Москва - не слишком приятный для проживания город. Тому есть много причин, начиная от климата, точечное изменение которого нам пока неподвластно, заканчивая множеством фактов неудачного обустройства городского пространства, которые являются следствием именно слишком человеческих решений. У столицы есть удачная географическая особенность, которая придаёт городу форму и позволяет развивать качественные, приятные для пешеходов общественные пространства - Москва стоит на воде. Сейчас этот факт слабо отражается в городской планировке; в Москве есть мосты и набережные, но служат они лишь маршрутами проезда, местами ссылки для протестных митингов и малоинтересны для горожан. Такое положение дел печально и неразумно. Близость к реке значительно повышает привлекательность территории и располагает к превращению застройки в оазис бурной общественной жизни. Вдохновением для московских планировщиков могут послужить примеры успешного прибрежного облагораживания, уже реализованные в крупных городах по всему миру.
В Лондоне северная набережная совмещает автодорогу с широким, озелененным променадом для пешеходов, но настоящим центром досуга для горожан является южный берег. Здесь нет никакого автомобильного движения, благоустроена широкая набережная с озелением, лавочками и большим количеством кафе, ресторанов, музеев, театров, концертных залов, здесь же размещен один из главных символов Лондона - колесо обозрения London Eye. Вид тоже не подводит - через реку находятся здания парламента и Биг Бен, к востоку от них - собор Святого Павла, Тауэрский мост и Сити. Как любое оживленное место, южная набережная Темзы совмещает постоянно действующие заведения с более динамичными, самодельными мероприятиями: кто-то играет в футбол, кто-то демонстрирует свои музыкальные таланты, по выходным открывается книжный развал, жизнь порождает жизнь.
Ориентированность на досуг и ограниченность автомобильного движения не уничтожает деловой аспект, как можно было бы предположить - именно на южном берегу находится штаб-квартира Шелл, один из крупнейших госпиталей и ряд других крупных предприятий. Совмещение благоустроенной пешеходной зоны с деловым кварталом ещё более удачно сложилось в недавно построенном квартале More London:
Архитекторы разработали деловой квартал со стеклянными бизнес-центрами, но чтобы избежать обычного для таких мест превращения в мертвые нагромождения стекла и бетона, вся прибрежная зона, включая зону непосредственно вокруг бизнес-центров была превращена в открытую пешеходную площадку с фонтанами и видами на Тауэр и Тауэрский мост. Теперь этот квартал не только размещает офисы двух крупнейших аудиторских контор и мэрию (здание на фото), но и является одним из самых живых общественных пространств. Примечательно, что задумка архитекторов была реализована даже до завершения строительства, люди
активно гуляли по кварталу даже до завершения строительства, но более всего территория заполняется на
обед на свежем воздухе и
во время представлений.
В Нью-Йорке пешеходную набережную создали по юго-восточному берегу Манхеттена, в деловом районе после обширной реконструкции 70ых-80ых годов. Отсюда всего несколько сот метров до Уолл Стрит.
В Кёльне облагорожены берега Рейна, и хотя коммерческая активность на набережной ограничена, как видно, достаточное количество людей выходит прогуляться даже осенью.
Набережные и прибрежные пространства хорошо развиты даже в Любляне, с её крошечной речкой и средневековой сетью улиц. Не побоявшись узости дорог, город с умом встроил максимальное количество пешеходных пространств по берегу Любляницы, которые быстро заполнились кафе и магазинами. По привлекательности вечернего времяпровождения, речной центр Любляны, с его габсбургской архитектурой и живой атмосферой легко способен соревноваться с любым городом восточной и центральной Европы.
В Москве дело обстоит совершенно иначе. Под мудрой властью Советского Союза было принято решение превратить все набережные центра в проезжие части, пустив по обочинам узенькие тротуары без озеленения, без самого минимального облагораживания, с фонарными столбами, торчащими прямо из тротуара. Такой подход прямо отражал теории почитаемого в СССР французского архитектора Ле Корбюзье, для которого реки были всего лишь "водяными железными дорогами". В результате псевдо-утилитарного планирования появились прибрежные зоны, которые на фотографиях с удачных ракурсов выглядят ещё пристойно, но совершенно не вписываются в городскую среду.
Дороги на большинстве набережных плохо сочетаются с остальной сетью и основными автомобильными потоками. В пределах Садового Кольца из всех набережных автомобилистами активно используются только левобережные набережные Москвы-реки (Кремлевская, Москворецкая и Котельническая), Овчинниковская набережная, и набережные Яузы. Остальные, особенно правобережные набережные Москвы-реки, ведут из ниоткуда в никуда, дублируют друг друга и дублируются основными трассами, а движение на них очень разреженно. Вместе с тем, будучи отданным под автотранспорт, набережные теряют свою привлекательность для пешеходов: тротуары слишком узки, редко проносящиеся в близости машины и отсутствие зелени делает территорию малокомфортной и на набережных нет пространства ни для площадок, ни для кафе, так что там просто нечего делать. В некоторых уникальных случаях, реально имеющееся зелёное пространство намерено исключено из гражданского пользования, чтобы служить декорацией для фотоснимков и проезжающих автомобилей.
Из-за решения отдать абсолютно все набережные под автодороги, потенциально самые благоприятные территории Москвы были исключены планировщиками из общественной жизни. Устройство набережных предоставило бы городу столь нехватающие зоны для общественного отдыха, значительно улучшило бы его облик и просто сделало бы жизнь в Москве более приятной. В нынешнем же виде, многие набережные остаются омертвелыми и местами просто постыдными прибрежными улицами, более подходящими промышленному городу середины 19го века, а не современной столице.
Как с пользой можно задействовать прибрежное пространство в историческом, деловом и коммерческом центре одного из наиболее плотно населённых городов мира? Конечно же разместить на нём парковку и мусорные баки!
Кадашевская набережная, на которой прекрасная замоскворецкая дореволюционная застройка, составляющая один из самых приятных архитектурных ансамблей города, служит фоном только для паркующихся автомобилей. Набережная находится в чудесном месте: через реку - Болотная площадь, с популярным зелёным сквером, неподалеку - Третьяковская галерея. С набережной видны и Большой кремлевский дворец, и Колокольня Ивана Великого. Несмотря на своё потрясающее расположение, из-за прихоти планировщиков вместо того, чтобы стать благоустроенным местом отдыха для туристов и горожан, набережная служит лишь маловостребованным автополотном.
На некоторых набережных в пределах Садового Кольца значительные территориизаняты жуткими, малоиспользуемыми зданиями. В данном случае, в порядке дополнительного издевательства, на берегу реки есть зелёная высадка, но она отгорожена от пешеходов серым забором, украшенным кашей из кричащих афиш. На картинке - Пречистенская набережная в двух шагах от станции Парк Культуры, с доступом сразу к двум веткам метро, на противоположной стороне - парк Музеон и ЦДХ, открывающие неплохой вид. Автодорога, как и во многих других случаях, не составляет активно используемую часть московской сети, хотя и используется в особо загруженные дни для избежания проезда по Остоженке. В остальные же дни, набережная превращается в бетонную пустыню, с редкими путниками спешащими из одного конца в другой. Пока парижане на Сене пьют кофе, закусывая круассаном и думая о судьбах мира, москвичи ютятся по кухням или пьют чай по десять евро за порцию в полуразваленном здании на Покровке.
Пожалуй, наиболее вопиющий случай - это Софийская набережная, находящаяся в самом сердце города, напротив Кремля. Отсюда открывается великоплепный вид на целый ряд памятников отечественного зодчества, на главные архитектурные символы города и страны:
Источник ИсточникЭто одно из самых красивых мест Европы, находящееся в шаговой доступности от Красной Площади, гостиниц и двух основных радиальных трасс, соединяющих центр города с югом: Якиманки/Каменных Мостов и Ордынки/Московорецкого моста. На самой набережной находится храм Софии Премудрости Божьей, одно из самых знаменитых и красивый сооружений города. Несмотря на это, Софийская набережная - место, лишенное жизни. Автомобилистам нет смысла на неё заезжать, так как она никуда не ведёт и ничего не связывает, а пешеходам на ней нечего делать, так как всё пространство отдано под машины. Как и на других набережных, для горожан выделен лишь узкий тротуар, без озеленения, зон отдыха или даже лавочек, смотрящих на Кремль. У Софийской набережной есть и другой парадокс, открывающийся по взгляду на воздушный снимок набережной - за невзрачными заборами и афишами скрываются пустыри:
Ситуация, казалось бы, необъяснимая. Как в самом центре Москвы, города с чудовищной нехваткой площадей и постоянно растущими ценами на недвижимость, может сохраняться земля, не использующаяся вообще никак? У целого ряда городских администраций были планы по реконструкции и планировке этой зоны, они варьировались от создания одного большого парка до кардинального обновления застройки. Но планы не получили никакой реализации, старые здания были снесены, новые не построены и вместо благоустроенного, живописного центра с потрясающим видом, мы получили заклееные афишами заборы и практически мертвый район, единственное оживление в который вносят клерки штаб-квартиры Роснефти.
Буквально напротив Кремля сохраняется наглядное доказательство безволия, жадности и безразличия действующей власти к собственной столице. На Софийскую набережную и её пустыри выходят окна Кремлевского дворца, через них на пустыри ежедневно взирают государственные служащие от секретарей до президента, и никому не приходит в голову поднять вопрос благоустройства. Поднять хотя бы из корыстных побуждений - улучшения вида из рабочего окна.
В условиях этого хронического наплевательства на состояние города, ждать усилий по разумному благоустройству столицы со стороны власти совершенно бесполезно. Земля невероятной ценности, с видами дающими фору лучшим европейским городам, остается занятой автомобильными дорогами низкой востребованности. Эти же самые территории могли бы предоставлять прекрасные зоны отдыха для горожан, открывать возможность к развитию малого бизнеса и увеличивать туристическую привлекательность города. Как показали события последнего месяца, москвичам нравится отдыхать на газонах и проводить время у воды. Города по всему земному шару умело используют пешеходные пространства созданные на набережных для улучшения городской среды. Москвичам пора требовать не менее рационального использования и своих набережных. Вполне вероятно, что усилиями жителей столицы на месте прикремлёвских пустырей ещё появится цивилизованный "Гайд-Парк", обсуждение которого так настойчиво навязывается властными чинами.
Оригинал поста:
http://bacchusv.livejournal.com/324957.html