Московское метро 1980 г. Часть 4-я. Кольцевая линия

Jan 09, 2012 01:53

Поздравляю всех с прошедшими Новым годом и Рождеством и продолжаю свою серию "Московское метро 1980 г." сканами фотографий из книги "Московское метро" издательства "Московский рабочий". На этот раз речь пойдёт о станциях Кольцевой линии. Кому-то может быть интересно почитать о деталях, кому неинтересно - просто посмотрите на снимки тех лет. Для более подробного изучения архитектурных и технических характеристик - я добавил ссылки на статьи в Википедии на названия станций.

Предыдущие репортажи:
Часть 1-я (первая очередь Московского метро постройки 1935 г.).
Часть 2-я (Горьковско-Замоскворецкая линия, ныне - Замоскворецкая)
Часть 3-я (Арбатско-Покровская линия)




Итак, начнём со станции "Парк культуры". Станция открыта 1 января 1950 года в составе участка "Парк культуры" - "Курская". До 1980 г. носила название "Парк культуры имени Горького". Станция глубокого заложения (40 м.), пилонного типа. Автор проекта - Игорь Евгеньевич Рожин. Оформление станции посвящено отдыху советской молодёжи.

Центральный зал станции.


Следующая после "Парка культуры" станция - "Октябрьская". До 1961 г. носила название "Калужская" по названию расположенной перед выходом со станции Калужской площади. Станция глубокого заложения (40 м.), пилонного типа. Автор проекта - Л. М. Поляков. Создавалась как "храм-памятник" павшим в Великой Отечественной войне.

Наземный вестибюль станции. Турникеты старого типа.


Посадочная платформа.


Выход на посадку из центрального зала станции через проём между пилонами.


Торец центрального зала, который символизирует собой своего рода "алтарь" этого подземного "храма" в честь павших в время Великой Отечественной войны, в котором спрятан проход в служебные помещения станции.


Следующая станция "Добрынинская". До 1961 г. носила название "Серпуховская". Станция глубокого заложения (35,5 м.),  пилонного типа. Авторы проекта - М. А. Зеленин, Л. Н. Павлов и М. А. Ильин. Оформление порталов между пилонами выполнено в стиле древнерусского зодчества. Тема оформления станции посвящена труду советского народа.

Вид на центральный зал станции из портала между пилонами.


В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С. А. Павловский).


Следующая станция "Павелецкая". Станция глубокого заложения (40 м.), пилонного типа. Авторы проекта - Н. Я. Колли, И. Н. Кастель/ Зал декорирован изнутри мозаичным панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор - П. Корин); ранее на месте панно находился медальон с изображениями Ленина и Сталина (автор - М. Г. Манизер).

Центральный зал станции.


За "Павелецкой" следует станция "Таганская". Станция пилонного типа, глубокого заложения (53 м.). Авторы проекта - К. С. Рыжков и А. А. Медведев. Оформление станции посвящено славным подвигам советских воинов.

Вид на центральный зал станции.


Один из барельефов, украшающих центральный зал.


Следующая станция "Курская". Колонного типа, глубокого заложения (40 м.).  Авторы проекта - Г. А. Захаров и З. С. Чернышёва. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа.

Центральный зал станции. Видно, что переход на "Чкаловскую" и второй выход в город ещё отсутствует.


Колонна в подземном вестибюле станции.


Далее следует станция "Комсомольская". Открыта 30 января 1952 года в составе участка "Курская" - "Белорусская". Станция глубокого заложения (37 м.), колонного типа. Архитекторы - А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная, В. С. Варванин, О. А. Великорецкий. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней, посвящённых известным историческим личностям России и СССР.

Центральный зал станции.


Панно "Александр Невский" на потолке станции. Говорят, что во времена Хрущёва, когда с новой силой была развёрнута борьба с религией Хрущёв лично приезжал убедиться, что хоругвь на панно не несёт в себе религиозной пропаганды. Вот такие вот глупости бывали.


Посадочная платформа.


Следующая станция "Проспект Мира". До 1966 г. носила название "Ботанический сад" по расположенному в Грохольском переулке филиалу ботанического сада биологического факультета МГУ "Аптекарский огород". Станция пилонного типа, глубокого заложения (40 м.). Авторы проекта - В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус. Основная тема оформления станции - сельское хозяйство СССР.

Центральный зал.


За "Проспектом мира" против часовой стрелки следует станция "Новослободская". Станция глубокого заложения (40 м.), пилонного типа. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Замечательным украшением станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража, размещённых внутри пилонов и окаймлённых сталью и золочёной латунью. Витражи выполнены Латвийским отделением Художественного Фонда СССР, художники - Э. Вейландан, Э. Крестс и М. Рыскин. Существует мнение, что витражи скрыто выполненны по мотивам вышивки облачения церковнослужителей допетровских времен, эскизы к которым были обнаружены в фондах Ленинской библиотеки.

Наземный вестибюль.


Центральный зал станции.


Один из витражей.


За станцией "Новослободская" следует станция "Белорусская". Станция глубокого заложения (42,5 м.), пилонного типа. Авторы проекта - И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, А. А. Марова и Я. В. Тараржинская. Тема художественного оформления - хозяйство и культура Белоруссии. Украшениями потолка являются лепной орнамент и 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены по эскизам художника Г. И. Опрышко мастерами С. Волковым и И. Морозовым).

Центральный зал станции.


Одно из мозаичных панно на своде центрального зала.


Следующая станция "Краснопресненская". Станция открыта 14 марта 1954 года в составе участка "Белорусская" - "Парк культуры" вместе с "Киевской". Этот участок замкнул Кольцевую линию. "Краснопресненская" - станция глубокого заложения (35,5 м.), пилонного типа. Авторы проекта - В. С. Егерев, М. П. Константинов, Ф. А. Новиков и И. А. Покровский. Тема художественного оформления - революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. На своде центрального зала - 14 барельефов (авторы - Н. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, В. А. Фёдоров, Ю. Г. Ушков, Г. Н. Колесников), шесть из которых посвящены революционным событиям 1917 года, восемь - революции 1905 года.

Наземный вестибюль.


Центральный зал станции.


И в заключение - станция "Киевская". Конструкция пилонная, глубокого заложения (53 м.). Архитекторы - Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники - А. В. Мизин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.

Центральный зал станции.


Спасибо за внимание. В следующий раз я расскажу о некоторых станциях Калужско-Рижской линии.

Навигация по альбому:
Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия
Горьковско-Замоскворецкая (Замоскворецкая) линия
Арбатско-Покровская линия
Кольцевая линия
Калужско-Рижская линия Ждановско-Краснопресненская (Таганско-Краснопресненская линия) линия

Москва, метро, СССР, история, фото

Previous post Next post
Up