Рождественский бульвар

May 25, 2012 18:12


Название происходит от Богородице-Рождественского женского монастыря, расположенного в начале бульвара, на чётной (внутренней) стороне  (Рождественский бульвар, 8/20).
Бульвар протянулся от Трубной площади на западе до Сретенских Ворот на востоке. 
Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда был заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь. Сретенский мужской ставропигиальный монастырь расположен в конце Рождественского бульвара, также, на его внутренней стороне. 
Пашни по внешнюю сторону начали застраиваться только в XVI веке. Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора (Печатников переулок). 
После сноса стен Белого города (1760 г.), несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары (1775 г.), место нынешнего 
бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутрення сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Только тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто 
спускающийся к Трубной площади, а у Сретенских ворот, в торце бульвара, выстроена гостиница



фасад этого дома вдоль бульвара


Снято, правда, с внешней стороны бульвара, так как сторона солнечная - фотографировать удобнее
На углу Рождественского бульвара и Сретенки расположена церковьУспения Пресвятой Богородицы в Печатниках


на переднем плане - дом 21


Дом был выстроен в 1913 году, но в стиле 19 века, для банкира Джамгарова в качестве городского особняка


дома 19 и 17


В конце XIX - начале XX вв. на Рождественском бульваре доминировала традиция малоэтажного и особнякового строительства. Однако в это время нечётная сторона бульвара активно застраивалась комфортабельными доходными домами, преимущественно повышенной этажности.
Так, в 1914 г. по проекту архитектора Д. Челищева был построен доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики (Рождественский бул., 19).
Суровую монументальность шестиэтажному зданию придают лаконичный декор и окраска в серый цвет. Облицовка здания - портландцемент, который к тому времени стал довольно модным отделочным материалом.
При значительной протяженности фасада его центр обладает выраженной устремленностью вверх: вытянутые, щелевидные окна зрительно стиснуты пилястрами. Слабо вынесенным скругленным эркерам центральной части вторят «столбцы» полукруглых балконов боковых частей. Сдержанность в употреблении декоративных деталей позволяет извлечь максимальный художественный эффект из редких лепных вставок невысокого рельефа.
В этом доме, в квартире №17, жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин по эмиграции в Швейцарии. Ленин несколько раз посещал эту квартиру
Декор дома 19


дома 17 и 15



Доходный дом Н. И. Силуанова построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким (Рождественский бул. 17). 
Здание протянуто вдоль Рождественского бульвара, членение фасада произведено строго симметрично. Дом украшают декорированные элементы модерна: плитка зеленой и светло-коричневой цветовой гаммы, а также лепнина над окнами в виде раковин и картушей. 
По эту сторону современного бульвара находились дворы разных торговых людей и мелких чиновников. Среди них был в 1735 г. двор адъютанта начальника Главной Артиллерии Ивана Фонвизина, в котором родился известный автор «Недоросля» Д. И. Фонвизин. Дом не сохранился, но об этом напоминает мемориальная доска на стене дома № 15 по Рождественскому бульвару, гласящая: «Здесь родился и жил Денис Иванович Фонвизин. 1745-1758». Умер Д. И. Фонвизин в 1792 г. 
Это было родовое гнездо Фонвизиных. Еще в XVII в. здесь упоминается владелец двора Денис Фон-Висный, в конце XVII в.- стольник «Офонасий» Денисович Фон-Висин, а в 1716 г.- двор вдовы стольника Федора Фон-Висина. 
современный дом №15, построенный на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе, имевшего архитектурную практику в Москве в конце XIX-начале XX века.
Отделка фасада пятиэтажного доходного дома с чугунными балконами выполнена в довольно строгом ключе.
Едва ли не единственным декоративным элементом, помимо упомянутых выше балконов, является небольшой псевдопортик в центральной части здания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии расчерчивают здание на боковые и центральный сегмент, несколько облегчая визуально весьма массивную постройку. Такое сдержанное оформление фасада контрастирует с соседними доходными домами: на фасаде отсутствует лепнина, барельефы, эркеры и другие элементы декора, характерные для популярного в те годы стиля «модерн», веяния которого, так или иначе, отразились в облике соседних зданий.




дом №13


Дома построены в 1820-х годах во владении майорши П.П.Логофет. Несколько необычное для московского ампира решение: парная композиция из одинаковых домов по красной линии. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 оба здания разобрали и заменили копиями. При этом что 1-й, что 2-й этажи сделали из кирпича 
а вот их вид в 1975 году:




далее - дом №11


Этот скромный трехэтажный дом на Рождественском бул. 11 построен в 1873 году по проекту архитектора Л. Чижикова. Таким образом была продолжена традиция малоэтажного и особнякового строительства, характерная для бульвара в конце XIX - начале XX вв. Роскошные комфортабельные доходные дома повышенной этажности на нечетной стороне бульвара стали строить намного позже. 
Этот дом подробно описан в повести Ю. Трифонова «Время и место». 
Так после пожара 1812 года некий Савичев, человек богатый и таинственный, построил здесь дом и устроил в нем какую-то закрытую ложу и нечто вроде гостиницы для членов ложи, приезжавших из далеких поместий и даже из Европы. В середине XIX в. наследники продали дом князю Урусьеву, пожелавшему превратить его в доходное здание. Для этого был воздвигнут третий этаж в виде мелких комнаток, сдававшихся внаем. Но дело не оправдалось, князь Урусьев оказался заядлым игроком и дом был продан за долги. Спустя 30 лет новым владельцем здания стал московский негоциант Сургутов, который переделал его на свой лад. В нижнем этаже устроил конторы, второй предоставил под квартиры солидным людям, стряпчим, коммерсантам, а третий сдавал людям попроще.

Далее - Доходный дом княгини Бебутовой (Рождественский бул., 9),  заявленный  на получение охранного статуса. 


Здание с тремя эркерами и развитым карнизом-козырьком выстроил в 1909 г. архитектор Г. А. Гельрих. В целом постройка - интересный образец позднего модерна: волнообразная граница оштукатуренной поверхности первых двух этажей с поверхностью, облицованной плиткой; волнообразие фасадной плоскости с арочными обрамлениями окон полуподвала; оригинальный декоративный мотив решетки протяженных балконов третьего этажа.


далее - дом 5-7


Жилой дом (1934, архитекторы Л. З. Чериковер, Н. Арбузников)


фото 1935 года


напротив этого дома снимали эпизод фильма "Петровка, 38"
так выглядят дома 5-7 и 9 с другой стороны бульвара


так выглядело пересечение Трубной улицы и Рождественского бульвара в 80-х годах 


а так сейчас 


и, напоследок,    вид от пересечения с Цветным бульваром 


Описания взяты с сайта apartament.ru
ретрофото  с  сайта  oldmos.ru, современные - мои   

город, Москва, здания, прогулка, Бульварное кольцо, архитектура

Previous post Next post
Up