Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.)

Apr 11, 2012 16:25


С удивлением обнаружил, что большинство современной молодежи ничего не знает о генеральных планах развития Москвы, считая прошлогодний собянинский план первым, единственным и лучшим. Это не так. Только в Советское время существовали: «Город будущего» Бориса Сакулина (1918), «Новая Москва» Ивана Жолтовского и Алексея Щусева (1918-1924), «Большая Москва» Сергея Шестакова (1921-1925), «Реконструкция Москвы» Николая Ладовского, Прямоугольная сетка Ле Корбюзье, Москва как деревня Эрнста Мая, Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг., Брежневский генплан, пара лужковских....
Еще в 1909 году возникло общество «Старая Москва», одним из направлений деятельности которого было создание плана «Новая Москва». Над ним работали А. В. Щусев, И. В. Жолтовский и другие. Целью плана было выявление исторической планировки города Москвы и развитие ее в соответствии с современными нуждами. После революции работа над проектом продолжалась. План был опубликован в 1923 году (за подписью А. В. Щусева). По этому проекту ядром города становились объединенные Кремль и Китай-город  («Золотой город»); его окружали пять поясов: «Белый город» (в кольце бульваров), «Земляной город» (в кольце Садовых), «Красный город», пояс городов-садов и Зеленый пояс. «Красный город» предполагалось разместить в Новом парковом кольце, туда входили Ходынское поле, Сокольники, Лужники, а пояс городов-садов был привязан к станциям окружной и радиальной железных дорог. По плану Щусева должны были создаваться новые сквозные кольца с новыми мостами через Москва-реку, не нарушая коренным образом старую планировочную структуру Москвы.



Кликабельно (осторожно, большой размер: 6179*8019)


Другие публикации:.
Дранг нах Зюйд-Вестен 1. Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 - 1925 гг.)
Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.) )
Дранг нах Зюйд-Вестен 3. Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин)
Дранг нах Зюйд-Вестен 4. Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье
Дранг нах Зюйд-Вестен 6. Москва как деревня Эрнста Мая
Дранг нах Зюйд-Вестен 7. Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.
Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 - 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков
Дранг нах Зюйд-Вестен 9. Каким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годов



Москва будущего

Алексей Викторович Щусев

«Красная Нива», 1924 год.




Проблемы города всегда привлекали лучших из мечтателей человечества, но, увы, их мечты редко осуществлялись. Возведение, восстановление и изменение планов городов известно было, начиная с глубокой древности в Азии (Месопотамия) и Африке (Египет), но тон европейского города последних столетий был в основе заимствован от новых городов эпохи Александра Македонского, когда строились Александрия, Дамаск, Пальмира и др., с великолепными прямыми, широкими улицами, окаймленными колоннадами.

У нас так строился Петербург, который иностранцы считали одним из красивейших городов своего времени. Вторая половина XIX века разрушила и изменила большинство из его великолепных улиц и проспектов. Та же вторая половина XIX века для Парижа принесла обратное. Знаменитый префект Парижа барон Гаусман осуществил мечты зодчих Великой Французской Революции и перепланировал Париж, разрезав его запутанные средневековые кварталы прямыми avenues и кольцами бульваров, при чем, конечно, погибло много и старого очарования мелких кварталов эпохи XVIII столетия. Лондон, Вена, Берлин пошли по тому же пути. Америка строила свои города с кинематографической быстротой, но в гигиеническом и эстетическом отношении это строительство было мало содержательно и мало интересно.

Забытой оказалась наша старушка Москва с ее дивным Кремлем и чудной схемой старого кольцевого плана. Если бы Москва в забытьи консервировалась, это было бы даже хорошо, мы имели бы вторую Венецию без воды, но Москва - промышленный центр России - все-таки строилась и воспринимала по-своему европеизм, а потому дошла она до нашего времени в скверном и испорченном издании. Наконец настал черед мечтать и для Москвы. А Москва, если начнет мечтать, то эти мечты будут «во-всю», хотя бы они пока что и оставались лишь на бумаге.

Итак, взглянем на Москву с высоты аэроплана в 1950 году, бросим взгляд свой начиная от центра во все стороны, как бы с высоты гигантской башни. Прямо под нами изысканным узором строений, стен и башен сверкает хорошо знакомый нам Кремль, наша гордость. День праздничный, яркий, в Кремле толпы народа. Но это не парады войск, это не замкнутая жизнь центра государства. Здесь веет чем-то иным. Кремль - музей, один из величайших музеев мира, музей всех трех пластических искусств (т.к. архитектура - это сам Кремль). ВЦИК и Совнарком подобно Парижскому Елисейскому дворцу вынесены в Петровский парк, эту возвышенную, здоровую и топографически ровную часть Москвы, превращенную частью в общественные парки, частью в города-сады. На главной магистрали Ленинградского шоссе распланированы и выстроены дворцы для делового мозга Республики с замкнутыми парадными дворами, амфиладами зал для собраний и деловыми кабинетами.



Перспектива части Кремля и районов Хамовнического и Замоскверецкого

Эти здания начинают собою планомерно новое строительство наиболее здоровой части Москвы, ее северо-западного угла и охватывают извилины верхнего течения Москвы реки с ее лесными массивами на протяжении почти 20 верст. Крылатское, Хорошево, Серебряный бор, Покровское-Стрешнево; это образцовые города-сады, куда после делового дня съезжаются москвичи на трамваях, метрополитенах и частью на аэроомнибусах, имеющих в центре остановки на плоских крышах специальных построек. Двух и трехэтажные жилые дома, улицы с широкими тротуарами, площади и уютные парки с театрами и другие общественные здания, вот характер жилой новой Москвы, распространившейся за 25 лет в сторону северо-западного клина. Поворачиваясь с нашего обсервационного пункта в противоположную сторону на юго-запад, мы видим совершенно иную картину; промышленная Москва: Симоново. Известное Сукино болото вплоть до Коломенских высот двигается, пыхтит, лязгает, но не дышит. Всюду электричество и бездымный уголь. Все Сукино болото с его пыльными и малярийными трясинами изрыто ковшами промышленного и лесного портов. Набережные обслужены железнодорожными линиями и обстроены стройными рядами складов с автоматическими подъемными кранами. Порт кишит судами и баржами пришедшими как с верховьев, так главным образом с Оки, с которой при помощи шлюз установлено удобное сообщение.

Водный транспорт разгружает Московский железно-дорожный узел. На высотах Коломенских располагаются здоровые рабочие поселки с уютными небольшими квартирами для семейных и комнатами для одиноких. Поселки снабжаются библиотеками, банями, прачешными и проч. подсобными учреждениями. Промышленный район с центром сообщается метрополитеном и аэроомнибусами, по окружности же Москва связывается со всеми новыми пригородами новым бульваром 50 саж. ширины (кольца Г), проходящим через Симоново, Москворечье, Воробьево, Фили, Серебряный бор, Петровско-Разумовское, Останкино, Алексеевское, Сокольники, Измайлово и б. Анненгофскую рощу. Этот новый пояс, по которому несутся вагоны трамвая большой скорости, автомобили и мотоциклетки, является для москвичей одной из лучших прогулок вокруг Москвы. За кольцом Г идет наша окружная дорога, но электрифицированная, обслуживающая пассажиров, окружающих Старую Москву городов-садов.



Советская площадь

За Окружной дорогой зеленеет 2-верстная по ширине зеленая заградительная полоса насаждений, в которую местами вкрапливаются поселки, уютные веселенькие с электричеством, канализацией и водопроводом. Все они входят в черту города, которую замыкает включенный в городскую площадь и сам зеленый пояс. Зелень, которая поглощает пыль и дает кислород, должна проникать внутрь организма самого города Москвы, она, как легкие, должна снабжать воздухом центральный организм, а потому от зеленого пояса клиньями зелень врезается по нескольким направлениям к центру.

Первый клин от Нескучного сада через территорию Сельско-Хозяйственной Выставки и Бабий городок, врезаясь до самого Каменного моста, идет зеленым широким бульваром, поворачивая через мост, направленный на новую площадь перед Румянцевским Музеем. Бульвар далее продолжается параллельно Александровскому саду вплоть до Охотного ряда, проходя по Моховой на местах уничтоженных старых лавок. Уцелел один манеж с его колоссальной 21 саженной деревянной фермой, перекрывающей стены, и служит местом небольших выставок, базаров и зимних гуляний. Автобаза переносится в спортивную часть Москвы у подножья Воробьевых гор, этого чудного излюбленного москвичами исстари места, для прогулок.

Весь горный склон превращается при помощи монументальных лестниц в спортивный Акрополь, с памятником Ленину, стадионами, гимназиумами и школами плавания и речного спорта. Вся низменная часть Хамовников распланировалась частью для военного, частью для учебного спорта. Крупные военные маневренные лагери перенесены в Наро-Фоминскую, а аэро-база на ст. Подосинки. Вход с Воробьевых гор напоминает виды Рима в композициях Пиронези со строгими очертаниями общественных зданий, улиц, площадей и бульваров.

Второй зеленый клин врезается к Трубной площади через зеленые массивы Лазаревского кладбища, превращенного в парк, сады быв. Екатерининского института и Самотецкий бульвар. И, наконец, третий клин зелени окаймляет реку Яузу и идет от Сокольников к Устинскому мосту. Кроме того многие частные сады Замоскворечья и др. частей города превращаются в общественные скверы и увеличивают площадь свежего воздуха, доводя ее до 6 кв. саж. на одного человека.

Благодаря зелени, доходящей до центра, обеспечен правильный обмен воздуха в городе и вентиляция районов, ослабляющая летние эпидемические заболевания, возникающие обыкновенно при городской скученности и плохих санитарных устройствах. Достижения в области санитарии и гигиены особенно дают себя чувствовать в Москве 1950 г., в противовес тяжелым годам революции и гражданской войны.

Мы видим прекрасную поливку улиц, обилие фонтанов и, что особенно важно в культурных населенных центрах, прекрасно оборудованные подземные уборные с душами. Питьевая вода проведена из камер с верховьев Волги, при чем она озонируется и прекрасно фильтруется на специальных фильтрах, откуда поступает в водонапорные резервуары на высотах Воробьевых гор или в Башнях Рублевских.



Центральный вокзал

Население Москвы. Москва в наше время имеет на десятину 92 чел. жителей; к 1950 г., принимая ее территорию вместе с 2-верстным зеленым поясом в 50 тыс. десятин и считая по 60 чел. на десятину, - она будет иметь только три миллиона населения, а потому Москва должна увеличиться территориально, чтобы вместить до 5 миллионов жителей. Мы видим на северо-западе, северо-востоке и севере Москвы выделяющиеся клинья жилых городов-садов, вмещающих в себе разросшееся население города, проживающее не стесняя старого города и применяя все новейшие удобства санитарии, гигиены и путей передвижения. Эти новые городки, перерезанные бульварами и парками, представляют собою здоровые для жилья места, где население пользуется всеми удобствами и при том близко примыкает к столице. Но этого мало - Московский железно-дорожный узел настолько развился в новой Москве, что явилась 2-я окружная дорога на расстоянии 11 верст от зеленого пояса. Станция Томилино, Пушкино, Одинцово являются большими сортировочными станциями новой Окружной дороги. Москва перерезана с севера на юг и с востока на запад частью эстокадными, частью подземными электрическими ж.-д. линиями. Поезда с севера и востока и обратно идут без пересадки. Мы видим новый центральный вокзал Октябрьской дороги, перекрытый гигантскими, 40-саженными, ажурными арками. Поезда проходят во 2-м этаже, вся же Каланчевская площадь изменила свою конфигурацию, при чем косогор исправляется с легким подъемом, начинается широкое авеню с бульварами, ведущее в Сокольнический парк.

Метрополитен, перерезающий Москву по 2-м диагональным направлениям с северо-запада на юго-восток и с юго-запада на северо-восток, продолжается вплоть до линии 2-й окружной дороги, а потому по его магистралям мы видим целые ряды благоустроенных жилых поселков, разделенных зелеными массивами: Лосиноостровским, Измайловским, Серебряным бором и другими. Таким образом, большая Москва, сохраняя форму концентрических кругов, развивает свою жилую площадь клиньями звездообразно.

Река-Москва, воды которой усилены смежными реками при помощи шлюз, уже не имеет вида лужи в центре города, это полноводная река подобно той, которую мы теперь видим выше Бабьегородской плотины.

По ней идут легкового типа изящные катера, развозя с поразительной скоростью пассажиров, они снабжены и электричеством и воздушными двигателями. Речной спорт на гичках в летние вечера оживляет реку, набережные которой строго опоясаны ажурными балюстрадами: мосты пересекают реку в 20-ти и более местах, замыкая в кольца трамваи А, Б, В и Г. Особенно интересен мост Каменный со скульптурой из бронзы, весь сложенный из белого уральского мрамора, шириною в 40 метров.



Хамовничемкий район

Легкий ажур алюминиевых ферм украшает полузагородные мосты - Крымский, Пресненский и др. Стрелка у Бабьегородской плотины вся обработана мраморными лестницами и украшена витой колонкой в барельефах, изображающих историю последних десятилетий Республики. Набережные против Кремля с расширенными панелями обстроены великолепными общественными зданиями государственного значения.

Собор Василия Блаженного высится над уступчатым идущим к Москворецкому мосту бульваром, начинающим от рек Красную площадь, где у стены высятся ступени гранитного амфитеатра, в центре которого массивный пьедестал с гробницей В.И.Ленина.

Красная площадь завязывается с группой площадей центра: Свердловской, площадью Революции и нынешним Охотнорядским проспектом, переходя монументальным бульваром, как раньше указывалось, к площади Румянцевского Музея. Вместо Охотного ряда высится силуетами стройных башен в небе большой дворец СССР с колоссальной аудиторией на 10 тыс. человек.

Хотя ему по площади места мало, но техника дает возможность гнать здание ввысь, чем завершается его причудливый силует. Лифты разных скоростей перебрасывают делегатов из залы заседаний в кабинеты, библиотеки, музеи, столовые и прочие подсобные помещения. При дворце есть и наружная кафедра, а вокруг здания на кронштейнах и консолях скульптурные изображения великих деятелей на пользу человечества. Широкая улица ведет от Театральной площади к Лубянской, трамваи, проходя тоннелями, не загромождают ее, при чем выход на Мясницкую расширен до 15 саженей. Мостовые везде из норвежского гранита кубической формы, частью мозаичной кладки. Дворец СССР всю ночь освещен прожекторами и будучи выстроен из белого уральского мрамора особенно эффектен на фоне темного ночного неба. Театры оперные и драматические разбросаны по всем районам. Это не сухие одинокие здания, нет, это группы зданий театрального действа с подсобными школами и декоративными мастерскими. Актер живет у своего театра, он жрец искусства.

Рынки Москвы с холодильными складами, расположенные по периферии кольца Б, с раннего утра пестреют народом.

Чистота образцовая, снабжаются со станции метрополитенов и 2-х диаметров железных дорог, пересекающих Москву.

Сухаревский торг, отголосок Азии, лишь по воскресеньям веселит глаз суетливой и пестрой толпой. Подача продуктов централизована и упрощена при помощи водного транспорта.

Торговые центры Китай-города с 3-ярусными в виде бетонных террас зарядьем снабжаются образцами товаров, идущих из всех фабричных центров СССР. Дома здесь американского типа с вертикальными подъемниками и движущимися площадками соединяются между собою ажурными закрытыми мостиками. Москва промышленная выявлена ярко и сильно, с ней давно считается иностранный рынок.

Москва белокаменная, - но белый камень заменен белым уральским, не портящимся от морозов, мрамором. Архитектура строгая и логичная - вся в пропорциях. Рельефы местности увязаны с архитектурой и лишь помогают ей.

В противовес Москве жилой с садами и бульварами центр Москвы монументален и строг. Старина сквозит ярким ажуром исторического прошлого, углубляя значение великого центра Республики. По кольцам бульваров, обработанных пропилеями и лестницами, располагаются памятники великим людям, писателям, политическим деятелям, музыкантам, ученым - это наглядная азбука для подрастающих поколений. Силуеты новой Москвы изменились - города-сады стелятся невысокими группами домов в 2-3 этажа с театра, возвышающимися башнями площадок для аэропланов и другими общественными зданиями. Нормы густоты и высоты построек предусматривают ширину улиц и размер дворов и площадей. Больше света, больше солнца - вот девиз северных стран, не допускающих убийства организмов в помещениях без солнца и света. Санатории, больницы, климатические станции виднеются в наиболее возвышенных и окруженных зеленью частях города. Тут же и стадионы летние и зимние. Топливо не загромождает унылыми складами дров пустопорожние места Москвы.



Москворецкий порт

Трубопроводы из торфяных и угольных близлежащих мест, хорошо изолированные от потери тепла, отопляют, подобно электрическому освещению целые кварталы.

Лучшие места в районах отведены под учебные заведения, оборудованные гимназиумами, где молодежь приучается к будущей гражданской общественной работе. Весь сектор Хамовников до самого Новодевичьего монастыря отдан университету, клиникам и др. подсобным учреждениям высшей школы. Академический центр в районе Румянцевского Музея и нагорной части Пречистенского бульвара. Вместо лачуг в переулках возведены соответствующей высоты и объема институты, колледжи и лаборатории.

В центре на площадях допущены силуэтные высокие дома, окруженные парками, это населенные деловым рабочим людом с утра до вечера ульи, пустеющие к ночи и наполняющиеся утром, но их немного, это лишь одиночки. Высота застройки понижается от центра к периферии, где идут дома не выше 3-х этажей. Красота в простоте и величии для монументов и в теплоте и уюте для жилья - вот Девиз архитектуры новой Москвы. Канализационные сооружения при помощи биологических очисток и автоматических мусоросжигателей избавляют Москву от ужаса летних эпидемических заболеваний, а болотца низменных мест исчезли под устройством изящных искусственных и проточных бассейнов с фонтанами. Не видно чахлых подвалов, рабочее население живет в здоровых городах-садах и ранним утром специальными поездами перебрасывается к фабрикам, складам и заводам.

На этом мы кончаем наш полет на аэроплане над Москвой 1950 года и стремимся этот сон превратить в действительность при помощи труда и разумного общественного законодательства.

Источники: http://www.etomesto.ru/img_map.php?id=55
http://arx.novosibdom.ru/node/2383
http://lobgott.livejournal.com/30184.html
http://www.ivrome.ru/2010/05/moskva-budushhego/

Другие публикации:.
Дранг нах Зюйд-Вестен 1. Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 - 1925 гг.)
Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.) )
Дранг нах Зюйд-Вестен 3. Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин)
Дранг нах Зюйд-Вестен 4. Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье
Дранг нах Зюйд-Вестен 6. Москва как деревня Эрнста Мая
Дранг нах Зюйд-Вестен 7. Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.
Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 - 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков
Дранг нах Зюйд-Вестен 9. Каким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годов

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=bdb_2000

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Сталинская архитектура, Советская архитектура, реконструкция Москвы

Previous post Next post
Up