Apr 16, 2014 16:20
Кто-то радовался в детстве пятеркам, а кто-то двойкам одноклассников. Детство прошло, а оценки остались. И уже нет уроков, парт и учителей, а отметки есть. И ставим их себе сами, а когда этого недостаточно - преданно смотрим в глаза окружающих, ища одобрения.
Что такое оценка? Это некие координаты, определяющие в том направлении мы идем или нет. И совсем не важно как эти координаты связаны с координатами мира. Не мир же нам оценки ставит. Или ставит, но мы не замечаем?
С оценкой как то проще, понятнее. Можно чувствовать себя уверенно. Пятерка - значит движемся в правильном направлении. И кто быстрее и дальше - тот успешнее. Если двойка и то конечно неприятно. Но опытные люди убеждают любить и отрицательный результат. Ведь он тоже указывает нужный путь - обратный от совершенного.
Если есть оценка, то все можно оценить. Взвесить, померить, промаркировать. Навесить ярлык, торговый знак, штрих-код.
И что не менее важно, правота наделяет правом. Прав, тот кто прав. Там где есть право, есть полномочия. А полномочия дают возможность не только решать что и кому делать, но и позволить небольшую слабину себе. Судью не судят.
Система оценок создает мир в мире. Маленький мир социальных установок в большом мире, где может не быть права, и не быть лева. Оценка дает социальному миру управляемость, принятые по умолчанию правила игры. И если спор возникает, то чьи правила правильнее.
А можно ли жить без оценок? Не оценивать себя и что важно других. Да и окружающий мир. Не говорить - небо хмурое, погода противная, ворона зловещая. Но ведь тогда не понятно где ты и куда идти. А еще не ясно - успешен ты или нет. Прав или нет. И наконец погода то какая? И как ты к ней относишься.
Трудно вырваться из маленького мира в большой. Там придеться продвигаться по жизненному пути как сталкер. По чуть чуть. Кинули гаечку и если путь свободен - продвинулись. И никакого успеха.
оценка,
кусочек картины