Экскурсия 4. Неопалимовские переулки
⇑ |
⇓ Прилежащий к Садовому кольцу район, заключённый в пятиугольник Смоленским бульваром, Зубовской улицей, Девичьим полем, Плющихой и Ружейным переулком, и пересечённая Неопалимовскими переулками, не является популярным экскурсионным объектом. Здесь нет древних памятников, да и заурядная застройка, рассечённая столь же заурядными современными зданиями, совсем не складывается в единый ансамбль.
Но, пожалуй, именно этой «серостью» и привлекательна эта местность, как типичный представитель московского района средней руки начала XX века с соответствующей небогатой, но совсем не трущобной застройкой.
Даже у самого заурядного района Москвы можно найти характерную историческую черту. В нашем случае особенность в в том, что окрестности Неопалимовских переулков облюбовали московские архитекторы.
1. Начнём экскурсию от ближайшей станции метро. Это «Смоленская» Филёвской линии. Выход со станции находится в доме, построенном архитектором И.В. Жолтовским для работников НКВД в 1939-50 годах.
⇑ |
⇓ 2. Как известно, «Смоленская» была конечной станцией первой очереди московского метро, открытого в 1935 году. Так выглядел павильон станции, исчезнувший при постройке дома Жолтовского.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 3. Из павильона можно было попасть не только в метро, но и в подземный переход под Смоленской площадью. Сейчас тот самый переход никак не связан с метро, и считается самым первым подземным переходом Москвы.
⇑ |
⇓ 4. Двигаясь от метро в сторону реки, можно увидеть златоглавый храм Николы, что на Щепах, получивший название по бывшему здесь царскому дровяному двору. Чуть дальше лежат и Николощеповские переулки.
⇑ |
⇓ 5. Храм конца XVII века в советское время был встроен в новое здание, разобранное в начале 1990-х при восстановлении. На фото запечатлена колокольня во время промежуточного этапа реставрации.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 6. На уровне Первого Николощеповского переулка начинается открытый участок Филёвской линии. Но в 1978 году, когда всё вокруг уже было застроено жилыми домами, для уменьшения шума участок до моста сделали крытым. Сверху образовалась обширная терраса. Виды с неё открываются фантастические, особенно поближе к мосту. Здесь было бы прекрасное место для прогулочной зоны, но сейчас это мёртвая зона, затянутая колючей проволокой.
⇑ |
⇓ 7. Там, где поезда вырываются из жерла туннеля на метромост, в 1966 году снимали фильм «Берегись автомобиля».
⇑ |
⇓ 8. Здесь был гараж, где Семицветов держал свою «Волгу».
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 9. Смоленский метромост был построен в 1937 году.
⇑ |
⇓ 10. Арка в полных пять этажей в доме № 2 по Смоленской набережной. Сквозь арку виден Дом нефтяников на противоположном берегу.
⇑ |
⇓ 11. Доминанта местности это, конечно, здание МИДа. Кстати, в изначальном проекте над зданием не было шпиля (как показано на фото), что делает его похожим на американские небоскрёбы. Существующее завершение собрано из металла и является чисто декоративным.
⇑ |
⇓ 12. Пройдя дальше по Смоленскому бульвару, мы приблизимся к самим Неопалимовским переулкам. Здесь, в самом начале первого из них, владение № 1 принадлежало знаменитому инженеру В.Г. Шухову. Его работы известны каждому, упомяну об одном из многих -
опоре ЛЭП на Оке.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 13. А вот и сам Владимир Григорьевич во дворе своего дома. Работал он в конторе предпринимателя А.В. Бари на Мясницкой. Завод паровых котлов Бари, где изготовляли конструкции для сооружений по проектам Шухова, находился в районе нынешней «Автозаводской» на месте завода «Динамо».
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 14. От владения Шухова не сохранилось ничего: на этом месте построены большие жилые дома.
⇑ |
⇓ 15. В сторону от Первого убегает Третий Неопалимовский переулок.
⇑ |
⇓ 16. Дом номер 4 - усадьба Д.Ф. Дельсаля. Образец послепожарной застройки, и тоже связанный с архитектурой: здесь в конце XIX века жил архитектор П.Д. Дельсаль.
⇑ |
⇓ 17. За оградой особняка скрывается памятник Пушкину, который здесь неоднократно бывал.
⇑ |
⇓ 18. В глубине квартала стоит чудом сохранившийся деревянный барак, в нём размещается магазин музыкальных инструментов.
⇑ |
⇓ 19. Огромный дом за бараком имеет большую историю. Он был построен как доходный в 1915 году по проекту известного Ф.Н. Кольбе, речь о котором будет дальше, а в 1920-30-е годы здесь было общежитие МГУ и генеральские квартиры, в частности, здесь жил Дмитрий Карбышев.
⇑ |
⇓ 20. Угол Первого и Второго Неопалимовских переулков занят современным зданием.
⇑ |
⇓ 21. А так выглядело это место в 1913 году. Поодаль виднеется восьмерик храма Неопалимой Купины, давшей имя переулкам.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 22. С появлением храма связана одна легенда. По ней, попавший в опалу царя Фёдора Алексеевича придворный конюх боярин Дмитрий Колошин усердно молился перед ликом иконы «Неопалимая Купина» в сенях Грановитой палаты, после чего Богоматерь явилась царю во сне и возвестила о невиновности Колошина. В благодарность боярин в 1680 году поставил храм, куда перенёс чудотворную икону. Очень похожая история связана у
церкви Трифона в Напрудном.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 23. В 1920-е храм снесли, и сейчас на его месте тоскливая пятиэтажка и детская площадка.
⇑ |
⇓ 24. Дом № 6, и снова владение архитектора. Участок принадлежал Александру Фелициановичу Мейснеру, автору современного фасада Дома Союзов, ведь именно под его руководством велась в 1903 году последняя перестройка знаменитой постройки Матвея Казакова. Кроме того, за архитектором числится ряд доходных домов, больниц, богаделен, а также храм Александра Невского при университетских клиниках на Девичьем поле неподалёку. Собственный скромный особняк Мейснер построил в 1907 году.
⇑ |
⇓ 25. Через два дома можно увидеть ещё один особняк, куда более представительный. В конце XIX века участком владел архитектор Голицынской (Первой Градской) больницы Никита Фёдорович Кольбе. Его сын, Фёдор Никитич, тоже зодчий, в два этапа построил существующее здание. Первой появилась пышная левая часть, а в 1913 году достроена правая, украшенная только майоликой и модерновыми решётками балконов.
⇑ |
⇓ 26. Ф.Н. Кольбе известен постройкой в 1914 году кинотеатра «Форум», доведённого сейчас до состояния руин.
⇑ |
⇓ 27. Ровно напротив стоит дом архитектора Фёдора Алексеевича Ганешина, проявившего себя только в постройке доходных домов.
⇑ |
⇓ 28. Массивный доходный дом на углу с Земледельческим переулком построен в 1913 году по проекту П.В. Харко.
⇑ |
⇓ 29. Владение в самом конце Неопалимовского переулка, на месте которого построен современный дом, в начале XX века принадлежало Алексею Устиновичу Белевичу, занимавшему должность архитектора Сретенской и Тверской частей города, а также Усачёвско-Чернявского училища, речь о котором пойдёт в конце экскурсии.
⇑ |
⇓ 30. Первый Неопалимовский переулок упирается в Плющиху, где можно встретить невольные напоминания о знаменитом фильме 1967 года.
⇑ |
⇓ 31. Две советские громады зажали доходный дом М.Г. Щербаковой, построенный в 1912 году архитектором Н.С. Курдюковым.
⇑ |
⇓ 32. А у доходного дома В.В. Киселёва уже знакомая нам история. Год постройки - 1913, архитектор - А.Ф. Мейснер.
⇑ |
⇓ 33. Уйдём с шумной Плющихи в тишину дворов и переулков.
⇑ |
⇓ 34. Наверно, шикарный по советским меркам жилой комплекс Плющиха, 27.
⇑ |
⇓ 35. Забавной игрушкой, фигурным пряником выглядит этот домик с башенками, стиснутый двумя безликими коробками. Его построил в Ружейном переулке в 1913 году по собственному проекту владелец, зодчий М.А. Исаков.
⇑ |
⇓ 36. Дом так и тянет к себе, услаждая взгляд, уставший от унылых новостроев.
⇑ |
⇓ 37. От дома Исакова начинается Земледельческий переулок, проходящий перпендикулярно Первому Неопалимовскому. В доме № 20 находится репетиционная база ансамбля имени Александрова. Здание украшено мемориальной доской в память о выступлении в 1920 году Ленина перед выпускниками кавалерийской школы, чей манеж здесь располагался тогда. Сам манеж был построен для Земледельческого училища, огромное владение которого простиралось отсюда до самого Смоленского бульвара.
⇑ |
⇓ 38. Поднимемся по Земледельческому переулку в южном направлении. Слева привлекает внимание богато украшенный доходный дом, построенный также в 1913 году, по проекту В.Е. Дубовского.
⇑ |
⇓ 39. Этот зодчий часто прибегал к оригинальным приёмам при проектировании фасадов. В данном случае легко заметить средневековые рыцарские мотивы. После Революции Дубовский занялся проектированием электростанций.
⇑ |
⇓ 40. В маленьком особнячке напротив в 1879-82 годах жил художник Илья Репин. Здесь он работал над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Царевна Софья». Для второй картины ему позировала жена известного композитора В.С. Серова. Здесь же жил её сын, ученик Репина и будущий знаменитый художник В.А. Серов.
⇑ |
⇓ 41. Ограда особняка украшена скульптурой крестьянки с серпом.
⇑ |
⇓ 42. Примечательный своим простым фасадом дом № 3.
⇑ |
⇓ 43. Перед домом припаркован странный гибридный драндулет.
⇑ |
⇓ 44. Земледельческий переулок упирается в улицу Бурденко, где находится самый известный объект в окрестностях - дом Палибина. Это прекрасно сохранившийся особнячок, один из многих, строившихся в Москве после пожара 1812 года.
⇑ |
⇓ 45. Во двор ведут аутентичные ворота.
⇑ |
⇓ 46. Дом Палибина выглядит крохой по сравнению со своим соседом - доходным домом Л.А. Баумгартен, построенным в 1913 году в стиле псевдоготики по проекту Д.В. Челищева.
⇑ |
⇓ 47. Нарядный домик на противоположной стороне Плющихи, построенный в 1917 году, в 1970-е годы фланкирован двумя кирпичными многоэтажками.
⇑ |
⇓ 48. На спуске к реке построен современный комплекс с охраняемой территорией «Три тополя на Плющихе».
⇑ |
⇓ 49. Красивые ворота кафе напротив.
⇑ |
⇓ 50. Имя находившегося здесь Помётного (позже Чистого) вражка живёт в названии Крестовоздвиженского храма, построенного в XVIII веке.
⇑ |
⇓ 51. Дом № 55 на Плющихе, построенный архитектором Г.К. Олтражевским - снова доходный, и снова построенный в 1913 году. Внимательный читатель отметит ту деталь, что многие дома на пути экскурсии построены в том году или около. Это связано с тем, что в означенном 1913-м городская канализация перешагнула Садовое кольцо и охватила этот район. Домовладельцы поспешили заменить свои одно- и двухэтажные домишки на пяти-шестиэтажные громады доходных домов или на полноценные особняки.
На снимке стоит заметить ещё кое-что: боковой фасад дома № 55 (красного) декорирован так же нарядно, как и выходящий на Плющиху, что совершенно не характерно для доходных домов начала XX века.
⇑ |
⇓ 52. Это потому, что дом был построен на углу Плющихи и Грибоедовского переулка.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 53. Вот аналогичный современный вид этого места. В 1930-е годы он почти полностью исчез под громадой военной академии.
⇑ |
⇓ 54. Пройдём по Плющихе дальше и повернём на проезд Девичьего поля у здания с молотком на фасаде.
⇑ |
⇓ 55. Здание Военной академии имени Фрунзе построено в 1932-37 годах по проекту Л.В. Руднева (строителя ГЗ МГУ) и В.О. Мунца и относится к одной из самых удачных построек того времени.
⇑ |
⇓ 56. Перед ней лежит обширный сквер Девичьего поля, где установлен бюст Михаила Фрунзе, а за ним фонтан, ведущий в
систему подземных коммуникаций.
⇑ |
⇓ 57. Интересная деталь здания - белокаменный куб, возвышающийся над стилобатом.
⇑ |
⇓ 58. На кубе установили изваяние, напоминающее тяжёлый английский танк времён Первой Мировой войны, до последнего времени там стояла БМП-1, а сейчас куб пустует.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 59. Переднюю стену куба украшает гордая надпись. Сейчас уже не разобрать тщательно сбитых букв фамилии автора - «Сталин».
⇑ |
⇓ 60. Рядом высится новое общежитие для курсантов.
⇑ |
⇓ 61. Экскурсия заканчивается на пересечении Девичьего поля с Зубовской улицей. Здесь стоит примечательное здание. В его основе особняк конца XVIII века, в середине XIX принадлежавший основателю стекольных заводов Гусь-Хрустального С.И. Мальцеву. Позже здесь расположилось Усачёвско-Чернявское женское училище. Тогда между домом и флигелем была встроена церковь Александра Невского.
Изображение с сайта
oldmos.ru ⇑ |
⇓ 62. Наконец, в 1930-е годы над всем комплексом были надстроены два этажа и здание стало жилым. Дошедшее до нас странное сооружение находится в самом плачевном состоянии.