Грозненский базар

Oct 05, 2015 09:54

Базар живет свой жизнью. Здесь всегда много шума, суеты, движения. Порой возникает перепалка между торговками. Между узкими рядами протискиваются автомобили, заставляя покупателей тесно прижиматься к импровизированным прилавкам торговцев.
Здесь красивые гроздья винограда манят дешевизной цен. Так будет не всегда, скоро сезон созревания закончится, и цены взлетят вверх, и это будет уже совсем другой виноград, который не портится месяцами, и уж точно не так полезен, как этот. Мимо винограда пройти не могу, хотя моих домашних запасов хватит еще на несколько дней, но мне трудно отказать в себе удовольствии полакомиться и этими солнечно-красными гроздьями.
Прямо на земле стоят ведра с яблоками. Цена на ведро начинается от 50 рублей, по нынешним временам почти ничего. Вчера купил одно ведро, сегодня тоже беру еще одно, но уже два раза дороже. Тут и яблоки покрупнее, да и выглядят лучше. Во дворе кризис, необходимо сделать витаминный запас в организме в преддверии грядущей зимы. Торговка предлагает взять груши. Выглядят они не очень презентабельно, да и по сравнению с яблоками, стоимость два раза выше. Но я уже знаю, что груши такие, что и ведра на семью не хватит. Женщина расхваливает свой товар, и она напоминает мне моих теток. Они тоже любят поговорить, и глаза такие же добрые, и так же где-то в глубине них спрятаны те невзгоды жизни, через которые они проходят с необычайной терпеливостью и смирением. Я понимаю, что на ней лежит груз тяжких проблем, она несет все в дом, детям и внукам, радуется, что удается им справить обновки…
Как много их, забот и дел, которые тяжким грузом лежат на этих хрупких женских плечах.
Когда война пришла на эту землю, моя мама чувствовала себя виноватой в том, что в доме нет ничего съестного. Бомбежки отбивали охоту к еде, вполне достаточно было орехов, которые росли во дворе в изобилии. Их в этот год хватало всем - и нам, и соседям, и беженцам. Такого обильного урожая я никогда больше не видел. Когда беженцы разъехались, мы еще собрали несколько мешков орехов. Я не знаю, откуда она доставала еду, но моя мама умудрялась нам каждый день приготовить на открытом огне лепешку каждому, хотя муки в доме не было совсем, заваривала прекрасный душистый чай, и пусть без сахара, но согревающий и укрепляющий истощенный организм. Мама всегда что-то меняла, продавала, покупала, и каждый день доставала тот мизер еды, который позволял нам не голодать.
И сегодня наши мамы, тети, сестры стоят на рынках, зарабатывают свой кусок хлеба, несут все это в семью, и даже вечером они не могут себе позволить отдохнуть, потому что в доме у них есть обязанности хозяйки, кухарки, посудомойки. Нужно и подмести, и постирать, и уроки с детьми приготовить…
Я с удовольствием слушаю торговку, она рассказывает о том, что груши дорожают каждый день, и ей приходится повышать цену, так как и оптовики накидывают свою цену. Конечно, так бывает всегда - чем меньше товара, тем выше цена. Через две-три недели мы снова будет покупать груши за килограмм по цене одного ведра. Женщина оправдывается за то, в чем она никак не виновата. Но ведь многие покупатели этого не понимают, через одного возмущаются, что вчера было еще дешевле.
А когда я ухожу, она подкладывает мне в пакет еще груш, и говорит - а все-таки вы добрый человек. Вот такие они, наши мамы и тети, всегда готовы человеку делать добро и приятное, просто нам нужно быть человеками!
В каждой моей руке пакет с фруктами, и сегодня вечером я уставлю свой маленький столик этим богатством, наполню большой бокал чистой шатойской родниковой водой, и буду наслаждаться чтением и фруктовыми яствами.
Я иду между рядами, и мой взгляд встречается с взглядом женщины, торгующей фруктами. В глазах печаль, и никакого чувства стяжательства. Сразу бросается в глаза, что базар - это не ее место. Лицо еще хранит очертания былой красоты, но страдания наложили на него свой отпечаток. Мне всегда казалось, что на рынке должны торговать те, кому это нравится делать, но жизнь - штука сложная. Эта женщина с благородными чертами лица была бы доброй хозяйкой дома, но видимо жизнь сложилась иначе…
В свободное время я люблю гулять по рынку, люблю находиться среди людей, чувствовать эту атмосферу жизни, ее ритм и пульс.
Перехожу в ряды, где торгуют овощами. Здесь говорливые азербайджанцы бойко торгуют, чувствуется, что они в родной стихии. Это их жизнь, здесь же мать лупит подростка, по всей видимости, за то, что оставил свое место и пошел гулять. Все естественно и привычно. Вот один торговец отдает остатки товара за полцены. Покупательница, по всей видимости, привыкшая командовать у себя в доме, широко расставив ноги, в позе надзирателя смотрит, как торговец набивает ее пакеты. Заметив других покупателей, она решает забрать все. Женщина зорко высматривает, есть ли некачественный товар, но ничего криминального не находит. В противном случае торговцу пришлось бы туго. Но тот на рынке не первый день, людей изучил хорошо, и на скандал его не спровоцировать.
Базар - это смещение характеров, привычек, нравов, на узком кусочке земли тысячи людей встречаются, чтобы продавать и покупать. Базар, как поле битвы, обнажает внутреннюю сущность человека. Будучи слабым, легко можно стать жертвой обмана, будучи жадным, можно потерять свое человеческое достоинство. Базар - как наша жизнь, если есть достаток, то жизнь спокойна, если же покупатель не в состоянии покупать, а продавец не может продавать, базар начинает кипеть, и страсти накаляются. Базар - как барометр, позволяющий судить о состоянии общества. Сегодня Грозненский базар спокоен, а это значит, что все у нас будет хорошо!
Previous post Next post
Up