Осенью по просьбе и с большим личным содействием камрада
ushinka обошел я все тайные и сокрытые от посторонних глаз закоулки НПБ им. К.Д. Ушинского, она же - усадьба Демидовых. Фотографировал я только внутри, поэтому внешние виды решил взять с достопочтенного ресурса
Oldmos.ru.
01. Особняк, представляющий собой в настоящее время тип городской усадьбы с рядом различных исторически сложившихся сооружений, является памятником гражданского зодчества конца ХVIII и середины XIX столетий.
В комплекс сооружений усадьбы вошли такие строения, как главный трехэтажный каменный дом, два двухэтажных каменных флигеля, образующих вместе с домом парадный двор, ажурная ограда с воротами и остатки старой территории сада
В 1797 году усадьба имела каменный дом, два каменных флигеля и семь разнохарактерных деревянных служебных построек. Точных указаний о времени сооружения этих построек нет и определить их даты строительства пока не представляется возможным. По утверждению Н.Д. Виноградова "владение это с каменным домом известно с 1777 г., когда оно принадлежало сыну Прокофия Демидова Аммосу Прокофьевичу Демидову, oт которого перешло к его вдове Анне Никифоровне рожденной кн.Вяземской". Земельный участок под усадьбу они приобрели у майора Петра Камищева в начале второй половины XVIII в.
02. Демидовы - выходцы их тульских кузнецов, основатели уральских литейных заводов при Петре Первом -прославились многими делами на ниве просвещения, благотворительности и меценатства. Их достойными представителями основан Демидовский лицей в Ярославле, учреждена Демидовская премия Петербургской Академии наук за выдающиеся научные достижения (ныне возрожденная в Российской академии) и предвосхитившая Нобелевскую… Но самым "якиманским" из них можно считать имя Прокофия Акинфиевича Демидова.
Пренебрегая фамильным горнозаводческим делом, Прокофий Демидов успешно избавился от доли заводского наследства и еще более успешно проживал состояние. В 1756 году он выстроил роскошно отделанный каменный дом в своем владении Нескучное. По обычаю многих богачей-чудаков того времени, Прокофий Демидов сочетал в себе хлебосольного самодура и щедрого мецената. В то же время проявлял недюжинную любознательность и интерес к просвещению.
Сын Аммос Прокофьевич Демидов - офицер гвардии. В 1776 г. - прапорщик, в 1780 г. - титулярный советник. Изнеженный и ленивый потомок разбогатевших рудознатцев и кузнецов был женат на аристократке княжне Анне Никифоровне Вяземской, из древнейшего русского дворянского рода. Ее отец Никифор Кондратьевич был учителем царевича Алексея Петровича и пострадал за участие в его деле.
Аммос давал в этой усадьбе роскошные балы, рауты, приемы. Анфилада парадных комнат и огромный бальный зал поражали своим великолепием.
На участке, приобретенном А.П. Демидовым, был выстроен в формах раннего классицизма главный дом усадьбы.
Первоначально здание отличалось простотой и компактностью объемов, имело невысокий аттик, рустованный цоколь, нарядные наличники парадного этажа и балкон-козырек по центру над входом.
Был ли этот дом построен М.Ф. Казаковым, утверждать нельзя. Точные данные не найдены. Скорее эта постройка относилась к кругу М.Ф. Казакова и его школе.
До революции усадьба занимала гораздо большую площадь и простиралась парковым ландшафтом за восточный корпус чуть ли не до самой Ордынки, а за главным корпусом - до Пыжевского переулка. На месте фруктовых деревьев, столетних лип, дубов и скрытого в их тени пруда ныне возвышается громада Росатома и высотный корпус Института редких металлов.
В конце XVIII века (по данным Н.Д. Виноградова) усадьба от Демидовой перешла к Загряжской Елизавете Ивановне.
03. Ограда ворот - образец литейного искусства 50-х годов ХVIII века. По чертежам Ф.С. Аргунова ее отлил крепостной мастер Д.Т. Сизов на одном из нижнетагильских Демидовских заводов. Фантазия авторов превратила тяжелую металлическую плоть в невесомое кружево, в полет, в застывшую мечту.
04 В 1812 году во время громадного пожара Москвы, когда Замоскворечье было почти полностью сожжено, горел и этот дом. Все деревянные надворные строения были уничтожены, а от каменного дома, надо полагать, остались только кирпичные стены, да своды.
Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 г. в первой четверти XIX века Москва быстро начала восстанавливаться, и в это время производились восстановительные работы очень широкого масштаба. Был восстановлен и главный дом, но он претерпел существенные архитектурные изменения, которые сделали его более нарядным, торжественным и значительным. Однако архитектурно-композиционные изменения коснулись только главного фасада (северного). Боковые фасады заданий остались в прежней архитектурной трактовке. С северной стороны к дому был пристроен шестиколонный портик,с фронтоном и открытой площадкой за колоннами на уровне второго этажа. Колонны коринфского ордера, занимающие всю высоту двух верхних этажей, установлены на аркатуре нижнего рустованного этажа, решенного, как стилобат всего дома. Крайние окна второго этажа северного фасада дома, с балконами на кронштейнах, были обрамлены по сторонам парными коринфскими колонками, несущими небольшой, разорванный аркой фронтон со скульптурной вставкой на плоскости стены.
Плоскость фасада между вторым и третьим этажом была украшена протяженными барельефами и круглыми медальонами между пилястр с тематикой аллегорического содержания.
Такое архитектурное решение главного фасада дома сохранилось в основном до наших дней.
При восстановлении главного каменного трехэтажного дома заново были построены и новые служебные деревянные постройки усадьбы. Каменные флигели исчезли, каменной конюшни тоже нет. На их месте появились флигели из дерева. По всей вероятности они были построены на старых фундаментах, а западный флигель даже со старым подвалом.
При каком владельце и каким архитектором были произведены эти восстановительные работы, остается неизвестным. Было ли это еще при Е.И. Загряжской или при последующем владельце, почетном московском купце Илье Михайловиче Козлинине, сказать нельзя. Имеющиеся архивные данные относятся уже к середине XIX столетия, и по ним можно ясно представить историю этой усадьбы во второй половине XIX века.
В 60-х годах XIX века это владение переходит к графине Марии Федоровне Соллогуб.
В Доме в Толмачевском переулке собирались различные представители интеллектуальной Москвы, как западники, так и славянофилы. Особняк Соллогуб становится популярным литературно-политическим салоном, завсегдатаями которого были А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин и другие.
05. Вид из усадьбы на Кремль.
06 В 1882 году дом вместе с прочими постройками, садом и земельным участком был продан М.Ф. Соллогуб за 100 тыс. 500 руб. серебром Московскому учебному округу, и со 2 сентября того же года его владельцем стала Московская 6-я гимназия. Учрежденная в 1870 году, она первое время ютилась там же, в Замоскворечье, в Овчинниковском переулке, в двух домах купчихи П.А. Плигиной.
В связи с организацией здесь учебного заведения в этот период происходят существенные изменения со всеми сооружениями усадьбы, вызванные новыми условиями использования помещений.
В главном доме устраиваются классные помещения. В центре дома возникает лестничная клетка. Парадная лестница в западной половине дома перестраивается из трехмаршевой в двухмаршевую. В соответствии с этим изменяются и оконные проемы на лестницу. Так из двух окон по западному боковому фасаду делается одно полуциркульное широкое, уродующее своей формой весь фасад. С восточной стороны к дому пристраивается трехэтажная пристройка для классных помещений под общей крышей с домом, весьма исказившая архитектуру дома своим примитивным, упрощенным объемом.
С западной стороны сооружается одноэтажный гимнастический зал с подвальным помещением под ним.
Флигеля отводятся под директорские и преподавательские квартиры. К обоим флигелям делаются пристройки. Восточный флигель получает форму в виде буквы "Г", а западный в виде буквы "Т".
Из стен гимназии вышли видные деятели науки и культуры - Н.Д. Зелинский, Г.И. Чулков, С.Т. Шацкий, И.С. Шмелев, В.И. Пудовкин и другие.
6-я мужская гимназия существовала здесь до 1915 года, когда главный дом был занят госпиталем для душевнобольных воинов.
Со слов последнего директора гимназии Федора Александровича Виноградова в большом зале дома еще были следы живописи и отделки искусственным мрамором, а также сохранялись реликвии в память посещения этого дома Тургеневым, Гоголем и Третьяковым. Когда был устроен в этом доме госпиталь, то внутри его произведены были переделки классов под палаты, и в окнах, и на лестничных клетках поставлены деревянные решетки.
Госпиталь существовал до 1917 г., а с 1918 г. здесь помещалась гимназия, реорганизованная в 1-ю школу 2-й ступени Замоскворецкого р-на. В наследство школе от гимназии достался ее архив и громадная библиотека, дополненная фондами библиотек некоторых других упраздненных гимназий, а также библиотеками частных лиц.
Однако архив и большая часть библиотеки были погублены по указанию невежественного директора школы Хавенсона Александра Соломоновича, который считал ненужным сохранять наследство гимназии и приказал жечь и вывозить многое на свалку. Им же был уничтожен большой розарий в саду, где он сделал гимнастическую площадку.
После школы дом поочередно занимался еще рядом других организаций, как-то: школа-семилетка, детский сад, спецшкола ВВС, детский дом, но в этот период каких-либо перестроек или изменений дома не производилось.
С 1942 года по настоящее время главный дом и двор принадлежат Государственной библиотеке по народному образованию им. К.Д. Ушинского Академии Педагогических Наук РСФСР.
Сразу после переезда Педагогической библиотеки в «Дом Демидовых», Академия Педагогических Наук РСФСР выделяет средства для реставрации этого памятника архитектуры. В 1966 году Библиотеке передаются флигели, находившиеся до этого в использовании Районного Жилищного Управления Ленинского района г. Москвы.
Несмотря на многократные изменения и переделки, происходившие в усадьбе на протяжении почти двух столетий, основное свое архитектурное решение она не потеряла.
Главный трехэтажный каменный дом, как был прежде доминантой всего комплекса, так и остался и по сей день. Его архитектурная обработка, которую он получил после пожара 1812 года, сохранилась до сегодняшнего дня, если не считать утраченных балконов на северном фасаде, да отдельных частей лепных украшений.
Балконы были сломаны в 40-х годах ХХ века. Выполненные только для декоративных целей, без организации выхода на них, они не могли нормально очищаться от загрязнения и снега, постепенно приходили в ветхость и стали грозить обрушением. Это было основной причиной их разборки.
Боковые флигели, образующие с домом парадный двор, изменявшиеся внешне много раз, сохранили постоянное свое местоположение и свою подчиненную роль основному компоненту усадьбы - главному каменному дому с портиком.
Подробнее об истории здания можно прочитать на
сайте библиотеки.
07. А сейчас настало время отправиться внутрь.
08. Бюст К.Д. Ушинского.
09. Лестничные пролеты.
10. Главный читальный зал.
11.
12.
13. Электронный читальный зал.
14.
15. Теперь прогуляемся по книгохранилищам.
16.
17. Батыр Срым - это Сырым Датов, старшина казахского рода Байбакты, предводитель антиправительственного движения казахов Младшего жуза в 1783-1797 годах. В 1947 году российский историк Михаил Вяткин опубликовал книгу «Батыр Сырым» (она как раз на фото), за которую получил Сталинскую премию. Но времена быстро изменились и через несколько лет имя Сырыма Датова оказалось в СССР под запретом.
18. Эта книга, между прочим, и в наше время весьма популярна, активно переиздается и читается. Как гласит аннотация: «Эпоха крестовых походов» Э. Лависса и А. Рамбо - один из тех редких научных трудов, которые в равной степени представляют интерес и для историков, и для широкого круга читателей. Книга, вышедшая более ста лет назад, по сию пору считается одной из лучших работ о средневековье. Точные и достоверные описания событий, пожалуй, самого бурного и неоднозначного периода мировой истории, яркие портреты исторических личностей - вот лишь немногие из причин мировой популярности «Эпохи крестовых походов».
19. Вид из окна хранилища.
20.
21.
22.
23.
24. Без комментариев :)
25. Книжный лифт смотрит на тебя, как на библиографа.
26.
27. Какой-то артхаус вообще :)
28. Красные книжки - энциклопедия 1959 года, издано в Нью-Йорке. Черные книжки - 13-томная энциклопедия для детей и взрослых, изданная в Милане в 1974 году.
29. Ну это понятно, Британника.
30.
31. Польские учебники по химии.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Журнал "Народное образование" - современный преемник журнала Министерства народного просвещения.
43.
44.
45.
46. Перейдем к отделу редких и старопечатных книг.
47. Это о том самом Воспитательном доме на Васильевском лугу, 1763.
48. Сами видите, 1764!
49.
50.
51.
52.
53. А это, между прочим, знаменитое "Юности честное зерцало".
54.
55. Обратите внимание на "ястеба" и "Щедрого петрушу".
56.
57.
58.
59.
60. А вот это вообще шедевр.
61.
62. КТО ТЫ ТАКОЙ?! А на самом деле эта книга в занимательной форме расскажет ребенку о происхождении жизни на Земле, о том, какой путь в веках проделал человек и как стал личностью. Комиксы, тесты в картинках не только облегчат восприятие материала ребенком, но и научат его понимать самого себя.
63.
64. Винтовая лестница.
65.
66.
67.
68.
69. Космос.
70. И как на самом деле.
71.
72.
73.
74. И напоследок: