Оригинал взят у
gistory в
Продолжаем наблюдение или Болотная образца 1941 годаВ комментариях к посту
Домашнее задание для Люфтваффе, упоминалась маскировка Москва-реки при помощи барж, которые изображали дома. Фотографий такой маскировки найти не удалось, однако оказывается маскировать пытались обводной канал. Это подтверждает серия снимков, под заголовком "Achtung! Камуфляжные работы на излучине Москва-реки южнее Кремля"
Как я уже говорил, немецкий у меня только с Google-словарем, в котором слова Tarnarbeiten нет вовсе. Но похоже, что это искаженное слово Tarnung - камуфляж. Надеюсь филологи меня дополнят
Посмотрим на изменения в маскировке во времени, обращая внимание на правый нижний угол. Впрочем на снимках заметна и маскировка самого Кремля. На первых двух, июльских мы не видим никаких изменений.
А вот на двух последующих снимках начала августа мы уже видим бурно строительство - маскировку канала и превращение его в часть города застроенного домами.
Части двух последних снимков даю крупнее добавив контраста
На фотографии 6 августа 1941 года хорошо видно "строительство" непосредственно на обводном канале. Характерный треугольник Болотной улицы застраивается какими-то сарайчиками. Через канал проложены "мосты".
Интересно, что через год, от этой маскировки не осталось и следа.
Аэрофотосъемка ноября 1942 года. А кроме того, Болотная окончательно лишилась всяких построек и на ней разбит сквер. И это напоминаю 1942 год! А вот на Москва-реке маячит то ли случайная баржа, то ли плавучая зенитная батарея у Кремля.
Это место на картах
Retromap.ru Через 4 дня мы видим продолжение стройки и появление у Болотной набережной каких то корабликов. Сверху вода между двух рядов "домов" стала похожей на скверик. Теперь же все пришло к тем же узнаваемым формам, разве что добавился Лужков мост.
Вот это место на
карте Яндекса. Синяя метка стоит на офисе компании Google ;)
Довеском еще одно "разоблачение" маскировочных работ - немцы раскусили попытку "перенести" из Филей в Крылатское авиационного завода № 22 имени С.П. Горбунова. В ноябре 1941 года, завод был эвакуирован в Казань, но летом практически одновременно с маскировкой Кремля развернулось строительство "фальшивого" завода чуть западнее от настоящего. Место это само по себе примечательное: тут были заводы "Руссо-Балт", потом в начале 20х здесь пытались наладить производство самолетов Юнкерс, потом здесь строили гиганты типа Максим Горький, в декабре 1941 года завод создали заново, присвоив ему №23, а с 1961 года на этой территории находится ГКНПЦ им Хруничева.
О Сергее Горбунове трагически погибшем в 1933 году теперь в Москве остался лишь построенный в 1938 году ДК его имени.
Теперь эти фрагменты крупнее.
Разведка обнаруживает появление ВПП и связывает ее с соседним заводом: "Данное место оценивается как строительство мнимого аэродрома, оно не соответствует истинному положению завода "Горбунов".
Нельзя не отметить, что восточная часть фальшивой ВПП упирается в Карамышевскую ГЭС.
Для сравнения дается июльская съемка завода и ВПП. Пр этом снимок для большей наглядности ориентирован точно также. На съемке 7 июля хорошо видна настоящая ВПП и цеха завода.
"Аэродром "Москва-Фили" SU 101542 с реальным авиазаводом "Горбунов"
Получается, что это был вполне официальный аэродром, зарегистрированный в международных справочниках
Но строительство не прекращается и "возводятся" заводские корпуса.
UPD Из комментария: вот как описан лже-аэродром в книге "Филёвские крылья": "В начале июля сотруднику Серийного конструкторского отдела Федору Гореликову приказали разработать проект ложного завода. 14 июля проект утвердили и тут же приступили к строительству за селом Крылатским у деревни Татарово. Там Москва-река "изгибается" точно так же, как вокруг заводского аэродрома. Плоские фанерные макеты самолетов укладывали прямо на земле, либо на коротких полуметровых столбиках. "Цеха" представляли собой только крыши и фонари, а вместо стен выкладывали из бревен контуры зданий. И в "цеха", и на "взлетную полосу" провели освещение..."
Вид на фальшивый завод "Горбунов" (В точности перевода я не уверен, но смысл скорее всего именно такой).
Вид на настоящий авиационный завод "Горбунов".
И опять к 1942 году маскировка деградировала - от фальшивого
"завода" остались лишь неясные линии. В настоящее время на этой территории находится Олимпийский гребной канал, велотрек и скандальный Парк-отель «Остров фантазий».
Из этого можно сделать вывод, что пик маскировочных работ в Москве пришелся на лето-осень 1941 года, а уже в 1942 году от нее решили отказаться. Возможно, что действительно, такая маскировка была эффективна только против штурмовой авиации, а не бомбардировочной. А от идеи дневных налетов, немцы отказались, перейдя к ночным, а значит главной становилась светомаскировка.