Рад приветствовать участников сообщества "Моя Москва"! Пишу с тем, чтоб поделиться, собственно, Моей Москвой, как я её вижу своим близоруким, но рентгеноскопическим глазком. Я, как ни странно это прозвучит, коренной москвич, вырос и всю жизнь прожил в Москве, хоть и по разным адресам. Впрочем, будучи школотою, не исследовал город и лишь в 2008 году, оторвав взор от письменности, приступил к планомерному освоению Старой Москвы.
Первым, что я увидел, был район Ивановской горки. Особая атмосфера данного места в дальнейшем определила мое отношение и к остальным частям центра. Постепенно я поднаторевал в любительском краеведении, и в итоге этим летом мне внезапно пришла в голову идея сделать некий тотальный Путеводитель по всему историческому центру города, чтоб собрать воедино информацию по всем улицам и переулкам, а также зданиям и прочим объектам. Разумеется, с картинками! Попутно под впечатлением от трудов тов. Рахматуллина мне стали приходить в голову метафизические интуиции, которые также прилагаются.
В основу деления положен радиально-кольцевой принцип. В пределах Садового кольца я выделяю 40 "районов", ещё, наверно, столько же будет снаружи, но в пределах ЦАО. Пока отснял Китай-город, понемногу комплектую статьи. Ниже приводится статья об Ильинке.
Оригинал статьи "
Улица Ильинка" лежит на моём сайте (там табличная верстка и картинки кликабельны, здесь мои криворуки не позволяют этого сделать). Историческая справка - компиляция из открытых источников, остальное - мой текст.
История
Название XVI века, дано по Ильинскому мужскому монастырю (Ильинский на Торговище, на Дмитровке, на Крестце, на Новгородском подворье, у палат Новгородского митрополита, у двора Гостиного, что в Ветошном ряду; первое упоминание 1508 г.), с каменной церковью Ильи Пророка (построена в 1518, существует поныне, дом № 3). Ранее улица называлась Дмитриевкой по стоявшей на перекрёстке (на крестце) церкви Дмитрия Солунского (на месте Биржи; впервые упомянута в 1472 г, снесена в 1790). В ночь на 17 мая 1606 г. набатом от соборной церкви монастыря был дан сигнал к восстанию, жертвой которого пал Лжедмитрий I. Монастырь был упразднён после пожара 1626 г., после чего церковь стала приходской.
В 1935 году, после смерти видного коммунистического функционера В. В. Куйбышева улицу наименовали улицей Куйбышева; историческое название возвращено в 1990 г.
Ранняя история
В XV веке Дмитриевка-Ильинка начиналась непосредственно от Фроловских (Спасских) ворот Кремля и шла до современного Большого Черкасского переулка, по линии которого в 1394 г. был проложен оборонительный ров. Поэтому находившаяся в конце улицы церковь Николы «Большой Крест», впоследствии главная святыня Ильинки (снесена в 1934 г., ныне на её месте газон у дома № 17), упоминается в Степенной книге середины XVI века как стоящая «вне града».
В конце XV в. начало улицы было снесено с организацией Красной площади, но эта потеря была компенсирована продлением улицы в 1534-1538 г. с постройкой Китайгородской стены, когда в состав улицы вошел район церкви Николы. Соответствующие ворота Китай-города получили название Ильинских.
XVI-XVII века
Теперь Ильинка начиналась в районе, известном как «Торговище». Гостиные дворы упоминаются уже в духовной грамоте Ивана III. После пожара 1547 г. Иван Грозный возвёл на месте торга на Красной площади гостиный двор с деревянными лавками и переселил в Китай-город купцов со всей Москвы. В 1595 г. деревянные лавки были заменены каменными. В 1641 Михаил Фёдорович, а в 1664 Алексей Михайлович построили рядом ещё два каменных гостиных двора. Эти гостиные дворы насчитывали 200 рядов и 4 тысячи лавок; на их месте, в 1790-1810 по проекту Джакомо Кваренги был сооружён современный, грандиозный по тем временам Гостиный двор.
Значительные площади на Ильинке были розданы монастырям под подворья, так что в XVII веке на улице были: Новгородское подворье (дом № 3), Троицкое (№ 5), Иосифовское (№ 7), Алексеевское, Воскресенское. Между церковью Дмитрия Солунского и современным Никольским переулком был Посольский двор, где останавливались приезжавшие в Москву послы, в связи с чем переулок тогда носил имя Посольской улицы. В 1680 г. купцы Филатьевы построили каменное здание церкви Николы Большой Крест, причём подклет ее использовали для хранения своих товаров. За церковью, в самом конце улицы, находился большой двор князя Барятинского.
XVIII - начало XIX века
В 1717 г. в пустующем Посольском подворье была устроена мануфактура Толстого, Шафирова и Апраксина. Подворье сгорело во время большого пожара 1737 г.
В Екатерининскую эпоху Ильинка была благоустроена: в 1782 г. Иван Старов спроектировал современную Биржевую площадь, получившую тогда название Карунинской (по дому и латунной фабрике купца Карунина); в 1785-1786 гг. на Ильинке были построены «великолепные с огромною архитектурою обывательские дома, имеющие под собой лавки, число коих простирается до 60, и во всех почти торгуют галантереею, придавая сей части города немалые красоты». Строится новый Гостиный двор. Улица выгорела в 1812 г., притом старые здания торговых рядов ещё и были разрушены от взрыва заложенной в Кремле мины. На их месте были выстроены новые, ампирные, по проекту Осипа Бове. В 1839 г. на месте снесённой церкви Дмитрия Солунского было построено здание Биржи, заменённое в 1875 г. современным.
Конец XIX - начало XX веков
В пореформенную эпоху Ильинка окончательно превратилась в главную деловую улицу Москвы - центр финансовой жизни и оптовой торговли. Строится новое здание Биржи. Перестраиваются в соответствии с современными требованиями торговые ряды и монастырские подворья. Из комплекса зданий Общества Теплых Рядов (архитектор Александр Никитин), окружающего церковь Ильи, основное было построено в 1865 году. В 1893 году Александр Померанцев строит современное здание Верхних Торговых рядов (ГУМ), а несколько раньше, в 1891 году, Роман Клейн строит с противоположной стороны улицы здание Средних торговых рядов, которые, в отличие от Верхних, предназначались для оптовой торговли. В 1875 г. Троице-Сергиева лавра перестроила свое подворье (№ 5), воздвигнув пятиэтажный доходный дом с башенкой, долгое время остававшийся самым большим гражданским зданием Москвы. Сдача внаем помещений подворья приносила монастырю большие доходы. В частности, на втором этаже подворья располагался Новотроицкий трактир, излюбленное место встреч купцов и биржевиков (упоминается в комедии Островского «Бешеные деньги»). Примеру троицких монахов последовали иосифо-волоцкие, в 1883 г. также построившие пятиэтажное здание Иосифовского подворья (№ 7) в русско-византийском стиле (архитектор Александр Каминский; ныне здание Верховного суда РФ).
Улица застраивается зданиями крупнейших в России банков: Волжско-Камского коммерческого банка (№ 8, 1890 г., архитектор Борис Фрейденберг), Петербургского международного коммерческого банка (№ 9, 1910, архитектор А.Э. Эрихсон; ныне Министерство финансов РФ), Азовско-Донского банка (№ 9, строение 2, 1912 г., архитектор A.Н. Зелигсон), Московского торгового банка (№ 10, 1882, архитектор Борис Фрейденберг), Русского внешнеторгового и Сибирского банков (№ 12, начало XX в., архитектор Роман Клейн; впоследствии архив ЦК КПСС, ныне - Росархив и Государственный архив новейшей истории), Московского купеческого банка (№ 14, 1894 г., архитектор Борис Фрейденберг). В конце улицы выделяется башенкой с часами комплекс Северного страхового общества, ныне представительства Конституционного суда РФ (№ 21-25, архитекторы Иван Рерберг и Вячеслав Олтаржевский; все 1911 г.).
Советская и постсоветская эпоха
В годы советской власти здания Ильинки были заняты под учреждения (в частности, в Средних торговых рядах с 1918 г. располагался Реввоенсовет). Здания в конце улицы, включая здание Северного страхового общества, вошли в комплекс ЦК КПСС. В церкви Ильи Пророка, лишённой куполов, также размещались различные мастерские и учреждения. В 1990-е годы храм возвращён Русской православной церкви, с 1995 года в нём возобновлено богослужение. Между 1996 и 2007 г. под видом «реконструкции» был фактически снесен комплекс Теплых рядов, причём заказчиком работ являлась фирма «Интеко», возглавлявшаяся женой мэра Москвы Ю.М. Лужкова Еленой Батуриной, которая предполагала построить на месте комплекса отель. Теперь, впрочем, «Интеко» ушло от Батуриной в другие руки, вот и посмотрим, каковы они будут по отношению к Ильинке.
Пространство
фото А1
фото А2
фото А3
Ильинка - улица относительно прямая, имеет лишь один поворот, да и тот в самом начале, возле газона на месте церкви Николая Чудотворца, разобранной в 1933 году. Улица также достаточно широка, что создаёт хороший обзор составляющих её памятников модерна. Это утверждение подтверждается снимками А1-3.
Следует отметить, что на фото А3 запечатлён бывший дом Серпуховского городского общества, «Русский внешнеторговый банк» и «Сибирский банк». Архитектор М.Ф. Казаков; 1889-91 гг., архитектор Р.И. Клейн. В основе существующего здания - дом купца П. Хрящева - единственный среди произведений Казакова пример доходного дома того времени. Фасадная пластика его была довольно однообразна и проста, что соответствовало функции - жилье мелких и средних торговцев в верхних этажах, лавки в нижнем. Капитальная перестройка дома в кон. 1880-х-нач. 1890-х гг. по заказу Серпуховского городского общества разнообразила фасадное решение, обогатила его пластику. Три крупных арочных окна второго и третьего этажей - композиционный и смысловой центр дома, его наиболее существенная административная часть (над средним окном шла надпись, свидетельствовавшая о функции здания). Стилистика сооружений тяготеет к рядовой западно-европейской и барочной эклектике. Обращает на себя внимание рельефный фриз над третьим этажом с выразительными львиными масками.
фото А4
Стоит отметить, что Ильинка при движении к центру предоставляет постепенное развертывание вида на Красную площадь, в обратном же направлении проявляется вид на площадь Ильинские ворота, а также на исток Маросейки (см. фото А4). Кроме того, примечательной точкой является Биржевая площадь, предоставляющая круговой обзор своего ансамбля.
Здания
фото Б1
На фото Б1 мы видим здание бывшего Московского купеческого банка, ныне Главное управление специальных программ Президента РФ. Здание построено после 1812 г. по проекту архитектора О.И. Бове, перестроено в 1894 г. по проекту Б.В. Фрейденберга. В здании располагались доходный дом, магазины и товарные склады. Протяженное здание с галереей для лавок в первом этаже надстроено по заказу Московского купеческого банка; тогда же видоизменен и фасад. Здание, несмотря на акцентирование коринфскими пилястрами и арочной лоджией центра фасада композиции, довольно однообразно; его декор несет отпечаток безликого типизированного «барочно-классицистического» украшательства эпохи эклектики. Нас это, впрочем, смущать не должно, ибо современному глазу, скажем прямо, есть за что зацепиться.
фото Б2
фото Б3
На фото Б2-3 мы видим здание бывшего Волжско-Камского коммерческого банка. Здание построено в 1889-90 гг., архитектор Б.В. Фрейденберг, скульптура - мастерская М.Д. Кутырина. Волжско-Камский банк - российский коммерческий банк, один из крупнейших в дореволюционной России. Основан в 1870 г. купцами В. Кокоревым и П. Губониным; правление располагалось в Петербурге. Банк патронировал предприятия нефтяной (Бакинское нефтяное общество) и пищевой промышленности, транспортные компании («Самолёт» и др.), страховые общества («Русский Ллойд» и др.), Владикавказскую железную дорогу. Банк был национализирован в 1917 г. Для нас интерес представляет, конечно, мощный декор и общая композиция здания.
фото Б4
На фото Б4 мы видим здание Торгово-промышленной палаты РФ, бывшая Биржа. Традиционная, стихийная «биржа» московского купечества находилась у старого Гостиного Двора в Китай-городе (Хрустальный переулок). В 1828 купечество обратилось к генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну с предложением учредить в Москве биржу. Биржа была открыта через одиннадцать лет, 8 ноября 1839.
Для строительства московское купечество выкупило участок на углу Ильинки и Рыбного переулка, на котором когда-то стояла церковь Дмитрия Солунского, упразднённая ещё в XVIII веке. Первое здание биржи стоимостью в полмиллиона рублей (частично профинансированное Николаем I) было выстроено в 1836-1839 годах архитектором М.Д. Быковским в стиле ранней «ренессансной» эклектики. Между двумя арочными входами по бокам низкого здания Быковский разместил террасу с тонкими металлическими столбиками. Здесь, на воздухе, долгое время и собирались биржевые маклеры, не желавшие почему-то входить в главный биржевой зал.
Для перестройки Биржи в 1866 был выкуплен смежный участок по Рыбному переулку. Новое здание было выстроено в 1873-1875 А.С. Каминским - зятем Павла Третьякова и домашним архитектором рода Третьяковых в период, когда городским головой был C.М. Третьяков. Новое здание приобрело классический портик со стороны Ильинки и двухэтажный неоренессансный боковой фасад по Рыбному переулку. Оно было рассчитано на одновременный приём до 1150 человек.
В 1925 был надстроен ещё один этаж по проекту архитектора И.С. Кузнецова.
фото Б5
Фото Б5 - Гостиный двор. Территория, где расположен Старый гостиный двор, стала важным центром московской торговли уже в XV веке, когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Впервые о гостином дворе упоминает Сигизмунд фон Герберштейн, бывший в Москве в 1517 и 1526 годах: «Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары». Каменные корпуса были построены в 1590-х годах и перестроены в 1638-41 годах, но с увеличением торговых оборотов гостиный двор снова стал тесен, и в 1661-65 годах его расширили в сторону Варварки (фактически, рядом был возведён ещё один гостиный двор). Строительство проходило под смотрением богатого купца Аверкия Кириллова (его палаты сохранились на правом берегу Москвы-реки на Берсеневской набережной).
В 1786 году московский главнокомандующий граф Я.А. Брюс докладывал Екатерине II о том, что двор «пришёл в совершенную ветхость и угрожает разрушением и падением». Екатерина согласилась с тем, чтобы «гостиный двор распродать по частям желающим с обязательством покупщиков, чтоб новый выстроен таковым же квадратом». В Москве архитектором С.А. Кариным был составлен проект и послан в Санкт-Петербург, но оттуда прислали другой, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Гваренгием зделан». Проект Кваренги подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности, кроме того, московские архитекторы С.А. Карин и И.А. Селихов (под руководством М.Ф. Казакова) нестрого следили за соблюдением проекта, и владельцы строили «весьма медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел; иные разрывши землю, так и оставляли её». Строительство продолжалось с 1791 года (по другим данным - с 1790 года либо с 1789 года) по 1805 год, в результате был возведён корпус двора по Ильинке с заворотами его в переулки, а также часть здания (юго-западный угол) по Варварке.
Здание пострадало во время пожара 1812 года, но было восстановлено и достроено в 1825-30 годах О.И. Бове. В 1903 году центральный ризалит по Хрустальному переулку был перестроен в духе псевдоклассицизма по проекту архитектора С.В. Баркова (по другим данным - К.К. Гиппиуса). Старый Гостиный двор стал прототипом аналогичных зданий в других городах, но его первоначальный облик нарушился из-за закладки наружных и большинства внутренних аркад владельцами лавок; при этом единая галерея второго этажа оказалась разбитой на отдельные помещения.
В конце XX века были выполнены работы по реконструкции и реставрации в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 1994 года № 618, в результате чего был серьезно изменен облик здания. Внутренний двор оказался перекрыт стек-лянным куполом, южное крыло надстроено двумя этажами. Галерея утратила вид на собор Василия Блаженного. Купол изменил панораму Китай-города, открывающуюся с Большо-го Москворецкого моста. Во время реконструкции и реставрации проводились крупномасштабные археологические раскопки, было раскрыто и зафиксировано около 1000 раз-новременных сооружений, собрана коллекция археологических находок, которая выставлена ныне в археологическом музее Старого Гостиного двора. Под сгоревшим деревян-ным купеческим домом XVII века был обнаружен гигантский кладовый комплекс, содержащий 16 сосудов из драгоценных металлов, более 95 тысяч русских серебряных монет и 335 талеров, отчеканенных на монетных дворах Западной Европы от Пиренеев до Скандинавии. В настоящее время площадь внутреннего двора составляет около 12 тыс. м., общая площадь - 82 тыс. м2.
фото Б6
На фото Б6 - часть бывших Тёплых торговых рядов, а также храм Илии Пророка на Новгородском подворье. Построен в 1518-20 гг., вероятно, как главный храм Ильинского монастыря. С XVII в. при Новгородском подворье. С середины XIX в. встроен в здание Тёплых рядов. Одноглавый трёхапсидный храм на подклете с подвалом. Сохранились три яруса поздней колокольни. Закрыт в 1923 г., службы возобновлены в 1995 г. Древнейший из сохранившихся храмов Китай-города.
Формы
фото В1
Фото В1 - тот самый центр композиции Купеческого банка. Тонкости декора говорят сами за себя, но вот на что надо еще обратить внимание: здание как бы прорастает из древней нашей почвы каменным цветком, который увенчан бутоном-вазой, венчаемой застывшим огнем. Острейший интерес вызывает также ряд из двенадцати элементов, что над капителями коринфских пилястр. Приглядитесь: это же безносые головы с разинутой пастью, вверху которой три зуба, а под ними - вываленный в вопле язык! Каждую голову венчает прямоугольная шапка, расширяющаяся кверху. На доме есть и ещё несколько рядов с данными монстрами.
фото В2
Фото В2 - здание бывшего Московского торгового банка (построено в 1882 г., архитектор Б.В. Фрейденберг). Здесь также раздолье для демонолога: окна верхнего этажа разделены ликом странного существа со сросшимися бровями, круглыми, глядящими вниз глазами и бородой. Окна второго этажа похожи на средневековый шлем, во лбу которого - стилизованное изображение пингвина в круге.
фото В3
На фото В3 наблюдается профиль трёх зданий. Первое - административное здание, архитектор В.М. Маят. Построено в кон. 1920-х гг. в стиле конструктивизма. Расположено на месте подворья Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, находившегося здесь с сер. XVII в. Здание в стиле конструктивизма сооружено по проекту архитектора В.М. Маята - одного из крупных мастеров архитектуры предреволюционных лет, много работавшего по заказам купеческих семей Рябушинских и Морозовых, особенно удачно в стилистике неоклассики. Мастерство и профессионализм архитектора проявились в его конструктивистской постройке, композиция которой при общей простоте тематически богата. Неповторимость зданию придают три плоских «столбца» эркеров со сплошным остеклением, расположенных в центре фасада, обращенного к улице.
Дальше видны оранжевые колонны поликлиники Минфина РФ. Бывшее здание Азовско-Донского банка. Здание построено в 1911-12 гг. архитектором А.Н. Зелигсоном. Принцип фасадной композиции здания несколько напоминает петербургскую постройку знаменитого немецкого архитектора П. Беренса - одного из основоположников немецкого югендстиля - дом посольства Германии на Исаакиевской площади, строившийся в это же время (1911-12 гг.) В обоих сооружениях ведущий мотив фасада - монументальный ритм полуколонн, сложенных из каменных блоков и объединенных общим антаблементом. Четкая, фасадно выраженная структура здания, простота и геометризм решения предвосхищают искания архитектуры 1920-1930-х годов; повышенное внимание к использованию различных фактур в облицовке фасада (полированный красный гранит первого этажа, «грубый» руст колонн) - завоевание эпохи модерна. Несмотря на незаурядность общей композиции, рельефный декор его неудачен: пример тому - рельефы мужских голов в крестьянских шапках, помещенные между третьим и четвертым этажами. Азовско-Донской банк был основан в 1871 г. в Таганроге. К середине 1890-х гг. - крупнейший провинциальный банк, а к концу 1890-х гг. вошёл в пятерку наиболее крупных банков страны. В 1917 г. банк был ликвидирован.
Дальше высится собственно сам Минфин. Здание бывшего Московского отделения Петербургского Международного Коммерческого банка. Построено в неоклассическом стиле в 1910-11 гг. архитектором А.Э. Эрихсоном. Облицованное серым гранитом здание можно было бы отнести к постройкам следующей эпохи (настолько геометрична и конструктивна его композиция, настолько велики его остекленные поверхности), если бы не ордер вертикальных членений структуры, объединяющей второй-третий, четвертый-пятый этажи, и фронтоноподобный аттик с полуциркульным оконным проемом. Ордер трактован в «восточном» ключе - в нем угадываются мотивы азиатского зодчества. Этот интересный пример московской неоклассики показывает зарождение нового формального архитектурного языка XX века - грядущего конструктивизма и функционализма.
фото В4
На фото В4 - Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. Участок, на котором возведено здание, с 1535 г. принадлежал Троице-Сергиевому монастырю; его подворье просуществовало здесь до 1917 г. Само здание построено в 1874 г. по проекту архитектора П.П. Скоморошенко на территории бывших монастырских подворий в Китай-городе. Это было первое пятиэтажное здание в Москве, сыгравшее значительную роль в формировании укрупнённого масштаба застройки Ильинки, оформлено монументальной угловой ротондой в классицистическом духе. Декор фасадов выполнен в «русском стиле». Один из ранних образцов получившего впоследствии в Москве большое распространение многоэтажного дома с нижними этажами, предназначенными для конторских помещений и магазинов; в верхних этажах размещалась гостиница.
фото В5
На фото В5 - всё тот же Волжско-Камский банк, который зеленый и с атлантами. Фото показывает мощное громадьё линий и форм во всей их рельефности, что подчеркивается параллелями горизонталей.
фото Г1
В целом, большинство временных меток относится к концу XIX века, но советская эпоха тоже наложила свой отпечаток.
Так, на фото Г1 видим советскую символику, любопытным образом внедренную в модерн.
фото Г2
На фото Г2 - наслоение времен в комплексе Минфина, вызванное предконструктивисткими поисками архитектора.
фото Г3
На фото Г3 - могучая вывеска кафе, покрывающая конструктивизм доходного дома Шелапутина на фоне модерна, политого солнцем. Здание построено в 1905-07 гг. архитектором П.П. Щекотовым. Перестроено и надстроено с изменением фасада двумя этажами в 1926 г. инженерами Г.Д. Зиновьевевым и А.Ф. Лолейтом и здесь расположился Московский Совет Народного хозяйства.
фото Г4
фото Д1
Фото Д1 - Торгово-промышленная палата. Торгово-промышленная палата Российской Федерации - объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. Является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и собственным Уставом. Действующий председатель С.Н. Катырин (c 4 марта 2011 г).
фото Д2
Фото Д2 - Минфин. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.
Министром финансов РФ с мая 2000 г. является Алексей Кудрин.
фото Е1
На фото Е1 - атлант крупным планом.
фото Ж1
Ж1 - загруженность Ильинки толпами и машинами на фоне квалифицированного специалиста в жилетке с карманами.
фото Ж2
Ж2- молодежь не может спокойно пройти мимо монументальной Биржи.
Метафизика
Как известно, настоящая, старая улица всегда существует как связь между площадями. Это поток, которым данные площади сообщаются, поток не только транспорта и пешеходов, но также культуры, энергетики, времени, архитектуры. Ильинка связывает Красную площадь с Ильинскими воротами.
Красная площадь, как известно, есть начало России, лицо государства. Ильинские ворота - средокрестие многих дорог, прилегавшее некогда к одной из башен Китайгородской стены. Применим следующий метод анализа: сопоставим мизансцены двух площадей, используя Ильинку как ось симметрии.
Итак, по выходе из Ильинки мы видим Лобное место, Спасскую Башню и Боровицкую улицу Кремля на Красной площади - и, соответственно, памятник героям Плевны, башню усадьбы В.П. Разумовской и начало Маросейки на Ильинских воротах. По правую руку от Ильинки видим обширные пространства Красной площади и Ильинского сквера. По левую руку всё не так чётко: собор Василия Блаженного на Красной площади и храм Николая Чудотворца в Клённиках в небольшом отдалении от Ильинских ворот. Всё это означает диалог между древним государственным величием Красной площади и дворянским укладом XIX века на Ильинских воротах.
Таким образом, Ильинка представляет собой переход от древней Красной площади к дворянским Ильинским воротам. Начало Ильинки - древний купеческий центр с торговыми рядами и гостиными дворами. Несмотря на то, что ныне существующие здания относятся к XIX веку, о древности их предшественников наглядно свидетельствует храм Илии Пророка. Затем мы видим монастырские подворья, которые плавно переходят в доходные дома купеческих обществ. Особую роль играет Биржевая площадь. Она не имеет отношения к поперечным переулкам, а является промежуточным звеном между Красной площадью и Ильинскими воротами. Биржевая площадь застроена зданиями купцов-капиталистов, что соответствует промежуточному положению между древними купцами Торговища (по роду занятий) и дворянами Ильинских ворот (по общественной значимости).
Дополнения, исправления и проч. приветствуются.