Преображение Господне. Репортаж из Новоспасского монастыря. 58 фото

Aug 20, 2012 17:43





19 Августа Православная церковь отмечает праздник преображения Господня.
 Престольный праздник отмечал сегодня и главный храм Новоспасского ставропигиального монастыря - древний Спасо-Преображенский собор. Этот день - праздник и для всего монастыря.
В день праздника торжества в Новоспасском монастыре возглавил Его Высокопреосвященство Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Ему сослужил наместник Новоспасского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Воскресенский Савва и викарий Московской епархии, епископ Зарайский Константин.
   В день Преображения Господня вспоминается евангельское событие, произошедшее на горе Фавор. В теплых странах в этот день было принято освящать виноград, на Руси же освящали яблоки. Поэтому у Преображения есть и второе название - Яблочный Спас. Яблоко в этот день - символ праздника. 
Как же произошли все те события которые мы вспоминаем и празднуем?  
[Фотографии 57шт.]
Вот, как об этом рассказывает Протодиакон Андрей Кураев diak_kuraev
.... «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег» (Мф. 17,1-2). Это не было фокусом или простым чудотворством. Вскоре после этого дня Христос пойдет в свой последний путь в Иерусалим. Там ученики увидят Его оплеванным, бессильно падающим под крестом… А потом увидят воскресшим, сияющим, непобедимым… Проще всего, услышав о пасхальных метаморфозах Христа, сказать: «Этот Иисус, мол, был хорошим человеком, праведником, а потому после его смерти Бог наградил его Своим сиянием и силой. Богом-то Иисус, конечно, не был, а если и стал - то после смерти, совершив подвиг восхождения из нашего мира в мир астралов»… Нет ничегоболее далекого от христианства, чем популярное ныне «астральное» богословие. И, чтобы апостолы не заразились какой-нибудь формой «рерихианства» первого века, Христос еще до Голгофы показывает им полноту Божественной силы, которую Он несет в Себе; чтобы ученики, видя Его униженным и распятым, не усомнились в Нем - Он прежде являет им подлинную Свою славу. Сейчас, на Фаворе, они должны увидеть в Нем Бога, чтобы видя затем униженного человека, понять добровольность Его отказа от собственного всемогущества. «Страдание убо разумея вольное» - поется в праздник Преображения о смысле фаворского откровения для апостолов.Лишь на одно мгновение приоткрылась «завеса плоти Его» (Евр.10,20) - и сквозь смиренный облик сына назаретского плотника проглянул неприступный свет Сына Божия.
…Апостолы потрясены - «они были в страхе» (Мк. 9,6). Древнерусские иконы, обычно столь сдержанные в передаче человеческих чувств и движений, представляют апостолов опрокинутыми навзничь, пытающимися заслониться от пронизывающего их света… Но проходит первая потрясенность. Дар речи возвращается к ним. Разум, пожалуй, несколько запаздывает с возвращением. Из уст Петра вырывается искреннее, но странное предложение: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи», т.е. останемся здесь навсегда.(О том, почему неразумно его предложение о вечном пребывании на Фаворе - будет сазано особо.) Но вот что удивительно: апостол предлагает сделать лишь три кущи (палатки): одну для Иисуса и две для явившихся в божественном свете пророков Ветхого Завета, Моисея и Илии. Петр, надеясь остаться в их обществе навсегда, не предлагает поставить жилище для него самого!

В мистической литературе часто сравнивают состояние человека, приведшего свою любовь к созерцанию любви Вечной, с опьянением. Он не помнит себя от радости, он говорит странные вещи, потому что слова бессильны перед полнотой видения… Но пьяный, как известно, еще и не лжет. То, что у него на сердце, или точнее, в глубине сердца - выходит к нему на язык. Очем же говорит «опьяненный» Петр? Оказываетсяи в изумленном состоянии он не помнит своих «интересов», не заботится о себе, не ждет личных выгод. Он хочет делать добро (или хотя бы знак любви и почтения) - другим: Илии и Моисею…

Но Христос отклоняет этот добрый порыв Петра. На Фаворе нельзя оставаться. С Фавора уже видна Голгофа, и надо идти к ней. Единственные слова, которые Христос сказал ученикам на горе Преображения - были о Его предстоящих смерти и воскресении. Евангелист Марк отмечает, что сходили апостолы с горы, пораженные уже не столько тем, что они видели, но услышаннымпредсказанием о Распятии.Да, поистине, главная тайна христианства является и в этом небольшом повествовании о Фаворе.

На горе Нагорной проповеди Иисус рассказал людям, чегождет от них Божественная любовь; раскрыл глубочайший смысл древних заповедей; обновил их новыми призывами. Разве большего можно требовать от пророка?

На горе Фавор Иисус явил людям Бога, осиял их Божественным светом. Разве большегоможно ждать от Божества, пришедшего к людям?

Оказывается, этого мало. Без третьей Евангельской горы - Голгофы - пришествие Христа неполно и бессмысленно. Мало однажды увидеть Бога. Надо суметь еще сохранить в своем сердце горний луч; надо вырваться из-под власти не мира, но смерти… Фаворское чудо пока осияло лишь апостолов, но не вошло в страдающий мир. И как бы в подтверждение этого, у подножия горы Иисуса и его учеников встречает самое очевидное и страшное проявление греха и исковерканности нашего мира. Им встречается бесноватый мальчик. Не просто больной - но одержимый, то есть человек, в котором вся его воля и сила испепелена, а сам он превращен в пустышку, в игрушку в руках беса. И не просто бесноватый - но ребенок. Не человек, который своими грехами и «астрально-колдовскими» играми сам опустошил свою душу и сделал ее смрадным жилищем, а мальчик, который стал оружием греха еще до того, как сам начал умножать в мире грех. Вся униженность человека, все бесстыдство зла явились на эту встречублиз Фавора… Мальчика Христос освободил. Но, чтобы освободить все человечество - нужно было чудо большее - нужна была искупительная смерть самого Посланца.

Именно поэтому доброе желание Петра было безумно. Останься он, и по его мольбе Христос на вершине горы - и не было бы чуда у подножия Фавора. И не было бы таинства спасения на вершине Голгофы… На древних иконах Преображения, о которых я уже упоминал, есть проповедь об этом, самом главном в христианстве. Христос на них трижды изображается стоящим на одной и той же горе. Слева Он подводит апостолов к вершине, рукой приглашая их к подъему. Это понятно: чтобы увидеть Бога, надо приложить труд, взойти, как говорится в одном церковном песнопении, «на гору высоку добродетелей». Затем, в центре - миг самого Преображения. А в правой части иконы уже в третий раз мы встречаем Христа, и обращаем внимание на Его приглашающий жест - на этот раз призывающий к спуску. На Фаворе нельзя оставаться не потому, что - трудно, а потому что Бог не разрешает. От средних веков дошел к нам простой совет: если в молитве твой дух вознесен даже до третьего неба и ты видишь самого Творца, а в это время к тебе здесь, на земле, подойдет нищий и попросит накормить его - для твоей души полезней отвернуться от Бога и приготовить похлебку… «Бывает, - приоткрывает мир своего сердечного опыта преподобный Иоанн Лествичник, - что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы».

На заре православного монашества преподобныйМакарий Египетский предупреждает пылких учеников: «Совершенная мера духовного созерцания потому и не дается человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях».

И на этой иконе Христос посылает своих учеников в мир - на преображение мира…

В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет- и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег - но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце - но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания - но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

Можно не соглашаться с тем, что на евангельских горах человеческая жизнь была вырвана из под власти вечного и необратимого умирания. Но трудно не заметить, как под действием евангельских лучей изменилась человеческое самопонимание. Во всяком случае без краткого и, казалось бы, не очень понятного евангельского повествования о Преображении Христа не появились бы простые строки Мандельштама, безыскусно удивляющегося, что человеку, живому и целому, есть место перед Творцом:

Дано мне тело - что мне делать с ним
Таким знакомым и таким моим?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла Вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло…

Спустя десять лет после написания этих, строк Мандельштам скажет - «Я христианства пью холодный горный воздух». Напоенный светом воздух горы Фавор.

Далее небольшая подборка фотографий о там как это было:

1. После окончания Божественной Литургии начался крестный ход.



2.



3.Инок Иов в авангарде...



4.



5.



6.



7. Митрополит Ювеналий и Епископ Савва



8. Игумен Паисий (Юрков) Благочинный Новоспасского монастыря, в русской православной церкви с 18 в. помощник епископа, надзирающий за духовенством одного из районов епархии - благочиния; в настоящее время Б., кроме того, следит за ведением церковного хозяйства.



9.



10.



11.



12. Архимандрит Тихон (Шевкунов) Спасибо за книгу. Сам не сподобился купить. Люди добрые подарили)



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.  В своем слове Владыка Ювеналий отметил, что от всех других мы, христиане,  должны отличаться тем, что имеем веру Христову,  которая привносит в жизнь  духовную радость. Высокопреосвященнейший Ювеналий поблагодарил наместника монастыря и братию обители за ту радость , которая была доставлена в этот день всем, кто пришел помолиться в этот древний монастырь.



21.



22.



23.



24.



25.


26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34. Барышни пели старательно... хоть порою и не совсем благозвучно )



35. На территории монастыря можно было познакомиться с художниками-иконописцами, которые  показали, как рождается икона, и рассказали о древних и современных технологиях её создания.



36.



37. Еще один народный промыслитель. Если честно, как эта техника называется не спросил. Дерево + металл.



38.



39.



40.



41.



42.



43.



44. Пойди грит - красна девица вооон туда. Я тебя зафотографирую))



45. Наааа... фотографиравай)))



46. Смотрим....



47. ...И падаем))) Тема раскрыта- бойцу - зачет)



48.



49. Яблочки...



50. Солнце однако...



51. Лягушонка в коробчонке))



52.



53.



54. Арбуз тоже вполне себе праздичная ягодка))



55.



56.



57.



58. Финальный натюрморт с изделием Днепро-Петровского Металлокомбината...



С Праздником Всех!


Новоспасский монастырь, Преображение Господне

Previous post Next post
Up