Первая часть тут:
http://moy-bon.livejournal.com/909.html Мы остановились на том, что наша жизнь полностью подчиняется капризам нашего ума, а сам ум зависит от движения праны по каналам.
Т.о. становится очевидно, что изменить свою жизнь опираясь на одни только мысли невозможно, поскольку любая мысль - это лишь слуга ума.
Тогда напрашивается вывод, что можно измениться только посредством ДЕЙСТВИЯ. Например, такого действия, которое изменит течение праны, а вместе с ней и ум. Какие методы мы знаем? Разделю техники, которые мне известны на группы:
Первая группа: Ца-Лунг, Туммо, Трулкоры, Йога, Цигун, Ушу и подобные практики, которые направлены на работу с энергетическим телом.
Вторая группа: Обеты. Монашеские или мирские обеты, которые призваны держать наш ум под контролем.
Третья группа: Медитация, визуализация, все сутрические практики - техники, которые работают с умом напрямую, либо трансформируя его, либо наблюдая за ним, либо "отказываясь" от него.
Конечно, все эти техники очень полезны. Причем для разных людей подходят свои техники, кому-то больше помогает одно, кому-то другое.
Но у всех этих техник есть одна общая черта - то, что их всех объединяет. Все они призваны так или иначе остановить работу повседневного ума. Заставить его на время отступить, дать место чему-то ещё, впустить в свою жизнь новое состояние, свободное от эго, свободное от "я". И все эти техники действительно так или иначе помогают это осуществить. Но у них есть один недостаток. И он заключается в самой их природе. А по своей природе, любая техника - это только техника, и работает она только во время её выполнения и немного времени после, и чтобы действительно изменить вашу жизнь, вам необходимо выполнять какую-то технику ПОСТОЯННО, потому что как только вы перестаете практиковать, ум сразу же начинает медленно, но верно заполнять собою все пространство вашей жизни, и спустя совсем немного времени, вы опять обнаруживаете себя в том же месте, с которого начинали. Знакомая история?
В применении этих техник есть несколько основных проблем. Рассмотрим их подробнее.
Первая проблема - заставить себя приступить. Эта проблема связана опять же с качествами нашего ума. Ум - Царь и он не желает уступать свое место чему-то ещё. Поэтому зачастую, даже если нам что-то помогает, например какая-то практика, бывает очень сложно себя заставить её выполнять. Например, лень.
Вторая проблема заключается в том, что со временем любая техника интегрируется умом. Он принимает её, как данность. Смиряется. Но в действительности незаметно делает её частью себя. И вот вы вдруг обнаруживаете, что от постоянного волевого усилия к занятиям неожиданно развилась ваша гордость и надменность. И вот вы уже не уважаете людей, которые, на ваш взгляд, не способны к таким "духовным подвигам"! И т.о. техника, которая была призвана сделать вас лучше, меняет вас совсем не в тут сторону, в которую вы ожидали.
Сюда же можно отнести случаи, когда практика смирения делает человека никчемным по жизни и, например, разрушает его семью. Т.е. там, где необходимо противодействовать событиям, он смиряется и теряет всё. При этом катастрофу своей жизни он оправдывает якобы "духовным путем".
Т.о. мы видим, что у ума есть бесконечное количество ловушек для практикующего. И Путь превращается в минное поле, где каждая "мина" отбрасывает тебя назад, в начало, а то и в гущу других "мин" посерьезней.
Поэтому очень важно помнить, для чего вы вообще практикуете.
Совет №1.
Что значит "помнить"? "Помнить" значит верить. Верить в то состояние, в котором вы когда-то оказались и в котором вы хотели бы прожить всю оставшуюся жизнь. Если вы помните эту открытость, эту свободу, эту радость, то ум не сможет сбить вас с пути, потому что вы находитесь в сфере, где он не имеет власти над вами. Если же у вас вообще нет подобного переживания, то тогда в чем заключается ваш Путь?
Но вернемся к человеку с книгой.
То пространство и открытость, которое он обрел в результате знакомства с новым знанием, безусловно результат благословения этого знания буддами. Именно их благословение делает возможным наш доступ в эту сферу радости и счастья. Их благословение - это наш путь к самим себе, к своей истинной природе.
Поток благословения иссякает, как только наш ум одерживает верх и мы возвращаемся к своим старым привычкам и состояниям.
Давайте подробнее рассмотрим, как происходит это возвращение сознания в прежнюю "колею".
Вообще, если приглядеться внимательней, то наш ум, при выборе действий, мечется между двумя превалирующими тенденциями.
Одна тенденция: НАДО!
Вторая тенденция: ХОЧУ!
Всё! Больше наш ум ничего не интересует. Каждый наш день проходит в попытках найти компромисс между "надо" и "хочется". Не будем тут подробно рассматривать мирские примеры подобного поведения, они всем известны. Остановимся на том, как действует ум, когда в него попадает новая идея, и как он возвращает власть себе.
Итак, идея о том, что нужно быть благодарным попавшая в ум временно его дезориентирует, но потом он пытается навесить на эту идею один из этих ярлыков: "надо" или "хочу". Потому что он может манипулировать только двумя этими идеями, остальное для него просто не существует. Так что же он выберет в данном случае? Сначала, наверное, он позволит этой идеи находиться в области "хочу". Потому что человек еще будет помнить о тех приятных переживаниях, которые он испытывал, когда только с этой идеей познакомился. Человек будет думать - хочу еще! Вот и всё. Он уже попался. Он совершает новое, незнакомое, волшебное действие, но ум уже повесил ярлык, присвоил каталожный номер и разместил в своем хранилище. И первое время, в результате работы памяти практика еще будет кое-как работать. Потом постепенно, а может и довольно быстро, ум повесит на эту практику новый ярлык: "надо". "Надо быть благодарным" будет твердить ум. Ну и всё. Больше говорить становится не о чем. Праздник кончился, начались будни.
И таким образом ум поступает абсолютно со всей новой информацией, со всеми новыми техниками, практиками, новым знанием и т.д и т.п.
Т.е. вы уже проиграли даже не вступив в войну.
Так как же этого избежать?
Практиковать!
Что практиковать? Мы же выяснили, что любая практика может привести как к позитивному сдвигу, так и к негативному, или же может заставить вас топтаться на месте годами, так ничего и не добившись в изменении себя. А ум интегрирует практику в себя и в очередной раз лишит вас энергии и радости от ее совершения.
Тут мне бы хотелось остановится на второй группе действий.
Обеты.
На мой взгляд, обеты - наиболее интересный способ работы с умом при правильном подходе.
Что такое обет? Обет - это обещание. Обещание, которое нельзя нарушить. Для чего дается обет? В своей основе, обет дается как раз для того, чтобы избежать многих ловушек на Пути. Но при этом к выбору обета необходимо отнестись очень серьезно, с полным пониманием того, зачем вы его даете.
Логично, что существует два вида обетов. Первый вид - чего-то делать. Например, выполнять регулярно какую-то практику.
Он ведет к той же ловушке, что вышеперечисленные практики. Во-первых, в наших жизненных условиях соблюдать регулярность хоть в чем то - это тяжелый труд и стресс. Если кто-то на это способен - то честь и хвала, конечно, но это не для всех. А во вторых, ум быстренько повесит на вашу практику ярлычок "надо" и вы будете только злиться и нервничать из-за необходимости ее совершать и никакой радости уже испытывать не будете. Второй вид - чего-то не делать!
Совет №2.
Неделание.
Если вы не запомнили с первого раза, перечитайте еще раз то, как работает наш ум. Ещё раз - ум принимает всё. Вернее поглощает всё. Он всё делает своей пищей, любое знание, любую мысль. А потом манипулирует ими, продолжая контролировать вас. Техники же останавливающие его, действуют лишь короткий промежуток времени, и, в целом, не способны оказать решающего значения на вашу жизнь, если вы, конечно, не сидите в пещере в пожизненном ретрите.
Поэтому идеальным средством для нас является ОТКАЗ. Отказ от всего лишнего, что присутствует в нашей жизни. При этом мы совершаем головокружительный по своей эффективности маневр - мы лишаем ум его пищи. Ум профессионал в принятии. Он как хороший процессор принимает и обрабатывает любую информацию поступающую извне. Раскладывает всё по полочкам, навешивает ярлычок и не дает никакой возможности вам совершить хоть какой-то шаг в сторону от известных ему путей.
И тут вы от чего-то отказываетесь!
Выберите наиболее разрушительную или времяпоглащающую привычку и просто откажитесь от неё! Пусть даже на время, пусть даже на день. Потом всегда можно продлить такой обет. Но вы увидите, что эффективность такого действия просто невероятная! Потом можно увеличивать количество того, что вы не будете делать, можно уменьшать. Опять же, главная задача - оставаться в месте счастья и радости, и не давать возможность уму захватить снова власть.
Это один из способов отказа.
Есть еще один, не менее потрясающий и эффективный. Он заключается в отказе от любых привычек вообще, невзирая на то положительные они, отрицательные или нейтральные.
Например, вы замечаете, что у вас есть привычка чистить зубы только правой рукой. Вы берете, и начинаете чистить зубы левой. Если вы сделаете это осознано, то заметите, как ум в недоумении замер на мгновение, чтобы привести свои каталоги в новое состояние, повесить новые ярлычки, а самое главное: ПРИДУМАТЬ ПРИЧИНУ ТАКОГО ВАШЕГО ПОСТУПКА И ПОНЯТЬ! Понимание для ума - это всё! Это вся его суть! Он обязан всё понимать. Для ума любое ваше действие должно иметь логическое обоснование, быть помечено определенным цветом и помещено на определенную полочку. Если вы совершаете действие без причины, но специально - всё, для ума это катастрофа. Он замолкает и прячется, ждет когда можно будет снова вылезти из норы, чтобы навести порядок в своем царстве.
Т.о. отказ от своих привычек - это отказ от своего доминирующего ума. В идеале, каждое ваше действие должно вести прочь от его контроля над вами. Но при этом важно не дать ему возможность перехватить инициативу: ОБЪЯСНИТЬ себе причину такого вашего поведения, ПРИДУМАТЬ его цель и снова захватить власть.
Меняйте все привычки: сидите на стуле не как обычно, ешьте левой рукой если вы правша, ехайте на работу другим маршрутом, чешитесь, когда ничего не чешится, пишите бессмысленные комментарии в фейсбуке, сидите неподвижно, когда вдруг решили куда-то пойти, помойте окна в квартире, даже если они чистые, но мойте на полном серьезе, так как обычно, мойте руки шампунем, пылесосьте стены, дышите через салфетку, что угодно. Главное разрушить эту колею, выскользнуть из нее, хоть на мгновение, потом все станет по другому. Только разрушая свои привычки секунда за секундой, вы привнесете в свою жизнь невиданную осознанность. Вы поймете, что значит, находится "здесь и сейчас", а главное поймете ЗАЧЕМ там нужно находиться! Вы остановите свой ум без малейших усилий, без борьбы с ним, без войны. Просто вы вернете контроль за своей жизнью себе, а ум будет служить вам, когда это будет необходимо. Ваши чакры откроются как по волшебству, а многолетние блоки исчезнут, как если бы их никогда не было.
Те способы, что здесь описаны лишь техника, но она может позволить вам понять, что и все остальные действия, которые вы совершаете в жизни, столь же нелепы и бессмыслены, как тщательная полировка гвоздя. Ни одно из них никогда не приведет вас к истинному счастью. Но вы можете совершать их как и раньше, но отношение ваше будет уже другим. И мир станет другим. И важные ранее события потеряют свою актуальность, а собственная осознанность станет ценнее всех богатств мира, и выше всех ваших страхов.
Только не относитесь к этому всему серьезно. Это просто такая игра, в которую вы можете иногда играть. Не более того. Поиграйте и сами поймете, есть ли в этом для вас польза или нет.
Итак, помните, что нужно совершать как можно меньше действий, которые ведут к очевидному результату. Совершайте действия просто так, без причины и без цели, но осознано и специально. Так вы филигранно просачиваетесь между "Надо" и "Хочу" - уму больше не на что повесить свой ярлык. И он отпускает вас на свободу!
Уверяю вас, вы можете быть счастливы прямо сейчас и навсегда.
Главное не сдаваться. И благословение будд вас не покинет.
Нужно лишь следовать двум этим советам. Но неукоснительно! И идти до конца...