Про дворы.

Mar 04, 2012 20:27



Проживая в крайне эклектически смешанном райончике имею наблюдать несколько разнообразных концепций организации дворового пространства, что, кроме всего прочего имело и немалое значение для архитектурного облика вообще, так и на мироощущение горожан проживавших в этом пространстве.




В далёкие уже от нас 30-40-50 годы господствовала система "закрытых дворов", поквартальной организации городского пространства. Выражалось это в первую очередь строительством корпусов П-образной формы или соединением рядом стоящих корпусов арками, глухими стенами или, на худой конец, капитальным заборами из кирпичных столбов с крепкими решётками, образующими предельно замкнутое пространство, внутри которого располагалось и большое количество необходимой для жителей инфраструктуры: детские сады (часто располагавшиеся в цокольных этажах таких зданий), выйдя в арку можно было сразу попасть в магазин наиболее употребительного вида - "Хлеб", "Молоко", "Бакалея". Часто тут же, либо примыкая имелась школа, стадиончик или спортплощадка - тоже окружённые забором крепким и калиточкой или воротами для входа.




Подобная концепция была воспринята ещё от дореволюционного быта "доходных домовладений" и прочего тогдашнего фарша с его предельной концепцией вроде классических питерских домов-колодцев. Послереволюционные пертурбации и возникновение конструктивистских  представлений о замкнутых домах-комбинатах для жилья и работы с культпросветом в одном флаконе несколько расширяли эту замкнутость, но не сильно. Дома-крепости вокруг замкнутого мирка "своего двора". Если взглянуть на старые карты тех лет прекрасно видно, что дома или квартальчики обнесены заборами, с отнесённой к ним территорией, строго разграничивающих "своих" и "чужих". Важным лицом на этой территории были дворники, выполнявшие не только и не столько коммунальную функцию, но и сторожевую, милицейскую ,пожарную и ещё чёрт знает какую вплоть до воспитательной для подрастающего поколения.




Такая замкнутость естественно провоцировала и определённое умонастроение у граждан, проживающих в этих границах. За забором существовал чужой, "не наш" мир, и за улетевшим за забор мячом, порой, приходилось обежать полквартала, чтоб нырнуть в ворота и достигнуть места приземления оного в двух-то метрах от "границы". Порой, это было чревато серьёзными проблемами с тамошними обитателями, крайне нервно  реагирующими на проникновение к себе чуждого элемента. Всё вот эти "походы на чужой райончик" и "наших бьют!" - они откуда-то оттуда, и практически рассосались с упразднением такой градостроительной политики.




А вот мой отец ещё прекрасно помнит, как в 50-ые в его родной Коломне на любых общенародных празднествах завершалось всё обязательным разбором штакетника из палисадника и бодрыми молодецкими походами в соседний двор по поводу того, что кто-то вспомнил, что опять наше бельишко эти гады надысь своровали! или чем-то подобным. Причём участие в молодецкой забаве принимало далеко не только молодое поколение, но и матёрые мужички, со своими матронами.




Мне ,родившемуся уже гораздо позже объявления поквартального расселения пережитками культа личности и полного объявления прогрессивной и правильной только "свободной городской планировки", по переезду из Чертанова в райончик с ещё старорежимным заборно-арочным замкнутым пространством здешние порядки и в общем обычные походы этих на наших и наоборот казались уже диковатыми, но приходилось и в меру сил участвовать. Впрочем, остатки того наследия довольно быстро устранялись, точечная застройка, активное перемешивание населения и прочие градостроительные новшества довольно быстро устраняли эти ретроградные инстинкты "зазаборного существования".




С конца 50, как я уже сказал единственно верной объявили свободную планировку с произвольным расположением корпусов, учитывая скорее особенности рельефа, ориентации по сторонам света или розы ветров, чем параллельно-перпедикулярность к улицам. Изменились и нормы с правилами по организации и заполнению пространств между домами инфраструктурными объектами и сформировали в конечном счёте такой привычный нам образ "советского города", оставаясь в основных чертах актуальным и поныне.




Впрочем, прошлое сопротивлялось. Граждане, въезжая в новые, понатыканные посреди пока пустырей и на свободных пространствах башни и произвольно стоящие корпуса в первую очередь начинали устраивать "свои личные пространства", проявившиеся в виде срочной организации вокруг домиков палисадников. В первую очередь, стремясь укрыться от неуютного простора всё густо засаживали быстрорастущими ясенями, ивами, клёнами прям под окнами. Разрастаясь они глухо скрывали домики от чужих глаз, лезли в окна, загораживали свет, но граждане всё одно их очень любили. Я по такому дереву лазал к себе на второй этаж, если дверь захлопывалась или забывал ключи, когда жили на Днепропетровской в доме 71 года постройки. Ещё ветви деревьев были густо завешены всякими выброшенными из окна тряпками. Дерево перед своим окном мы так и назывли - "Дерево чудес". Чего на нём только не висело. Лишь чуть позже граждане стали прореживать эти густые насаждения, входя слегка в берега.




Кроме того, жители всяких деревень типа Бирюлёвых и Зябликовых, въезжая в новые дома активно начинали разбивать под окном чуть ли не огороды. В обязательном порядке обнесённые устрашающими загородками из подручных материалрв типа спинок от железных кроватей, кровельным железом и обмотанными проволокой. Я с удивлением встречаю и поныне такие "палисадники", забредая иногда в особо старые районы первых хрущоб типа Зюзина.




Вообще - гулять по этим палисадникам было для детей прикольно. В связи с выбрасыванием из окон большого количества полезных в детском хозяйстве вещей. Опасные бритвы, уроненные спичечные коробки со спичками и без, авторучки, в общем - много полезного. Я как-то нашёл царскую ассигнацию в 5 рублей от 1903 года. Палисадники охраняли от банд промышляющих детей бдительные старушки. Обычно они поливали из стоящих наготове кастрюль водой, а то и какими помоями, иногда ловко тыкали шваброй из окна первого этажа и громко вопили: "Ото, бандит, всё мамке расскажу, чем ты стервец занимаисся!". От непонимания того, чем же это таким страшным ты занимаешься было ещё страшнее и нервощипательней пробираться по палисадникам.




Лишь к 80-ым годам этот зуд к разведению огородов под окнами пошёл на спад и граждане  начали если и благоустраивать подоконные территории, то чем-то типа клумб с цветочками и потихоньку исчезли эти загончики из старых корыт и кроватных сеток.




Нынче же наблюдается несколько разброд и шатание в оформлении придомовых территорий. С одной стороны появилась вновь тенденция к анальному огораживанию. Новые точечные монолиты бизнес-класса всячески обносят заборами разной степени глухости, стоят у шлагбаумов крепкие охранники. Ретроградное сознание взыгрывает у проживающих в старорежимных престижных сталинках, взявшихся массово восстанавливать утраченные было за 30-40 последних лет заборы, арки и устанавливать тоже шлагбаумы... Впрочем, отката какого-то значимого нет. В целом дворы остаются открытыми, несмотря на то, что во многих, благодаря возросшему благосостоянию граждан отдельные энтузиасты или коллективы ТСЖ обустраивают целые сады, успешно борющиеся на всяких конкурсах типа "Московский дворик"...

Впрочем, если говорить о сейчас ,то главная опасность и тенденция состоит в обезлюживании дворовой территории. Многочисленные детские площадки в основном пустуют, исчезают за ненадобностью доминошные столы а лавочки оккупируются в основном зашлыми аличами вмест традиционных бабушек со второго этажа. Все предпочитают проводить время в интернетах и у телевизоров. Освобождаемая людьми территория планомерно заполняется автомобилями. Хотя лично мне хочется верить, что московский дворик будет продолжать жить, а не превратится в одну сплошную автостоянку с торчащей посреди неё казённой пустующей горкой с гордой надписью "Установлена под контролем Единой России". Да, пока ещё надеяться можно.

90-е, 70-е, старое и новое, 50-е годы, 60-е

Previous post Next post
Up