Решил сделать небольшую подборку старых и новых снимков севера Москвы с описанием объектов и небольшими историческими экскурсами. Начать решил со старого пути из Москвы в Дмитров, где теперь пролегает улица Бутырская, переходящая в Дмитровское шоссе. Именно на этом пути раньше стояла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, от которой до наших дней дошел лишь жалкий обрубок колокольни.
Думаю, многим кто часто ездит по Дмитровке знаком этот печальный силуэт, стоящий на обочине современной жизни и кажущийся абсолютно нелепой старой развалиной. А ведь у каждого, даже самого неприглядного здания или строения может быть прекрасная история, заставляющая иначе взглянуть на него. Если повезет - у такого здания найдутся старые фотографии, раскрывающие нам его былую красоту.
В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом.
Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы.
Здесь-то в XVII веке и возникла церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест…
Деревянная церковь в Бутырках, которые долгое время принадлежали Романовым (ещё до их восшествия на престол), была воздвигнута в 1646 - 1647 гг. владельцем села - боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, построена в 1682 - 1684 гг. Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы.
Наиболее тяжёлым временем для храма стало нашествие французов, которые изрядно попортили храм изнутри, но потом всё было бережно восстановлено. В конце XIX - начале XX рядом были также построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
После 1917 года храму вроде бы ничто не угрожало, он был признан ценным архитектурным памятником и поставлен на государственную охрану. Регулярные богослужения прекратились в 1920-е, окончательно же церковь была закрыта в 1935 году.
Уже к началу Великой Отечественной войны часть зданий вокруг церкви (приходская школа и богадельня) сломали, затем срезали шатёр и главы храма, разрушили большую часть уникальной трапезной.
Варварский процесс получил завершение в 1970 году, когда завод «Знамя» выстроил свой новый корпус прямо между обрубком колокольни, от которой остались два этажа, и остатком основной части храма. Так Бутырская улица стала превращаться из тихого окраинного уголка Москвы, каким она была, судя по фотографиям, до революции, в серую, неуютную улицу, полную гигантских прямоугольных зданий.
Подробнее о церкви можно
прочитать в ЖЖ или на сайте «Москва, которой нет» -
Часть 1 и
Часть 2 (спасибо уважаемому
brusnik)
Вот так было потеряно для нас это прекрасное произведение искусства. Проносясь мимо на автомобиле, посмотрите на остаток колокольни и представьте, что вместо этого кирпичного заводского уродства позади него могла бы стоять уютная русская церковь...
А мы едем дальше, в направлении Дмитрова и проезжаем под мостом Рижского направления МЖД через Бутырскую ул.
Здесь заканчивается Бутырская улица и начинается Дмитровское шоссе, ранее известное как Дмитровская дорога, ведущая в старинный город Дмитров. Путь был известен уже в XIV веке (на плане XVII века она значится как Дмитровка). В XIX веке превращен в шоссе, названное, как и дорога, Дмитровским.
Впереди слева вырастает дом №25. Раньше, как видно при сравнении двух фотографий, Дмитровское шоссе проходило ближе к дому.
Чуть дальше - пересечение с Красностуденческим проездом. На верхней фотографии - встреча участников «
VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов»
Вид в область, справа за дачными домами проходят пути савеловской железной дороги. Налево уходит Красностуденческий проезд.
Слева - начало Красностуденческого проезда, а на перекопанном пустыре скоро (вероятно, к Олимпиаде'80) будет построена гостиница «
Молодежная»
А мы двигаемся дальше и доезжаем до Лихобор. Ниже вид с моста Малого Кольца МЖД на Верхние Лихоборы с разницей в 50 лет.
Деревня Лихоборы (на плане 1761 г. - Лихобор) возникла в середине XVIII в. Получила название по р. Лихоборка, она же Лихобора (название реки известно еще с XVI в.). В конце XVIII в. деревня разделилась на Верхние и Нижние Лихоборы (там где сейчас находятся Нижнелихоборские проезды) В 1960 г. деревня Верхние Лихоборы была включена в состав Москвы, тогда же началась массовая жилая застройка района. Еще в составе деревни в 1950 г. возникла 1-я Верхнелихоборская ул. В 1967 г., с присоединением к ней новой улицы, она получила название Верхнелихоборская (бывшая 2-я Верхнелихоборская ул. была застроена).
Верхние Лихоборы в районе остановки «7-ой автобусный парк. Слева, на первом фото, за женщиной в белом платье, запечатлена часовня Бориса и Глеба, стоявшая до 1964 года у Дмитровского шоссе.
Это место сейчас совершенно не узнать, от бывших маленьких сел совсем ничего не осталось.
Едем дальше и доезжаем до колоритного указателя поворота на Ховрино в районе нынешнего пересечения с Яхромским проездом. Сейчас в этом месте все гораздо более скромно :)
Такой вот путь получился ) Дальше, по направлению к Ховрино старых фотографий не так много. Но скоро будут ещё сравнения старых и новых фотографий, преимущественно северного округа.