому я решил выбирать между этими двумя районами и пошёл на собрание в Тёплом стане, к тому же туда и ехать было удобнее и ближе.
Собрание проходило в Московской академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, в которой я тоже ни разу не был. Так что заодно и побывал там. Я приехал после 18 часов, хотя регистрировать участников начинали ещё с 17 часов. Внутри здания, у входа, полицейский проверял входящих. В холле стояли столы, за которыми регистрировали жителей и работающих в районе.
Мне предложили зарегистрироваться участником, но я отказался, сказав, что не живу и не работаю в этом районе, на что те, кто регистрировали участников, несколько удивились, мол, как это так, просто так пришёл и к району не относится. На их удивление я ответил тем, что в районе живут родственники, а я только пришёл посмотреть на слушания.
Вообще, я против того, чтобы вот так вот явно разделять на жителей района и тех, кто в нём не проживает. Конечно, жители имеют определённое преимущество, но это же не значит, что своего мнения нет у жителей другого района. К тому же, как показывает опыт, заинтересованные лица из остальных районов могут без проблем прийти и зарегистрироваться на собрании в качестве местного жителя, а далее уже высказывать своё полноценное мнение как участника публичных слушаний.
Кроме столов регистрации, в холле стояли урны, куда каждый участник мог опустить бюллетень со своими предложениями о реконструкции. Бюллетени выдавали всем зарегистрированным участникам. Напоминает выборы, да. И фальсификации тоже были, как и на выборах, увы.
В том же холле был представлен проект планировки в большом масштабе и схема комплексной оценки существующего состояния окружающей среды. Конечно, глядя на карту с этими данными, понимаешь, что делать что-то надо, там же ведь показаны не самые приятные вещи. А что, очень правильно показать, что всё очень плохо, поэтому не остаётся ничего, кроме как реализовать этот проект. Другой вопрос, что он не решает задач по улучшению экологии и уменьшению уровня шума.
1. Схема комплексной оценки существующего состояния окружающей среды.
Ещё были стойки с агитматериалами от знаменитого информационного центра. Можно было взять справочную брошюру, из которой каждый, кто её посмотрит, должен был понять, что только эта реконструкция спасёт Ленинский проспект, и никакая другая. Но о содержании этой брошюры я напишу дальше.
Прогуливаясь по холлу, можно было увидеть разных людей. И просто пришедших, и пенсионеров, и тех, кто вряд ли бы пришёл по своей воли. Так, например, кто-то сидел и вслух размышлял, мол, что они от меня хотят и что надо написать на этой бумаге. Предложения им подавай ещё какие-то.
2. Перед началом собрания участников. Люди занимают места. На экране идёт всем знакомое моделирование транспортных потоков Ленинского проспекта после предполагаемой реконструкции.
Потом я пошёл в зал и занял место. Первые ряды были уже заняты, средние и задние были свободнее. Через некоторое время какой-то молодой человек спросил меня, от какой организации я пришёл. Я был несколько растерян от такого вопроса и честно сказал, что пришёл сам по себе посмотреть на всё это. На мой встречный вопрос он решил ответить примерно также, хотя судя по его разговорам ему вряд ли было интересно там находиться. Потом я нашёл себе место получше.
Ещё, что характерно, зал продолжал пополняться небольшими группами людей, которых весело встречали уже сидящие. Махали руками, ведь они свои и надо идти к ним. Приходившие сверялись по номеру ряда, будто бы кто-то бронировал им определённые ряды и места. Бюджетники, которых явно «попросили» прийти на эти слушания, выглядели достаточно характерно, их несложно было увидеть и при обзоре всего зала было видно, что их действительно пришло немало.
3. Видео с моделированием транспортных потоков Ленинского проспекта на экране.
После 19 часов началось собрание, которое вёл депутат Мосгордумы Степан Орлов. Надо сказать, что в целом собрание вёл он корректно, особенно если сравнивать с собраниями в других районах, открыто не врал. Регламент старался соблюдать. Даже если кто-то в зале начинал перебивать выступающих или задающих вопросы, он это сопровождал комментариями и подчёркивал, что каждый имеет право на своё мнение и каждому дадут слово. Меня это даже удивило, я ожидал, что наглости в этом плане будет больше.
Но эта адекватная реакция, конечно, никак не исправит тот факт, что пришло огромное количество бюджетников явно не по своему желанию и задававшие стандартные и неинтересные вопросы.
4. Депутат Мосгордумы Степан Орлов, который вёл собрание участников.
С самого начала нам показали фильм про реконструкцию Ленинского проспекта от ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». Это уже было не какое-то скромное видео с моделированием транспортных потоков, а серьёзная визуализация с прорисованными домиками и позитивной музыкой, которую сопровождал спокойный и оптимистичный голос. В общем, стоит посмотреть и увидеть, каким станет Ленинский проспект после предложенной реконструкции.
You can watch this video on www.livejournal.com
После просмотра фильма инженер ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» зачитал стандартный текст про реконструкцию проспекта, про увеличение пропускной способности, которое определяется пропускной способностью перекрёстков. А потом началась, наверное, наиболее интересная часть с вопросами и выступлениями участников публичных слушаний.
5. Инженер ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» сидит слева. Ещё выступала вторая девушка справа, отвечала по поводу экологии и рассказывала, как она улучшится после реконструкции. Остальных я толком не запомнил. Правее всех сидела стенографист.
6. Степан Орлов и компания.
Поскольку я с собой брал только фотоаппарат, то снимал на него не всё, но часть вопросов и выступлений я снял. Вот видео с основными моментами. На мой взгляд, наиболее важные вопросы и выступления там есть.
Click to view
Если кто-то хочет посмотреть видео всего собрания, то они есть в
этом посте.
Теперь напишу немного впечатлений от данного собрания. Были не только бюджетники, но и разные жители. Как автомобилисты, кто просто поддерживают проект по своему незнанию, думающие, что строительство развязок решит проблему, так и те, кто понимают, что данная реконструкция вредна.
Вопросы и выступления были разные. Бюджетники задавали неинтересные и по сто раз повторяющиеся вопросы про экологию и парковки. Твердили, что реконструкция поможет и проспект улучшит жизнь города. Активисты и неравнодушные жители задавали конструктивные вопросы, а в выступлениях подчёркивали, что против реконструкции, подкрепляя своё мнение конкретными аргументами. Иногда тех, кто выступал независимо, освистывали и перебивали, а иногда и хлопали. Так что были в зале и силы добра.
Зрелищно выступил депутат муниципального собрания Коньково Михаил Громов, который начал просить всех опомниться и заявлял о губительности реконструкции. Хотя почему-то говорил о строительстве подземных переходов. Выглядело это не особо адекватно, на видео есть его вопрос и выступление.
Приятнее всего было смотреть на адекватные вопросы и выступления действительно заинтересованных и разобравшихся в теме людей. Хоть таких было и заметно меньше, но именно благодаря таким людям собрание не скатилось вниз оканчательно.
Было весело смотреть на то, когда бюджетники по одной команде поднимали заготовленные плакаты в поддержку реконструкции. В этот момент можно было сделать хорошую фотографию, на которой видно, что все жители поддерживают реконструкцию.
Как и планировалось, несмотря на споры и крики, после 21 часа собрание закончилось. Участники начали постепенно расходиться, ну а бюджетники разошлись быстрее всех, но кто бы сомневался.
7. Все как один подняли плакаты о том, что не желают стоять в пробках и хотят пролетать по Ленинскому проспекту. Ещё справа на стене видны стикеры «За Ленинский без пробок», которые были там почему-то изначально. Они знакомы ещё с автопробега за реконструкцию проспекта.
8. Идёт собрание участников. На экране секундомер, показывающий, сколько осталось времени на вопрос.
Теперь немного о содержании брошюры, которую я взял в холле. В ней есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
9. Обложка брошюры.
Во-первых, есть приведённая планировка планируемой станции метро «Улица Новаторов», которая будет распологаться на пересечении одноимённой улицы и Ленинского проспекта. Но это так, для справки.
10. Планировка будущей станции метро «Улица Новаторов» и ответ на вопрос про трамвай на Ленинском проспекте.
Далее, самое интересное, про трамвай, о котором так много споров. Тут ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» решил простым образом показать, что трамвай нам не нужен. Поперечный разрез без трамвая не вызывает вопроса, если не учитывать перекрёстки, то проспект, в принципе, каким был, таким и остаётся. А вот с трамваем нам изобразили и подземные переходы к нему, и оставили то же количество полос для автомобилей (притом с той же шириной), заметно сократили площадь зелёных насаждений.
Конечно, увидев такое сравнение, будет видно, что лучше всё оставить как есть, чем уменьшать количество зелени и всё так перестраивать. Однако если бы у проектировщиков была бы реальная задача по созданию трамвайной линии на Ленинском проспекте, то они могли бы продумать и ещё 10 различных вариантов, в которых и ширина полос была бы другая, и подземные переходы не пришлось бы делать, и зелень можно было бы оставить. А поскольку сейчас у них задача отстоять свой проект, то мы будем видеть вот такое вот удобное для них сравнение.
Ответ на вопрос о трамвае вообще забавный. По мнению проектировщиков, он нецелесообразен. Это учитывая, что там
есть поток даже для скоростного внеуличного транспорта. По крайней мере был несколько лет назад, ещё до расширения Москвы. Наверное, испарился. Читать про шум ещё смешнее, уж кому как проектировщикам не знать, что современная трамвайная линия вообще может быть бесшумной? Спасибо им хотя бы за то, что они троллейбус там не хотят закрыть.
11. Продолжение ответа на вопрос про трамвай.
Далее, про расширение проезжей части. Про то, что она ни на метр не приблизится к жилым домам. Это правда, поскольку существующие дублёры расширять в сторону домов не планируют. Но основную проезжую часть в зонах развязок расширять будут, это отлично видно в поперечном профиле.
12. Утверждается, что расширять ничего не будут. Это всё иллюзии.
Ещё в брошюре есть интересная схема развития улично-дорожной сети на Юго-Западе Москвы. Радует, что решили оставить в покое Профсоюзную улицу. К ней же можно прибавить Проспект Вернадского и Севастопольский проспект, их мэр на днях назвал невылетными и плотно застроенными магистралями. В остальном, как мы видим, работы по реконструкции планируется много, но не факт, что везде она так нужна.
13. Схема развития улично-дорожной сети Юго-Запада Москвы.
Ещё в этой брошюре проектировщики признались в собственном бессилии, утверждая, что в Москве исторически были магистрали, совмещающие функции как жилых улиц, так и транзитных дорог, поэтому и дальше надо делать так, поскольку место для полноценных скоростных фривеев найти сложно. Вот такая вот дилемма.
На этом мой рассказ об этих публичных слушаниях я заканчиваю. К сожалению, с этим постом я немного опоздал, но уж лучше опубликовать сегодня, чем вообще никогда. Стоит сказать, что я с интересом сходил на эти публичные слушания и если кто-то ни разу на них не был, то рекомендую.
Теперь немного об актуальном, 30 мая в в 19:00 в сквере между улицами Марии Ульяновой и Крупской будет митинг против реконструкции Ленинского проспекта и подтасовок на публичных слушания.
И самое интересное, на мой взгляд, состоится 3 июня, когда Городские проекты представят общественности долгожданный доклад от экспертного совета по реконструкции Ленинского проспекта и Северо-Западной Хорды.
Читайте также:
•
Видео собрания участников публичных слушаний по планировке Ленинского проспекта в Тёплом стане•
Ссылки на множество других постов о публичных слушаниях по планировке Ленинского проспекта•
Канал Москва-24 о прошедших публичных слушаниях•
РБК о прошедших публичных слушаниях•
На Ленинском проспекте нет пассажиропотока для трамвая, но был для метро? Посты по теме:
•
Реконструкция Ленинского проспекта•
Информационный центр реконструкции Ленинского проспекта